Виды производственных запасов 1 страница
Запасы (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция) представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления. Они, как правило, классифицируются по двум критериям:
• параметрам движения материальных потоков –пространству (или местонахождению) и времени;
• функции запаса.
Все имеющиеся на предприятии запасы определяются как совокупные. Они включают в себя сырье, материалы, основные и вспомогательные полуфабрикаты, готовые изделия, топливо, а также запасные части для ремонта средств производства.
Совокупные запасы производства подразделяются на производственные и товарные (рис. 11).
Рис 11 Виды запасов по местонахождению и исполняемой функции |
Производственные запасы формируются в организациях-потребителях и предназначены для обеспечения бесперебойного производственного процесса. Они учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие в подразделения потребителя различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.
Товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Они необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.
Производственные и товарные запасы подразделяются на следующие виды:
• текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения производственного процесса между двумя поставками, а также организаций торговли и потребителей. Эти запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их объем постоянно изменяется;
• подготовительные (буферные) запасы выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (например, сушка леса). Такие запасы формируются в случае подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям партиями;
• гарантийные (страховые) запасы предназначены для непрерывного снабжения потребителя в непредвиденных обстоятельствах (например, задержки поставок в пути). В отличие от текущих гарантийные запасы постоянны. При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны;
• переходящие запасы –остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетным периодах до очередной поставки.
По времени запасы разбиваются на количественные уровни (рис. 12):
• максимальный желаемый запас определяет экономически целесообразный в данной системе управления запасами уровень запаса и применяется как ориентир при расчете объема заказа;
• пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа;
• текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желаемым, пороговым или гарантийным запасом.
В практике деятельности предприятий необходимо учитывать существующую связь планируемых производственных запасов с уровнем организации управления предприятием, т. е. чем ниже уровень организации управления предприятием, тем большие запасы ресурсов менеджеры пытаются иметь в резерве. Запасы скрывают реальные проблемы в управлении предприятием. Это заложено в самой их функции.
Рис. 12. Виды запасов по времени учета
20. Экономическая сущность запасов /30/
Цель создания запасов на предприятии –образование определенного буфера между последовательными поставками материалов, сырья, комплектующих и исключение необходимости непрерывных поставок.
На уровне предприятий запасы относятся к объектам, требующим больших капиталовложений, и потому являются одним из факторов, определяющих политику предприятия и влияющих на уровень его ликвидности.
Западные экономисты долгие годы пытались установить, до какой степени можно сохранить неизменным соотношение уровней запасов и сбыта. Используя уравнение "фиксированного акселератора" J = kD (где J –уровень запасов, ед.; к –коэффициент неравномерности спроса; D –спрос), они пришли к выводу, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному управлению запасами.
Практика многих американских фирм, использующих в системе управления запасами современную компьютерную технику, показывает, что им в течение года удавалось сократить уровень запасов лишь на 50 %. Ученые США пришли к выводу, что если бы удалось поставить под контроль 75 % колебаний уровня инвестиций в товарно-материальные запасы, экономика этой страны не испытала бы ни одной из послевоенных рецессии, во время которых цены, объем производства и прибыли падали, а безработица возрастала [29]. Следствием такого вывода стали требования к правительству принять меры для приглушения слишком резких колебаний уровня товарно-материальных запасов и уменьшения ущерба, который наносится ими. Однако, как свидетельствует практика, большинство таких предложений в Америке не были реализованы. Дело в том, что в условиях рыночных отношений трудно определить, какое же именно колебание уровня запасов допустимо для каждой отдельной фирмы. Однако установленный государственный норматив уровня запасов и взимание штрафов за его превышение в Швеции опровергают излишнюю осторожность США и подтверждают эффективность мер, приведших к снижению товарно-материальных запасов и сокращению расходов на них.
Объем производственных запасов фиксируется в балансе предприятия (раздел II Актива "Запасы и затраты"). На предприятиях по ремонту строительной техники в бывшем Советском Союзе эти запасы достигали 1,7 % всех активов предприятия, а на предприятиях строительной индустрии даже 4,7 % [11]. Как свидетельствует сегодняшняя отечественная практика, значительная часть собственных оборотных средств многих производственных предприятий и сферы услуг продолжает оставаться в товарно-материальных запасах, что отрицательно сказывается на их эффективности.
21. Система управления запасами с фиксированным объемом заказа /31/
Управление запасами –это определенный вид производственной деятельности, объектом которого является создание и хранение запасов.
