Виды производственных запасов 3 страница

восприимчивости предприятий к оперативному использованию (внедрению) последних достижений научно-технического про­гресса;

изучения требований рынка (внутреннего и особенно междуна­родного), потребностей различных категорий потребителей;

интенсивного использования "человеческого фактора" через обучение (рабочих и руководителей), систематического повыше­ния квалификации, материальной и моральной мотивации ра­ботников.

С учетом этих факторов для обеспечения заданного уровня каче­ства продукции на предприятиях создаются специальные системы (соответствующие структуры, организационные методы, процедуры, процессы и т. п.). Под обеспечением качества продукции понимается совокупность планируемых и систематически проводимых меропри­ятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенные требования к качеству.

Необходимо отметить, что требования к качеству продукции оп­ределяются тем значением, которое в первую очередь оно имеет для потребителя. Это хорошо иллюстрирует принцип, широко извест­ный на практике, –"нет начальства важнее потребителя". Опыт пе­редовых корпораций разных стран свидетельствует о том, что обес­печению высокого уровня качества продукции подчиняется вся управленческая деятельность. Качество объявляется главной целью фирмы, превращается в "образ жизни" всех работников, становится их естественной и повседневной заботой. Менеджеры всех уровней должны осознать, что обеспечение высокого качества продукции не­обходимо не само по себе, а как средство решения наиболее актуаль­ных проблем предприятия –достижения высоких финансовых по­казателей, снижения издержек, уменьшения количества производ­ственных конфликтов и т. п.

Качество продукции, степень ее пригодности удовлетворять опре­деленной потребности оцениваются системой показателей. Они пред­ставляют собой количественную характеристику потребительских свойств продукции. Их количество зависит от назначения. Различа­ют единичные, комплексные и интегральные показатели.

Единичный показатель качества относится только к одному из по­требительских свойств продукции, например безотказность автомо­биля, октановое число бензина, вкус продукта питания.

Комплексный показатель характеризует несколько свойств про­дукции. Так, комплексный показатель качества продуктов питания учитывает такие свойства, как вкус, аромат, структура, консистен­ция, цвет, внешний вид, форма и т. д., и определяется путем эксперт­ной оценки каждого свойства и коэффициентов его весомости.

Интегральный показатель качества продукции отражает отноше­ние полезного эффекта от ее эксплуатации или потребления к сум­марным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. Например, интегральным показателем качества грузового автомо­биля могут быть удельные затраты (включая стоимость и эксплуата­ционные затраты за срок службы) на единицу выполненной работы.

Показатели качества различаются и в зависимости от свойств про­дукции. Например, показатели надежности (эргономические) харак­теризуют систему "человек –изделие –среда" и учитывают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физио­логических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах; эстетические показатели характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармо­ничность, целостность, соответствие среде и стилю.

Для сравнения качества используются показатели базовые и отно­сительные (по отношению к базовому).

Количественные значения показателей качества продукции опре­деляются такими группами методов:

• экспериментальными–базируются на применении технических средств и позволяют оценить качество продукции наиболее объек­тивно;

• органолептическими–основаны на анализе восприятий орга­нов чувств –зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такого анализа зависят от квалификации, навы­ков и способности лиц, определяющих качество этими методами. Они широко применяются для определения показателей каче­ства напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий. Для выражения показателей, определяемых такими методами,
обычно используется балльный способ, т. е. условная система баллов;

• социологическими–на основе сбора и анализа мнений факти­ческих или возможных потребителей;

• экспертными–на основе решений, принимаемых группой спе­циалистов-экспертов.

Широко используются показатели технологичности, характеризу­ющие эффективность конструктивно-технических решений при изго­товлении продукции, например показатели сборности (блочности), удельной трудоемкости, материалоемкости и др.

В последнее время широко применяются показатели стандартиза­ции и унификации, характеризующие количественные выражения степени использования в изделии стандартизированных и унифици­рованных деталей, составных, а также патентно-правовые показате­ли, отражающие степень патентной защиты изделия в Украине и за рубежом, их патентную чистоту.

45. Понятие «уровень качества продукции» /61, 62/

На практике достаточно широко применяется показатель "уровень качества продукции". Это относительная характеристика качества, полученная путем сравнения его показателей с какими-либо базовыми (исходными) показателями, т. е. с ранее выпускавшимися на данном предприятии или аналогичными изделиями других изготовителей.

Показатель "мировой уровень качества" устанавливается путем сравнения базовых показателей с лучшими зарубежными или отече­ственными аналогами, т. е. с изделиями того же вида, что и сравни­ваемое, обладающими сходностью конструкции и принципов дей­ствия, общностью функционального назначения, условий примене­ния и др.

Различают такие методы оценки уровня качества продукции:

• дифференциальный –используются единичные показатели ка­чества продукции;

• комплексный –используются комплексные показатели;

• смешанный –используются и единичные, и комплексные пока­затели.

