Понятие тары, ее функции и виды

Упаковка и тара — это средство или комплекс мер, обеспечи­вающее: защиту продукции от повреждений и потерь, окружаю­щую среду от загрязнений, а также процесс обращения продук­ции.

Упаковка включает потребительскую и транспортную тару, прокладочные и вспомогательные материалы и средства.

Тара — это элемент упаковки, особый вид промышленных изделий (бочки, ящики, мешки, фляги и т. п.), предназначен­ных для перемещения, хранения и продажи товаров.

Значение тары и упаковки определяется теми функциями, которые они выполняют в процессе воспроизводства. Основны­ми из них являются:

предохранение товаров от повреждения в результате механи­ческих воздействий (ударов, боя), биологических (микроорга­низмы, насекомые, грызуны) и воздействий внешней среды (температуры, влажности, света, т.е. сохранение физико-хими­ческих свойств товаров;

обеспечение сохранности количества и качества изделий в процессе транспортировки и хранения товаров;

создание надлежащих условий для механизации и автомати­зации погрузочно-разгрузочных работ и перевозки материаль­ных ценностей на всех видах транспорта;

обеспечение условий для укладки и хранения затаренных то­варов на складах, лучшего использования площади и особенно вместимости складов, более полного использования грузо­подъемности транспортных средств и повышения их производи­тельности;

обеспечение надлежащих условий труда транспортных, склад­ских и торговых работников;

выполнение роли торговой информации и рекламы затарен­ном продукции;

использование тары как средства для продажи товаров (тара-оборудование) и др.

Тара классифицируется по различным признакам: по фун­кциям в процессе товарного обращения, оборачиваемости, кон­структивным особенностям, специфическим свойствам.

По функциональному признаку тара подразделяется на транспортную, потребительскую, производственную и тару-обо­рудование (контейнеры).

Транспортная тара предназначена для перевозки и хране­ния товаров в процессе товародвижения от производителя до пот­ребителя. К ней относятся ящики, бочки, фляги, мешки и т. п.

Потребительская тара поступает к покупателю вместе с то­варом и переходит к нему в полную собственность (пакеты, ко­робки, тубы, банки и т. п.). Ее стоимость целиком включена в цену товара, в то время как транспортная тара переносится на стоимость товаров пропорционально количеству помещенного в ней товара (при одном обороте тары) или в части стоимости из­носа тары (многооборотная тара).

Производственная тара применяется в цехах или между цехами и складами промышленных предприятий для транспор­тировки товаров, полуфабрикатов и сырья к рабочим местам (лотки и ящики специальной конструкции).

Тара-оборудование — это техническое устройство, предназ­наченное для укладки, транспортировки, хранения и продажи из него населению товаров по форме самообслуживания. Она обеспечивает целостность потребительской упаковки, исключает возможность хищения товаров из опломбированного контейнера. Тара-оборудование загружается товарами непосредствен но на промышленных предприятиях или оптовых базах и доставляется в торговый зал магазина самообслуживания, что поз­воляет достичь значительной экономии издержек, связанных с упаковкой, затариванием, погрузочно-разгрузочными и транспортными операциями.

По материалу изготовления тара подразделяется на деревянную, картонную, бумажную, полимерную, металлическую, текстильную, стеклянную, керамическую, комбинированную.

Деревянная тара является наиболее распространенным видом тары. Она занимает до 45 % в общем объеме транспортной тары. Для упаковки продовольственных и непродовольствен­ных товаров используется дощатая и фанерная тара, а также та­ра из древесностружечных плит. Деревянную тару изготовляют из древесины различных пород, чаще всего лиственных. Деревянная тара изготовляется в виде ящиков, решеток, бо­чек, барабанов, катушек и т.д. Деревянная тара, как правило, является многооборотной и подлежитобязательному возврату.