Основная цель управления запасами на предприятии –снизить общие ежегодные затраты на содержание запасов до минимума при условии удовлетворительного обслуживания потребителей.
На практике разработано много методов, приемов и стратегий управления запасами. Выбор их зависит от особенностей производства, состава используемых показателей для целей управления, характера взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов, организации сбыта готовой продукции, наличия квалифицированных специалистов в области управления, их технической оснащенности и др. Рассмотрим некоторые системы управления запасами.
1. Система с фиксированным объемом заказа. Само название указывает на главный параметр системы –объем заказа. Он строго зафиксирован и не изменяется ни при каких условиях. Для оптимизации размеров заказов применяются специальные методики и расчетные формулы (например, формула Вильсона). Графическое функционирование системы с фиксированным объемом заказа приведено на рис. 13.
Рис. 13. Движение запасов в системе управления запасами с фиксированным объемом заказа
22. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами /32/
Управление запасами –это определенный вид производственной деятельности, объектом которого является создание и хранение запасов.
Основная цель управления запасами на предприятии –снизить общие ежегодные затраты на содержание запасов до минимума при условии удовлетворительного обслуживания потребителей.
На практике разработано много методов, приемов и стратегий управления запасами. Выбор их зависит от особенностей производства, состава используемых показателей для целей управления, характера взаимодействия с поставщиками материальных ресурсов, организации сбыта готовой продукции, наличия квалифицированных специалистов в области управления, их технической оснащенности и др. Рассмотрим некоторые системы управления запасами.
В этой системе заказы делаются в строго определенные моменты времени через равные интервалы, например раз в месяц, раз в неделю и т. п. (рис. 14).
Объем заказа рассчитывают так, что при точном соответствии фактического потребления за время поставки ожидаемому поставка пополняет запас на складе до максимального желаемого уровня. Действительно, разница между максимальным желаемым и текущим запасами определяет объем заказа, необходимый для его восполнения до максимального желаемого уровня на момент расчета, а ожидаемое потребление за время поставки обеспечивает это восполнение в момент осуществления поставки.
Сравнение рассмотренных систем управления запасами приводит к выводу о наличии у них взаимных недостатков и преимуществ (табл. 2).
Рис. 14. Движение запасов в системе управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.
23. Система управления запасами «Канбан» /33/
. Система управления запасами "Канбан". На теорию и практику управления запасами существенно повлияла разработанная в начале 70-х годов XX в. фирмой "Тойота" (Япония) внутрипроизводственная система "Канбан". Она позволяет минимизировать длительность производственного цикла, устранить из производственных подразделений фирмы склады сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и сократить до минимально возможных объемы межоперационных запасов.
Таблица 2 Сравнение основных систем управления запасами
Система | Преимущества | Недостатки |
С фиксированным объемом заказа | Меньший уровень максимального желаемого заказа. Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы | Постоянный контроль за наличием запасов на складе |
С фиксированным интервалом времени между заказами | Отсутствие постоянного контроля за наличием запасов на складе | Высокий уровень максимального желаемого запаса. Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы |
Система "Канбан" работает по принципу прямого пополнения запаса, но при очень небольшом объеме серии запаса. Преимущества: производство полуфабрикатов напрямую связано с реальным потреблением, не приводит к дополнительной нагрузке на отдел планирования и позволяет избегать большого объема бумажной работы. Косвенные преимущества: поставляющее подразделение производства действует гибко, и в течение короткого времени пустой контейнер снова наполняется (рис. 15).
Рис. 15 Схема работы системы "Канбан"
Параметры системы: размер партии; время заказа партии; количество карточек; объем запаса на складе; вместимость контейнера.
Последовательность действий участников системы "Канбан", условия и требования, которые при этом необходимо соблюдать, можно сформулировать как правила "Канбан ":
1. Последующий участок "вытягивает" изделия.
2. Предшествующий участок выпускает изделий ровно столько, сколько ранее "вытянутых".
3. Бракованная продукция не поступает на последующий участок.
4. Количество карточек "Канбан" должно быть минимальным.
5. Объем запаса изделий на складе должен быть минимальным.
6. Колебания спроса компенсируются изменением интенсивности потока карточек "Канбан".
7. Производственные мощности участков должны быть сбалансированы.
8. Дисциплина поставок не допускает нарушений.
В настоящее время разработаны различные модифицированные версии системы "Канбан". Их можно объединить в следующие типы системы "Канбан":
• поставка равными партиями при варьировании времени между поставками;
• поставка через равные промежутки времени при варьировании объема партии;
• варьирование объема партии и времени поставки в заданных пределах;
• варьирование типов заготовок в партии при многономенклатурном производстве.
