Понятие и сущность правовой информации. Правовая информация является разновидностью информации вообще, ее видовым понятием
Правовая информация является разновидностью информации вообще, ее видовым понятием. Поэтому все признаки, характерные для понятия информации, присущи в равной степени и понятию правовой информации. В то же время правовая информация имеет специфические особенности, которые позволяют выделить ее в самостоятельное понятие.
До 70-х годов термин "правовая информация" в юридической литературе не употреблялся. Авторы предпочитали, рассматривая информационные проблемы права, пользоваться предметной терминологией: "источники права", "правовые источники", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и т. п.
Появление кибернетических методов в исследовании правовой проблематики повлекло необходимость обобщения конкретных правовых терминов в информационном аспекте в единое понятие — правовой информации.
Комплексный характер функций права предопределяет и многообразие правовой информации, что затрудняет на практике ее отделение от политической, идеологической, экономической информации. Вот почему в юридической литературе нет единого определения понятия правовой информации.
Вместе с тем имеющиеся определения правовой информации принципиально не различаются с содержательной стороны этого понятия, в них выделяется главным образом тот аспект, который представляется тому или иному автору наиболее актуальным в рассмотрении соответствующей проблемы. Поэтому в одних определениях правовой информации не находится места существенным элементам этого понятия, в других — смещается акцент важности тех признаков, которые отличают правовую информацию от других видов научной информации.
Наиболее верен комплексный подход к изучению понятия правовой информации. Во-первых, правовой информацией является информационно-смысловое содержание правовых норм. К ним следует отнести не только акты высших и местных органов власти и управления, ведомственные нормативные акты, но и судебную, арбитражную, нотариальную практику.
Если принять такое определение правовой информации, то имеется возможность отграничить ее от политической, экономической, идеологической и других видов научной информации.
Правовая информация имеет особенности в семантическом (смысловом) и прагматическом аспектах.
Содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества.
Степень реализации поставленных государством задач на основе исполнения правовых предписаний характеризует эффективность юридических норм, и в зависимости от ее состояния законодатель дополняет или изменяет содержание правовой информации.
Смысловое содержание правовой информации в известной степени формирует и ее прагматический аспект.
Общеобязательность правовых норм, их государственное значение предопределяют универсальную потребность в правовой информации, ценность ее для всего общества.
Комплексный подход к исследованию понятия правовой информации позволяет включить в него информацию, содержащуюся:
а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
б) в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
г) в статистических сведениях о праве;
д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов.
Элементы, составляющие понятие правовой информации, служат в свою очередь основанием для ее классификации.
Источники правовой информации подразделяются в научной литературе на официальные и неофициальные.
К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов. То есть правовая информация, исходящая от перечисленных органов, имеет статус официальной.
Под неофициальными источниками правовой информации следует рассматривать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения, акты нотариальных органов; научно-правовые исследования и юридические доктрины.
Говоря обобщенно, к официальным источникам правовой информации относятся нормативные акты государственных органов, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Все остальные правовые документы и самого различного характера научно-правовые исследования, доктрины, учения, рекомендации, программы, положения и т. п. следует отнести к неофициальным источникам.
Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.
Правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания о праве, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.
К недокументальной информации относится та, которая либо материально не выражена (например, устные высказывания о праве, о связанных с ним процессах и явлениях), либо хотя и закреплена на материальном носителе, но не имеет общественного значения (например, личные записи правового характера, не имеющие общественного применения).
По форме документы в информатике классифицируют на: текстовые (книги, журналы, отдельные страницы и т. п.); графические (чертежи, схемы, планы и т. п.); аудиовизуальные (звукозаписи, кинопленки и т. п.).
Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее "вмешиваются" электронно-вычислительные машины и, в частности, автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые формы носителей правовой информации. Правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т. п.). Появились специфические виды бумажных носителей (перфокарты, распечатки и т. п.).
Правовая информация может закрепляться и храниться на пленках для последующего ее размножения на фотокопиях. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.
Выделяют и фактографическую информацию. Ее представляют сведения о фактах. Иначе говоря, это — информационное отражение определенного факта без интерпретации или пояснения.
Фактографическая информация касается самых различных субъектов, объектов, явлений и весьма многообразна по форме и содержанию. К ней, например, относятся названия и наименования конкретных учреждений, организаций, предприятий, населенных пунктов, рек, морей, озер, станций, архитектурных сооружений, марок оборудования; номера объектов; их числовые характеристики.
Правовые документы делятся также на первичные и вторичные. Признаком классификации в данном случае является не форма закрепления информации, а источник ее возникновения.
Первичной признается правовая информация, содержащаяся в нормативно-правовых и правоприменительных актах. Информация не теряет первичного свойства, если она в физическом виде воспроизводится в порядке тиражирования, копирования, микрофильмирования и т. п. К первичной информации следует относить и результаты научной деятельности (скажем, труды, статьи).
Вторичная правовая информация является результатом апалитико-синтетической и логической переработки информационного содержания первичных документов.
Аналитико-синтетическая переработка документов направлена на их преобразование в соответствии с той или иной задачей информационной деятельности, например, библиографическое описание документов, их классифицирование, систематизация, аннотирование, реферирование, индексирование, перевод с языка на другой язык.
