Понятие информационного ресурса и информатизации

Современное общество называют информационным. При этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производст­вом, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы – знаний. Особенность этого общества заключа­ется в непрерывном обмене информацией.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организа­ций в большой степени зависит от их информированности и способ­ности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести боль­шую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень емким. Оно огносится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике, психологии, социологии и др. В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информация определяется как сведения о ли­цах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независи­мо от формы их представления.

Одна из важнейших разновидностей информации – экономиче­ская информация. Она непосредственно связана с управлением кол­лективами людей, производством, распределением, обменом и по­треблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный мо­мент времени.

Информация приобретает черты экономического блага и обра­щается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйст­венной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксиро­ванной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, про­изводственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

  1. тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
    формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
  2. доступностью (открытая, секретная, ограниченного использо­вания);
  3. формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);
  4. носителем (бумажный, электронный).


Использование информационных ресурсов сопровождало дея­тельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени их роль и значение неизмеримо увеличились. Информационные ресурсы занимают все более значимое положение в ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и националь­ной экономики в целом.

К информационным продуктам и услугам относят базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пр. Эти продукты и услуги обмениваются на информацион­ном рынке и отличаются многочисленными особенностями как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения.

Управление информационными ресурсами, включающее орга­низацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией.

Информатизация— это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Он базируется на применении автоматизированных информацион­ных технологий (АИТ).

Основными задачами информатизации общества являются:

  1. модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  2. развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
  3. эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
  4. обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
  5. создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества.


Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в первые десятилетия XXI века.

Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в ус­ловиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги.

По источникам формирования и отношению к конкретной орга­низации информационные ресурсы могут быть разделены на внутрен­ние и внешние.

К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специа­листами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о ключевых знаниях ор­ганизации, о распределении ресурсов — капитала, труда и т.д.). Особую роль при этом играет отчетность, которая является со­вокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской ин­формации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего пла­нирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.

Но для того чтобы дать комплексную оценку состояния органи­зации и определить перспективы ее развития, необходимо обладать сведениями о внешней среде — множестве существующих вне орга­низации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке.

Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

  1. деловой информации;
  2. научной и профессиональной информации;
  3. социальио-политической и правовой информации;
  4. массовой и потребительской информации.


В условиях рыночной экономики велика роль деловой инфор­мации, поступающей из внешних для организации ис­точников. Ее структура (кем предоставляется):

  1. макро­экономи­ческая (гос. и спец. институты);
  2. финансовая (брокерские компании, банки и прочие фин. учреждениями);
  3. биржевая (биржами, банками)
  4. коммерческая (каталоги, базы данных)
  5. статистическая;
  6. деловые новости (СМИ).


Источники внешней деловой информации можно разбить на несколько групп:

  1. Высшие законода­тельные и исполни­тельные органы (Президент, Правительство, Дума, министерства и т.д.);
  2. СМИ (печть, радио, ТВ);
  3. Корпоративные форумы (конгессы, симпозиумы, выставки и т.п.);
  4. Корпоратиыные организации (ассоциации, биржи, консультац.фирмы, аналитич.и рекламные агентства);
  5. Печатная продукция (различных организаций);
  6. Электронная продукция (БД, информация на носителях, сети, сайты);
  7. Партнеры и потенциальыне клиенты (бизнес-планы и предложения).


СМИ предоставляют информацию экономического и политиче­ского характера. Корпоративные форумы различного уровня способствуют обмену информацией, обсуждению проблем, позиций, мнений их участников. Как печатная, так и электронная продукция позволяют ознако­миться с результатами исследований различных организаций. Элек­тронная продукция — центральное звено информационных техноло­гий. Она является важнейшим средством скоростной транспортиров­ки информации. Для нее не существует границ, языковых барьеров, не важны расстояния и другие ограничения, присущие ранее индуст­риальному обществу и постепенно исчезающие в обществе инфор­мационном.

Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятель­ность организации и направлено на то, чтобы обеспечить:

  1. повышение конкурентоспособности на рынке товаров (услуг);
  2. оперативный учет, входной контроль и долговременное хра­нение наиболее полных данных о деятельности организации, ее территориальных подразделениях;
  3. формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (налоговую инспек­цию, учредителям, акционерам и т.п.), а также для управле­ния деятельностью организации;
  4. поддержание технологии единого информационного простран­ства (в том числе относительно директивной, нормативной и справочной информации) и др.

Наши рекомендации