24. Состав, требования и задачи операционной инфраструктуры /35/
Понятие "инфраструктура" наиболее часто применяется в двух значениях: инфраструктура производственная и инфраструктура социальная. В широком смысле производственная инфраструктура –это комплекс одних отраслей народного хозяйства, обслуживающих другие отрасли народного хозяйства. В отраслях производственной инфраструктуры непосредственно не создается ни совокупный общественный продукт, ни национальный доход в единстве их натурально-вещественной и стоимостной форм, но без них процесс общественного производства невозможен. В производственную инфраструктуру входят транспорт грузовой, обслуживающий сферу производства; связь, обслуживающая производство; системы материально-технического снабжения предприятий и т. п.
Аналогично формулируется и понятие "производственная инфраструктура предприятия": комплекс вспомогательных производств и обслуживающих подразделений, обеспечивающих основной производственный процесс инструментами и оснасткой, топливом и энергией, сырьем и материалами, а также поддерживающих технологическое оборудование в работоспособном состоянии и осуществляющих внутри- и межцеховые перевозки.
Исходя из требований современного производства инфраструктура предприятия должна удовлетворять следующим основным требованиям:
• предупреждать возможные нарушения нормального и бесперебойного хода основного производства; иметь профилактический характер;
• обеспечивать гибкость, преемственность и минимальную перестройку при переходе в основном производстве с одной продукции на другую;
• содействовать внедрению технологической и oрганизационной регламентации вспомогательных процессов;
• способствовать выпуску высококачественной продукции с наименьшими затратами.
В состав подразделений производственной инфраструктуры предприятия, как правило, входят вспомогательные цехи (инструментальный, ремонтно-механический и др.); обслуживающие хозяйства (складские, транспортные и др.); службы и участки в основных производственных цехах (инструментальные кладовые, заточные и инструментальные участки, ремонтно-эксплуатационный персонал)
Состав и размер этих подразделений зависят от вида и характер выпускаемой продукции, типа и объема производства, специализации цехов основного производства, наличия в данном регионе сервисных предприятий по проведению ремонтов технологического оборудования, изготовлению оснастки и т. п.
Однако на многих предприятиях почти все вспомогательные работы выполняются собственными силами, в небольших цехах, рассчитанных на удовлетворение только собственных нужд. Поэтому большое значение приобретает совершенствование производственной инфраструктуры путем проведения технических, экономических и организационных мероприятий. К последним относятся:
• специализация и централизация на предприятиях важнейшие функций обслуживания, которые могут быть отделены от процесса основного производства;
• технологическое регламентирование выполнения транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ на основе комплексной технологии и технического переоснащения предприятия,
• обособление инструментальных цехов и создание на их базе предприятий-филиалов (дочерних предприятий) по производству специального инструмента и технологической оснастки,
• проведение ремонтов и реконструкция промышленных зданий и сооружений специализированными подрядными ремонтно - строительными предприятиями.
25. Цели и задачи ремонтного хозяйства /36/
В системе производства товаров и оказания услуг основные фонды (средства производства –оборудование, инструменты, транспортные средства, здания, сооружения и т. п.) занимают ведущую роль. В стоимости продукции (услуг) их удельный вес достигает 60 %.
В процессе эксплуатации средства производства изнашиваются и морально устаревают; они требуют постоянного внимания –поддержки в работоспособном состоянии и предотвращения их аварийного выхода из строя. Организация и управление технической эксплуатацией и ремонтом основных производственных фондов являются главными задачами операционного менеджмента в производственной инфраструктуре предприятия как в сфере материального производства, так и в сфере услуг.
Значение ремонта основных производственных фондов и повышение эффективности его организации обусловливаются следующими важнейшими факторами:
• капитальным ремонтом –одним из способов простого воспроизводства основных фондов;
• занятостью значительных ресурсов страны ремонтом оборудования и транспортных средств (например, затраты на поддержание автомобильного транспорта в рабочем состоянии в СССР превышали затраты на его изготовление больше чем в 12 раз; на ремонтных работах было занято рабочих в 7 раз больше, чем на заводах-изготовителях [14]. Количество станков на ремонтах строительной техники было занято в 7,2 раза больше, чем на заводах по изготовлению такой техники [33]);
• затраты на ремонт технологического оборудования в себестоимости продукции составляют 6-20 % [14];
• доля ручного труда на ремонте достигает 75-90 % против 20- 30 % в машиностроении на изготовлении нового оборудования;
• ресурс отремонтированной техники, как правило, не достигает 40-50 % ресурса нового оборудования [1].
