Понятие логистики предприятия. Роль логистики в управлении материальными потоками. Принципы, объекты, задачи и функции логистики»
В 1985 году Совет логистического менеджмента США дал следующее определение логистики: «Логистика – есть процесс эффективного (с точки зрения снижения затрат) планирования, управления и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации, от места возникновения этого потока до места его потребления (включая экспорт, импорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».
В российской экономической литературе переменяется такое определение: «Логистика– это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени, от поставщиков до конечного потребителя».
Термин логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает «искусство вычислять, рассуждать»
Цель логистики: организация в пространстве и во времени материальных потоков с min затратами ресурсов, обеспечивающая max удовлетворение запросов потребителей.
Основными задачами логистики являются:
1. Организация материальных потоков организации;
2. Оптимизация загрузки производственных мощностей;
3. Экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков;
4. Оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.
Как следует из определения логистики, предметом ее изучения является МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ.
Материальный поток – это динамическая совокупность товарно-материальных ценностей на всех этапах логистической цепи (ЛЦ).
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров, перевозчиков, складов и т.п.), осуществляющих последовательно по ходу технологического процесса логистические операции по товародвижению и доведению материальных потоков от одной логистической системы до другой или конечного потребителя.
Материальный поток в данный конкретный момент времени представляет собой материальный запас – это статическая совокупность товарно-материальных ценностей.
Дистрибьютор (от лат. «распределять, распространять»):
1. оптовый торговец, оптовая фирма;
2. агент фирмы производителя по продаже и обслуживанию товара.
Дилер (от англ. «торговец, перекупщик, торговый посредник, агент) или джоббер (от англ. «торговец на фондовой бирже») – это классические биржевые игроки – спекулянты, которые действуют за собственный счет и зарабатывают на купле – продаже валюты, товаров, ценных бумаг.
Выделяют две основные группы запасов:
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ запасы – предназначены для производственного потребления, к ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.
2. ТОВАРНЫЕ запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами. К ним относятся запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения.
Основными функциями логистической системы являются:
1. Формирование хозяйственных связей;
2. Определение потребностей в перевозке продукции, ее сбыте;
3. Формирование и регулирование производственных запасов;
4. Развитие и размещение складского хозяйства и пр.
Особая значимость функций:
1. Увеличивается количество горизонтальных связей предприятий, сопряженных отраслей;
2. Развиваются новые организационные структуры (ассоциации, корпорации, консорциумы, которые используют методы логистики);
3. Развивается оптовая торговля, появляются посреднические организации (региональные, межрегиональные, отраслевые). Они действуют в тесной взаимосвязи с транспортными организациями. Определяют эффективные виды транспорта, позволяющие снизить себестоимость доставки товаров конечным потребителям.
Таким образом логистический подход позволяет вести комплексный учет всех затрат, регламентировать ввоз и хранение материальных ресурсов, что обеспечивает экономию ресурсов, снижение себестоимости, рост прибыли, платежеспособности и финансовой устойчивости.
Интегральные качества.
Представляют собой способность логистических систем реализовывать конечную цель, которая называется «шесть правил логистики»:
1. Товар – товар необходимого качества;
2. Количество – в необходимом количестве;
3. Место – в нужном месте;
4. Время – в определенное время;
5. Номенклатура – в необходимой номенклатуре;
6. Затраты – min затраты.
Задачами производственной логистики является – управление материальными потоками внутри предприятий, создающих материальное благо или оказывающих материальные услуги, таким как:
1. Хранение
2. Фасовка
3. Укладка
4. Упаковка и т. д.
Логистические системы (ЛС), рассматриваемые в производственной логистике, называются, внутри производственными.
К ним относят промышленные предприятия, оптовые предприятия, имеющие складские помещения, узловые, грузовые станции, порты …
Внутри производственная ЛС обладает количественной и качественной гибкостью.
Качественная гибкость обеспечивается наличием универсального
обслуживающего персонала и гибкого производства.
Количественная гибкость обеспечивает способность создания такой системы обеспечения предприятия оборудованием и рабочей силой, которая позволяет быстро задействовать производство резервов, персонала и оборудования.
На микроуровне вЛС производственной логистики входит ряд подсистем, которые находятся в отношениях и связаны друг с другом, образуя определенную целостность.
К данной подсистеме относят:
- закупка
- запасы
- склады
- обслуживающие производство
- транспорт
- информация
- сбыт
- кадры
Внутри производственная ЛС должна обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия. Внутрипроизводственная ЛС – это способы управления материальными потоками, осуществляемые различными способами:
1. «Толкающая система» - система организации производства, в которой материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на предыдущее звено из центральной системы управления процессом. Эта модель характерна для традиционных методов организации производства. Она стала возможна с распространением ЭВМ.
2. «Тянущая система» -представляет систему организации производства, в которой детали, узлы, полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости.
Производственная программа каждого технологического звена определяется размером заказа последнего звена.
Центральная система управления ставит задачу только перед конечным звеном производственной цепи.
|
| |||||||
У
|
|
|
Заказ материалов Заказ на Заказ на
заготовки продукцию
Материальный поток
Информационный поток
У - управление
«Толкающая система» обеспечивает текущее регулирование и контроль производственных запасов, возможность согласовывать и оперативно корректировать планы и действие различных служб производства, снабжения и сбыта.
«Тянущая система» позволяет существенно снизить производственные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.
Эффективность применения логистического подхода управления на предприятии:
1) Налаживаются партнерские отношения с контрагентами
2) Сокращаются простое оборудование, вследствие наличия на рабочих местах запасов
3) Производство четко ориентировано на рынок, быстро реагирует на изменение экономической конъектуры
4) Улучшается качество выпускаемой продукции
5) Сокращающие потери материалов (по разным причинам)
6) Оптимизируются запасы
7) Улучшается использование производственных и складских площадей
8) Сокращается численность вспомогательных рабочих
9) Снижается травматизм