Картонная и бумажная тара отличается от других видов тары относительной дешевизной и легкостью, хорошей изотермичностью,герметичностью упаковки. Для ее транспортировки требуется значительно меньше транспортных средств. Она легко подвергается вторичной переработке. Для ее изготовления ис­пользуется листовой, прессованный, клееный, гофрированный картон и бумага. Картонная тара представлена в виде ящиков, барабанов, лотков, а бумажная — в виде мешков и пакетов.

Полимерная тара находит широкое применение, особенно для упаковки и транспортировки продовольственных товаров. К ее преимуществам относятся прочность, химическая устойчи­вость, непроницаемость, хорошая окрашиваемость. В общем ба­лансе тары она занимает небольшой удельный вес, но в перспек­тиве она должна получить более широкое распространение. Из­готовляется она из полиэтилена, поливинилхлорида, полипро­пилена, полистирола и других материалов.

Основные виды тары из полимерных материалов — ящики, мешки, бочки, канистры, пакеты, банки, бутылки, тубы, короб­ки и др.

Металлическая тара используется для затаривания легковоспламеняющихся материалов (бензина, керосина, ацетона и т.д.), с высокой степенью летучести (карбида кальция, газов), различных масел, лакокрасочных товаров и т.п. К основным ви­дам металлической тары относятся ящики, поддоны, цистерны, бочки, фляги, бидоны. К преимуществам металлической тары можно отнести прочность, долговечность, экономичность, боль­шую грузоподъемность. Сдерживает применение металличес­кой тары дороговизна металлов. Металлическая тара является многооборотной.

Текстильная тара — это тканевые мешки и упаковочные ткани: льняные, полульняные, льноджутовыё, джутовые, пень­ковые, хлопчатобумажные, комбинированные.

Стеклянная и керамическая тара используется для затари­вания продукции пищевой, химической и других отраслей про­мышленности (молочные, винно-водочные, косметические това­ры и т.п.). К этим видам тары относятся бутылки, баллоны, бан­ки, флаконы и т.п. Большая часть их относится к потребительс­кой таре, но может использоваться и многократно, особенно мо­лочная и винно-водочная тара.

Керамическая тара используется реже, например, для зата­ривания ликеро-водочных изделий, кислот и др.

Комбинированная тара находит все более широкое примене­ние, так как сочетание различных материалов (дерево+пластмасса, металл+пластмасса) дает наиболее долговечные, прочные и удобные виды тары. К ним относятся малогабаритные и специ­альные контейнеры, деревянная ящичная и бочковая тара с вкладышами из пластмасс и др.

По назначению тара классифицируется на универсальную и специальную. Универсальная тара используется для затарива­ния широкого круга товаров, специальная — для определенного вида товаров.

В зависимости от кратности использования различают многооборотную тару и тару разового использования.

Многооборотная тара совершает несколько оборотов, об­служивая процесс продвижения товаров от производства до потребления, и подлежит возврату поставщику или тарособирающей организации. К ней относится большинство деревянной тары, металлической, текстильной, полимерной. К многооборотной относится также инвентарная тара, являющаяся собственностью предприятия-поставщика.

Разовая, или однооборотная тара, используется при поставках один раз. К ней относятся основные виды потребительской тары (коробки из-под печенья, конфет, винно-водочных изделий, спичек, папирос, флаконы из-под одеколонов, бутылки, банки из-под лакокрасочных товаров и т.д.

По конструктивным особенностям тара подразделяется на неразборную, разборно-складную, закрытую, открытую, плотную, решетчатую.

В зависимости от степени жесткости тара бывает жесткой (деревянная, металлическая, стеклянная), полужесткой (картонная), мягкой (бумажная, текстильная).

По специфическим свойствам тара подразделяется на изо­термическую, сохраняющую температуру в течение определен­ного времени; герметичную, в которой отсутствует обмен с внешней средой; изобарическую, внутри которой сохраняется заданное давление. Бывает также пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и водонепроницаемая тара.

Наши рекомендации