Оценка уровня качества продукции необходима для планирова­ния наиболее эффективных направлений улучшения качества, для разработки стратегии удержания и расширения товарного рынка вы­пускаемой продукции.

Отметим, что количественными измерениями качества продукции занимается новое направление в науке –квалиметрия (от лат. "ква-ли" –качество, свойство и древнегреч. –"метрио" –мерить, из­мерять). При этом имеется в виду качество не только продуктов тру­да, но и процессов их изготовления.

Квалиметрия основывается на рассмотрении совокупности потре­бительских свойств различного уровня; взвешивании (ранжирова­нии) и количественной оценке каждого свойства; определении комп­лексной количественной оценки качества.

Квалиметрия разрабатывает методы определения комплексных и интегральных показателей качества, прироста единицы качества из­делия на единицу затрат.

Понимание управления качеством за последние полвека в мировой практике претерпело существенные модификации. Так, в 30-50-х го­дах XX в., когда в управлении господствовали рационалистические подходы со ставкой на административный контроль, функция конт­роля качества продукции, во-первых, была отделена от непосредствен­ного производства и, во-вторых, само качество определялось соответствующими стандартами и нормативами предприятий, уровнем де­фектов и брака.

Позднее, в 50-60-х годах, в определении качества все больше ста­ли учитываться ориентация на рынок и удовлетворение определен­ных потребностей. Продукция, соответствующая внутренним стан­дартам и нормативам, но не находящая спроса у потребителей, ста­ла все больше рассматриваться через призму внешней (рыночной) оценки ее качества.

Наконец, в 70-х и особенно в 80-х годах при еще большей ориен­тации на потребителя и повышении роли неценовых факторов кон­куренции высокое качество всей работы стало одной из основопола­гающих стратегических установок предприятий, призванных обеспе­чить их долгосрочное развитие.

В настоящее время качество стало ключевым словом в лексиконе руководителей многих корпораций на Западе. Понятие "качество продукции" передовыми фирмами трактуется очень широко –по­мимо тривиального контроля за снижением дефектов оно включает в себя постоянную проверку соответствия спецификации на товар запросам и вкусам потребителей, непрерывное слежение за продук­цией конкурентов, организацию сервисного обслуживания и др. При этом надо учесть, что обеспечение высокого уровня качества не сво­дится просто к контролю за соблюдением стандартов, а становится приоритетной задачей практически для всех уровней и функциональ­ных сфер управления. Именно такой подход, выразившийся в созда­нии систем "тотального контроля качества", характерен для передо­вых корпораций Запада.

В отечественной практике понимание управления качеством, к со­жалению, в значительной мере еще до недавнего времени базирова­лось (и частично продолжает базироваться) на соответствующих стан­дартах и нормативах, показателях брака продукции в процентах. Такой подход, конечно, значительно снижает конкурентоспособ­ность товаров, не позволяет развивать производство и занимать достойное место на рынках товаров и услуг.

Сегодня опыт ведущих корпораций мира убедительно показыва­ет, что обеспечение высокого качества –задача в высшей степени комплексная. Поэтому и ее решение не должно сводиться к совер­шенствованию или радикальной перестройке какой-либо одной под­системы предприятия. Это решение зависит от развития как матери­ально-вещественных факторов производства, так и управленческих

структур и методов. Основоположники современной философии обеспечения качества Э. Деминг и Д. Джуран эту задачу сформули­ровали весьма жестко: "Основа качества продукции –качество тру­да и качество менеджмента на всех уровнях" [15].

46. Техническое обеспечение качества /64/

В настоящее время общепризнанно, что магистральный путь обес­печения высокого качества –повышение технического уровня про­изводства, его автоматизация. Хотя конкретные подходы к этой про­блеме в различных странах могут быть разными.

В автоматизации производственных процессов сегодня четко вы­кристаллизовалось направление –применение робото-технических комплексов. Например, в третьей по величине автостроительной компании США "Крайслер" в 1986 г. было установлено примерно 1,3 тыс. роботов. Компания рассчитывала, что их применение за 5 лет позволит повысить показатель качества на 56 % и снизить из­держки производства на 30 %. На Запорожском автомобильном за­воде в 1993 г. было установлено более 450 роботов. С окончанием ре­конструкции завода их количество возрастет до 1,2 тыс. шт.

Автоматизация производства неразрывно связана с совершенство­ванием форм и методов контроля, технологии, параметров выпускае­мых изделий. Сегодня здесь акцент перемещается прежде всего на вы­явление причин брака. К одной из современных методик этой работы относится система статистического контроля производственного про­цесса. Цель такой системы –определить потенциальные проблемы прежде, чем их наличие приведет к выпуску некачественной продук­ции; выявить причины возникновения отклонений и внести в произ­водственный процесс стабилизирующие его коррективы.