В связи с изложенным задачи организации ремонта оборудования весьма актуальны. Основные задачи ремонтных служб и подразделений предприятия следующие:
• поддержка технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности;
• увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонтов;
• совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;
• снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования.
Перечисленные задачи решаются путем разработки и реализации на каждом предприятии системы по техническому обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации, что позволяет в конкретных условиях предупреждать прогрессирующий износ и аварии; своевременного проведения и качественного выполнения планово-предупредительного ремонта оборудования; повышения организационно-технического уровня ремонтного производства.
26. Система управления ремонтного хозяйства /38/
Ремонтное хозяйство на производственных предприятиях представлено:
• системой ремонтных средств, находящихся в распоряжении рабочих основного производства и дежурного ремонтного персонала (мелкие детали и ремонтные комплекты, смазка и т. п.);
• ремонтными участками в составе производственных цехов, располагающих небольшим количеством универсальных, а иногда и специальных станков;
• ремонтными цехами (РЦ) или мастерскими (ремонтно-механическим цехом –РМЦ, электроцехом –ЭЦ);
• складскими помещениями (складами и кладовыми) для хранения запасных деталей, инструмента, мелкого оборудования, смазочных и обтирочных материалов.
Кроме того, в состав ремонтного хозяйства входят:
• конструкторско-технологическое бюро (КТБ), выполняющее работы, связанные с ремонтом, модернизацией и конструированием нестандартного оборудования;
• планово-производственное бюро (ППБ), планирующее работу ремонтных цехов и мастерских;
• бюро планово-предупредительных ремонтов (БППР), планирующее ремонтные работы.
Управление ремонтным хозяйством, организация и планирование ремонта и эксплуатации основных фондов на промышленных предприятиях ведутся:
• по технологическому оборудованию –службами (отделами) главного механика (ОГМ);
• по энергетическому оборудованию и энергоснабжению –службами (отделами) главного энергетика (ОГЭ);
• по промышленности и другим зданиям и сооружениям –службами по их ремонту и эксплуатации –отделами капитального строительства предприятий.
Схема управления ремонтным хозяйством на предприятии представлена на рис. 16.
Рис. 16. Схема управления ремонтным хозяйством предприятия:
1 –ремонтно-механический участок (дежурный механик); 2 –электроремонтный участок; 3 –склад, кладовая
27. Система планово-предупредительных ремонтов /39/
Системой планово-предупредительных ремонтов (ППР) называется совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту оборудования, проводимых по заранее составленному плану с целью предупреждения прогрессивного износа, внезапных выходов оборудования из строя и поддержки его в работоспособном состоянии.
Система ППР предполагает уход за оборудованием; межремонтное обслуживание; осмотры, проверку на точность, промывку оборудования и смену масла; периодические плановые ремонты малые, средние и капитальные.
Для оценки сравнительной сложности ремонта технологического и подъемно-транспортного оборудования применяется понятие "единица ремонтной сложности". Каждому агрегату присвоено определенное количество условных единиц ремонтной сложности, характеризующих конструктивно-технологическую сложность ремонта данного агрегата. Например, в машиностроении в качестве
ремонтной единицы принята 1/11 затрат рабочего времени на ремонт наиболее распространенного в свое время токарно-винторезного станка модели 1К62. Этому станку присвоена 11-я группа сложности. В строительстве в качестве ремонтной единицы принята 1/12 затрат рабочего времени на ремонт экскаватора Э-652.
Трудоемкость всех видов ремонта оборудования устанавливается на единицу ремонтной сложности (табл. 3).
Таблица 3 Нормативы времени на единицу ремонтной сложности, ч
Нормы простоя оборудования из-за его ремонта зависят от форм организации, степени прогрессивности технологии и механизации ремонтных работ. В табл. 4 для машиностроительных предприятий как пример приведены усредненные нормативы системы ППР.
Таблица 4 Нормативы простоя оборудования на одну ремонтную единицу при работе ремонтной бригады по сменам, сут
Ремонтные работы оборудованиявключают в себя проведение малого (текущего), среднего и капитального ремонта.
Малым (текущим) ремонтом называют минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстроизнашиваемых деталей (отдельные виды шестерен и др.) и регулированием механизмов (клапанов и др.) достигается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта.
