Изучение оборудования для транспортирования зерна
Устройство нории.
Для вертикального перемещения сыпучих материалов во многих отраслях промышленности и сельском хозяйстве используют вертикальные ковшовые элеваторы ленточные или цепные. Для выполнения такой задачи это самая простая и надежная машина, способная обеспечить непрерывный поток продукта на любую необходимую высоту (реально - до 100 м) с заданной производительностью.
В зерновой индустрии по наименованию этой машины названы зернохранилища вертикального силосного типа - элеваторы, поэтому вертикальный ковшовый конвейер получил другое называние -нория. Исходя из свойств зерна, условий взрывобезопасности, необходимости уменьшения травмирования зерен и по другим причинам зерновые нории обычно бывают ленточными.
Основными элементами ленточной нории являются: бесконечная лента с равномерно прикрепленными к ней ковшами; головка нории, включающая приводной барабан с подшипниками и металлический кожух; башмак нории, состоящий из нижнего натяжного барабана с подшипниками и опорного кожуха с натяжным устройством; но- рийные трубы в количестве достаточном для соединения головки с башмаком; привод нории. Конструктивно каждая модель нории имеет свои особенности и комплектацию. Кожухи головки и башмака, норийные трубы изготавливаются из листовой стали и имеют характерную для этих узлов рациональную форму.
По конструкции нории делятся на одинарные и двойные. В двойных нориях используется две ленты с ковшами, один привод. В зависимости от скорости ленты (окружной скорости приводного барабана головки) нории делятся на скоростные, быстроходные и тихоходные.
Включение и выключение нории производится последовательно: сначала включается привод, а после набора лентой скорости открывается задвижка загрузочного патрубка (разгрузочный патрубок задвижки не имеет) для подачи зерна. При остановке нории, наоборот, сначала перекрывается подача зерна и лишь после этого, при отсутствии его в разгрузочном патрубке выключается привод нории. Для зачистки (полного освобождения) башмака от зерна, при смене культуры, партии в башмаке имеется разгрузочный люк. При наличии доступа разгрузочные люки делаются с двух сторон.
Нория II-175. Диаметр барабана головки равен 1160 мм, а башмака — 800 мм. Поэтому оси барабанов смещены на (1160—800)/2= 180 мм.
Увеличение диаметра барабана головки объясняется тем, что для этой нории требуется лента большей толщины. При малом диаметре приводного барабана увеличилась бы потребная мощность на изгиб ленты. Меньший диаметр барабана башмака не только уменьшает габариты, массу и стоимость, но и позволяет разместить ниже приемные носки. Чем ниже они расположены, тем из более далеких точек можно направить продукт.
.Различные диаметры барабанов вызвали необходимость трубу с восходящей лентой сделать вертикальной, а на нисходящем
Нория 11-350. По конструкции такая же, как и нория 11-175. На элеваторах эти нории используют в основном на приемке зерна из железнодорожных вагонов при установке высокопроизводительных стационарных вагоноразгрузчиков, при реконструкции рабочих башен и строительстве новых элеваторов большой вместимости. На действующих элеваторах эти нории проходят обычно через зерновые железобетонные бункера. Колодцы, в которых движется лента с ковшами, имеют поперечные размеры несколько большие, чем размеры трубы; их присоединяют к трубам через патрубки.
Промышленность выпускает также нории специального назначения, например для перемещения кукурузы в зерне и початках, комбикормов, их компонентов и т. д.
Эксплуатация норий.
Перед пуском проверяют исправность нории и всех машин, на которые нория должна подавать продукт. Желательна электрическая блокировка всех машин данного маршрута. Норию загружают только после достижения лентой требуемой скорости, постепенно открывая задвижку.
В процессе работы следя! за нагревом подшипников и редуктора, заполнением бункером или машин, установленных после нории. Нельзя допускать перегрузку или недогрузку нории. Для предотвращения завала нории на боковых стенках внутри башмака у приемных носков устанавливают датчики уровня, автоматические закрывающие доступ продукта при его излишке.
Нория может быть завалена из-за внезапной остановки электродвигателя, пробуксовывания лепты, неисправности или отсутствия на ленте нескольких ковшей, а также при увеличении обратной сыпи больше 1 %. В случае завала необходимо немедленно (акрыть задвижку, остановить электродвигатель, удалить продукт через люки башмака специальными скребками. Определив причину завала, необходимо ликвидировать ее и снова включить норию.
Бой зерна происходит вследствие его повреждения кромками ковшей, попадания между лентой и барабанами. Пыление и подсор продукта бывают из-за плохой аспирации или не плотностей в кожухе. Приводной барабан обшивают прорезиненной лентой, чтобы уменьшить пробуксовывание норийной ленты, ее износ, сократить расход электроэнергии.
С трех сторон башмака нории оставляют свободные проходы не менее чем по
0,7 м.
Все движущиеся части должны быть ограждены. Норию необходимо аспирировать, снабжать взрыворазрядным устройством. Ни в коем случае нельзя просовывать руки в смотровые и выгребные люки даже при неподвижной ленте. Нельзя допускать рабочих к обслуживанию нории без инструктажа по технике безопасности