1. Правовая информатика
1.1. Предмет правовой информатики
В процессе развития информационных технологий и их проникновения в разные области юридической деятельности создаются объективные предпосылки для формирования правовой информатики как самостоятельной юридической науки.
Определение | Правовая информатика - это прикладная наука, изучающая проблемы сбора, обработки, хранения и использования социально-правовой информации в правовой системе общества как в специфическом информационном образовании. Содержание ее предмета составляют проблемы, средства и методы обработки правовых информационных образований и потоков, в частности, задач по разработке, созданию и использованию различных информационно-правовых систем, анализу информационного обслуживания потребителей правовой информации, по решению с использованием вычислительной техники конкретных правовых задач и др. При этом в качестве правовых информационных образований могут выступать правовая система обществ в целом, а также механизм правотворчества, механизм правового регулирования, механизм правоприменения, механизм обеспечения доступа потребителей к правовой информации, информационно-правовые и автоматизированные системы и т.д. |
В рамках этой книги будут рассмотрены только несколько информационно-правовых образований, которые в настоящее время с точки зрения правовой информатики описаны наиболее полно.
Право на получение и распространение информации относится к основополагающим правам, гарантированным Конституцией России. Правовая информация является ключевым звеном, обеспечивающим слаженное функционирование государственного механизма. Знание и соблюдение норм, установленных государством и регулирующих различные аспекты правоотношений, становится необходимым условием создания правового государства. Одновременно с этим правотворческая активность в России отличается высоким динамизмом и имеет большой размах.
!!! | Ежемесячно органами власти и управления всех уровней принимаются тысячи документов, изменяющих порядок действия ранее принятых норм, устанавливающих новые "правила игры". |
Очевидно, что проблема доступа к информационному массиву, содержащему максимум сведений о документах различной ведомственной принадлежности и отражающему эволюцию законотворческого процесса, становится крайне актуальной. Кроме того, все более существенной является минимизация временных затрат на поиск документа и доступ к его тексту, на получение дополнительной информации о документе во взаимосвязи с другими актами, определения порядка вступления в силу и действия документа во времени и пространстве, выяснение источников официального опубликования и т.п.
1.2. Правовая информация. Виды правовой информации
Определение | Правовая информация - это совокупность сведений о действующем праве, практике его осуществления, правотворчестве и научных теоретических разработках в области права. |
Условно весь массив правовой информации можно разделить на следующие основные виды:
Правовая информация | ||||
Законодательство | Судебная и иная правоприменительная практика | Нормативы и стандарты | Доктрина (теория права) | Справочная и иная информация |
Законодательство - наиболее значимый вид правовой информации, основу которого составляют: нормативно-правовые акты России и сопутствующие им документы - официальные разъяснения правовых актов, сопроводительные документы, распоряжения органов государственной власти и должностных лиц и некоторые другие, а также акты международного права, действующие на территории России.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации представлены:
- Конституцией РФ, федеральными законами и законами, подзаконными актами (актами Президента, Правительства и центральных органов исполнительной власти);
- конституциями, уставами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации; актами органов самоуправления; корпоративными правовыми актами (актами организаций, осуществляющих регулирование определенных отраслей деятельности).
Сопутствующими подразделами к разделу законодательства являются: официальные разъяснения, сопроводительные документы; проекты нормативных правовых актов; иностранное законодательство.
!!! | Главная особенность этого вида правовой информации в том, что он содержит информацию о всей совокупности общеобязательных правовых норм, действующих в настоящее время или действовавших ранее. В этом смысле его можно назвать сводом всех правовых норм России. |
Судебная и иная правоприменительная практика - этот вид информации состоит из: решений судебных органов и сопутствующих им документов (исковые заявления, отзывы на исковые заявления, прилагаемые к решению материалы); административных актов органов государственной власти и должностных лиц.
К этому виду также можно отнести индивидуально-правовые акты, т.е. документы, обязательные только для конкретных лиц, в отношении которых и принимаются данные решения.
Нормативы и стандарты -этот вид информации состоит из нормативно-технических документов, например, государаственных стандартов, строительных норм и правил и т.д.
Доктрина (теория права) представлена монографиями, сборниками статей, учебниками, докладами и другими материалами, в которых излагаются теоретические положения в области права.
К этому виду информации также отнесены научно-популярные материалы в виде консультаций, разъяснений, примерных образцов правовых документов и др.
!!! | Главная особенность этого вида правовой информации в следующем: · основная масса документов представляет собой авторские материалы, распространение которых возможно только с согласия автора; · материалы данного раздела не являются документами, обязательными для кого-либо, но, с другой стороны, теоретические разработки в области права влияют на принятие новых правовых норм и могут быть положены в основу будущих нормативно-правовых актов. |
Справочная и иная информация - составная часть массива правовой информации наиболее обширна и объединяет различную справочную информацию, имеющую юридическое значение, например:
- официальные реестры организаций и лиц, имеющих лицензию на соответствующие виды деятельности;
- официальные реестры юридических лиц;
- решения о банкротстве организаций, введении внешнего управления, отзыве лицензии;
- справочники по органам государственной власти, судебным и правоохранительным органам;
- библиографические справочники юридической литературы;
- справочники информационно-правовых ресурсов и др.