Источники поступления товаров и поставщики товаров

К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различ-ных источников поступления, т.е. различных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-эконом деятельности, вырабатывающих товары и услуги.

Всех поставщиков товаров подразд на категории:

1) поставщиков-изготовителей

2) поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производи-телей и реализующих ее оптовым покупателям.

Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприя-тия общенационального, регионального уровня различного товар-ного ассортимента (специализации), составляющие основу систе-мы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые пос-редники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптов оборота (опт ярмарки, аукционы, товарные биржа, магазины-склады и др).

Дистрибьютор – фирма, осущ сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавл длительные контрактные отношения с промышленниками.

Брокерская фирма – предприятие, оказывающее посреднические услуги гос и ком структурам в приобретении, продаже и обмене товаров.

Брокер (физ лицо) – торговый посредник при закл сделок м/д покупателями и продавцами товаров на товарной бирже. Действует по поручению клиентов, получая вознаграждение.

Дилер – юр или физ лицо, осущ биржевое или торг посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы образу-ются за счет разницы м/д покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.

Важным посредническим элементом в закупочной деятельности явл организаторы оптового товарооборота – товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, опт рынки и др предприятия. Задачей этих структур явл создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не явл самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

Выбор поставщиков. Вкл поиск инф-ии о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку резул-тов работы с выбранными поставщиками.

Основные этапы выбора поставщика:

1. Определение и оценка требований покупателей к количеству, качеству, срокам поставки и сервису, прилагаемому к товару.

2. Определение типа закупок: установившиеся (постоянные), модифицированные (в кот меняется поставщик или параметры закупаемых тов), новые (связанные с измен конъюнктуры рынка)

3. Анализ поведения рынка, помогают логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и др факторы, позволяющие правильно организовать закупки.

4. Идентификация всех поставщиков и их предварит оценка.

После отбора подходящих поставщиков продукции проис-ходит окончательный выбор поставщика. При этом исп метод многокритериальной оценки, вкл показатели: уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др.

Реализация процесса поставок конкретной номенклатуры товаров от поставщика посреднической фирме:

-оформление договорных отношений,

-передача прав собственности на продукцию,

-транспортировка,

-грузопереработка,

-хранение,

-складирование и т.п.

Контроль и оценка выполнения закупок. После завершения процесса доставки должен быть организован входной контроль качества продукции. Эффективность управления закупками оценивается в результате контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству продукции и сервиса.

Формы товародвижения.

Товародвижение – это процесс реального доведения товаров до потребителя. Он включает в себя следующие операции:

· Транспортировку товаров

· Погрузку и разгрузку товаров

· Хранение товаров

· Комплектование товарного ассортимента

· Подготовку к продаже

Под транзитом понимается форма товароснабжения, при кот товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Это чистый транзит, применяющийся при прямых связях магазина с производственными предприятиями. Если оптовая база продала розничной организации товар со следованием от сбытовой организации промышленности или следованием от промышленного предприятия транзитом на склад розничной фирмы, то такая форма товороснабж. называется складской.

Транзитная форма имеет преимущества: искл повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются скла-дские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряя-ется товарооборачиваемость, уменьш товарные потери и объем транспортных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспеч сохранность товаров.

Данная форма широко исп при одногородних поставках, особенно скоропортящихся товаров. Труднее применять ее при иногородних поставках, но это в некоторых случаях целесообразно (поставка крупногабаритных товаров, строительных матер и т д).

Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розн торговли заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сна-чала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах товары подсортировываются и комплектуются.Применяется к товарам сложного ассортимента и для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями.

Складская форма применяется при получении товаров от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассортимента в торговле, а также требующих длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущества перед транзитной - повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при складской форме, является звенность товародвижения. К звеньям относятся склады оптовой и розничной торговле, которые прерывают движения товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой транспорт. В зависимости от количества звеньев различают одно, двух и многозвенный путь движения товаров.

Основным показателем звенности является коэффициент звенности, показывающий отношение валового складского товарооборота к розничному.

Кзв= ((Трозн/скл+ Топт/скл)/ Трозн)-1

где Топт/скл – оптово-складской товарооборот, тыс. р.;

Трозн/скл – розничный складской товарооборот, тыс. р.;

Трозн – розничный товарооборот, тыс. р

Различают также коэффициент торгово-организационной звенности, определяемый как отношение валового товарооборота ( складского, транзитного и розничного) к розничному.

Выбор оптимальных источников и форм товароснабжения может быть осуществлен путем разработки так называемых схем завоза по каждой товарной группе и программ рационализации товародвижения.

Наши рекомендации