При среднем ремонте выполняются частичная разборка основных узлов оборудования, замена и восстановление изношенных деталей. Выполняется такой ремонт без снятия оборудования с фундамента.
Капитальный ремонт осуществляется тогда, когда требуются полная разборка и ремонт базовых деталей (станины, корпуса редуктора и др.), замена изношенных деталей и узлов. С капитальным ремонтом, как правило, совмещают модернизацию оборудования.
Особое внимание следует уделять узловому методу ремонта. Он позволяет резко снизить простои оборудования в ремонте и повысить качество самого ремонта в результате замены целых узлов новыми или заранее отремонтированными. Особо тщательной подготовки требует ремонт оборудования поточных и автоматизированных линий.
Модернизация оборудования проводится в следующих основных направлениях:
• механизация и автоматизация управления циклом работы;
• повышение мощности, скорости и емкости рабочих механизмов;
• расширение технологических возможностей;
• повышение эксплуатационной надежности, долговечности и точности работы оборудования;
• улучшение условий труда рабочих.
Целесообразность проведения модернизации определяется сопоставлением экономических показателей оборудования до и после модернизации, а также сопоставлением затрат по трем вариантам:
• ремонт старой машины;
• модернизация старой машины;
• замена старой машины новой.
Экономически целесообразной считается модернизация, требующая меньший объем капитальных затрат, чем при установке нового оборудования. Не менее важным показателем целесообразности модернизации является физический и моральный износ оборудования.
Физический износ оборудования определяется по результатам обследования его технического состояния. Моральный износ обусловлен появлением новых, более производительных и совершенных машин и оборудования аналогичного типа и назначения.
28. Структура и основные задачи инструментального хозяйства /42/
Понятие "инструментальное хозяйство" повсеместно применяется в специальной технической литературе [8] и практической деятельности. В его состав входят (рис. 17):
• отдел или бюро инструментального хозяйства (ОИХ или БИХ);
• инструментальный цех;
• центральный инструментальный склад (ЦИС);
• инструментально-раздаточные кладовые (ИРК) в цехах с заточными участками;
• общезаводской или цеховые участки ремонта и восстановления инструмента.
Основные задачи инструментального хозяйства:
• бесперебойное обеспечение высококачественным инструментом, оснасткой и приспособлениями всех производственных подразделений и рабочих мест;
• контроль за правильной эксплуатацией инструмента, оснастки и приспособлений и сокращение их расхода;
• уменьшение затрат на изготовление, приобретение, хранение, ремонт и восстановление инструмента, оснастки и приспособлений;
• поддержка минимально необходимых запасов инструмента, оснастки и приспособлений.
Рис. 17 Схема управления инструментальным хозяйством на предприятии
Структура и материальная база инструментального хозяйства определяются масштабом, характером и организационным типом основного производства, а также степенью применяемости инструмента, покупного или изготовленного на самом предприятии. Общее руководство, организацию и планирование инструментального хозяйства на крупных предприятиях осуществляет отдел инструментального хозяйства, подчиненный главному инженеру, на небольших –бюро инструментального хозяйства в составе планово-производственного отдела.
От организации инструментального хозяйства во многом зависят степень использования производственных мощностей, ритмичность работы предприятия, качество и трудоемкость продукции.
29. База инструментального хозяйства /43/
Укрупненные расчеты базы инструментального хозяйства ведутся по двум основным направлениям:
• техническая оснащенность (потребность в оборудовании);
• объем производства технологического оснащения (специнструмента, штампов, приспособлений, оснастки и т. п.).
Потребность в специальном оборудовании устанавливается, как правило, в процентном отношении к количеству обслуживаемого оборудования основного производства (табл. 5). Конечно, эти нормативы весьма условны, но они дают общее представление о потребностях базы инструментального хозяйства предприятия.
Таблица 5
Отношение количества основных станков ОИХ к количеству обслуживаемого оборудования производственных цехов на предприятиях машиностроения, %
Характеристика выпускаемой продукции | Тип производства | ||
массовое | серийное | единичное | |
Сложная Средней сложности Простая | 12-14 11-12 10-11 | 11-12 10-11 9-10 | 10-11 9-10 8-9 |
Для полного и своевременного обеспечения рабочих мест инструментом на предприятиях рассчитывается расходный фонд по каждому типоразмеру номенклатуры на 1000 станко-часов работы либо на 1000 единиц готовой продукции. Как пример в табл. 6 приведены формулы для определения расхода инструментов и приспособлений.
Таблица 6
Формулы для определения расхода инструментов и приспособлений и условия их применения
Примечание.