Наряду с разработкой принципиально новых подходов к обеспе­чению высокого качества совершенствуются и переводятся на новую техническую основу традиционные методы его контроля. Входной контроль качества компонентов продукции в узловых точках техно­логического процесса осуществляется с помощью совершенных элек­тронных и оптических датчиков. Мгновенно получаемая информа­ция об отклонениях позволяет быстро корректировать функциони­рование "виновного в браке" оборудования. Новые контрольно-измерительные технологии применяются, например, в пищевой промышленности (свежесть молока проверяется с помощью инфракрас­ных приборов, влажность сыра оценивается с помощью микровол­нового излучения), автомобилестроении (в АО "АвтоЗАЗ" качество окраски автомобилей контролируется лазерами) и т. п.

И, наконец, о показателях качества. Многие японские фирмы, на­пример, часто следуют стратегии постоянного стремления к наивыс­шему уровню качества: снизив нормы брака до 1 %, они предприни­мают все усилия, чтобы снизить их до 0,1 %, затем до 0,01 % и т. д. В последние годы такой поход становится все более характерным и для передовых американских и западноевропейских компаний.

47. Организационные резервы качества /65/

Одной из наиболее ярких за последние десятилетия организацион­ных форм повышения качества продукции и эффективности производ­ства является японское изобретение "кружки качества". В японских компаниях на начало 90-х годов насчитывалось более 1 млн. "кружков качества", объединявших более 10 млн. работников.

Рассмотрим, как происходит работа типичного японского "кружка".

"Кружок качества" –это организационная форма совместного поиска решений проблем производства и качества продукции не­посредственными исполнителями. В него входят 6-8 работников производственного участка, цеха. Иногда количество участников достигает 25 человек. Это рабочие, специалисты, менеджеры низо­вого звена. Работа происходит в виде заседаний по утвержденному администрацией плану ежемесячно или чаще. Для ведения заседа­ний выбирается руководитель, нередко на принципах периодичес­кой сменяемости. Участники собираются не только в рабочее вре­мя. Треть участников японских "кружков" обсуждают проблемы в свободное от работы время.

На заседаниях "кружков" основное внимание уделяется поискам ре­зервов производительности и качества, рационализаторству, соблю­дению правил техники безопасности. Здесь же работники учатся при­менять статистические методы анализа, графики, диаграммы и т. п.

Совместный анализ положения дел рабочими, специалистами, ни­зовыми менеджерами –важнейший источник выявления и решения производственных проблем. По результатам анализа "кружки" форму­лируют наиболее важные проблемы (три-четыре в год) и разрабаты­вают детальные планы их решений. По итогам года готовят краткий (одна-две страницы) общий отчет о работе. На ежегодном совеща­нии присутствуют руководители компании, включая ее президента.

Для активизации творческого потенциала "кружков" администра­ция использует широкий круг стимулов и организационных методов: дополнительные выплаты за работу в сверхурочные часы, надбавки за повышение квалификации и другие льготы. Большое внимание уделяется также формам морального поощрения: публичному на­граждению почетными знаками и жетонами, занесению наиболее от­личившихся работников в специальные бюллетени, участию их во внутрифирменных, региональных и даже международных конферен­циях по качеству.

Просто организовать "кружки" на производстве недостаточно. Их деятельность должна быть увязана в единый организационный механизм. Координирует работу "кружка" и отвечает за его эффек­тивность, как правило, менеджер среднего звена. Для общего руко­водства в рамках фирмы создается комитет по качеству во главе с вице-президентом. Важно охватить групповой работой подавляю­щее большинство персонала, создать "кружки качества" на всех эта­пах разработки и производства продукции.

Более чем 20-летняя практика "кружков качества" в Японии сви­детельствует об эффективности их действия. Экономический эффект в среднем превышает затраты на них в 5 раз. В "кружках качества" компании "Ниссан" в 1986 г. было решено более 21 тыс. проблем, что принесло экономический эффект более 10 млрд иен. Наиболее значи­тельные результаты –снижение уровня брака и повышение качества продукции. Появились даже такие понятия, как "бездефектный теле­визор", "бездефектный магнитофон". В Японии доля инспекторов качества составляет в среднем 5 % численности персонала, тогда как на Западе –15 %.

В настоящее время "кружки качества" получили распространение более чем в 60 странах мира. Их используют 90 % крупнейших корпо­раций США. Однако распространение этой формы работы не только дало успешные результаты, но и послужило важным уроком для ме­неджеров в том, что нельзя слепо копировать зарубежный опыт.

На японских предприятиях "кружки" выполняют широкий круг функций. Являясь ключевым звеном организации труда, "кружки" ориентированы на повышение эффективности и качества работы фир­мы в целом. Они несут и важную нагрузку в воспроизводстве корпо­ративных ритуалов и нравственных ценностей. Западные "кружки" выполняют более прагматическую роль: способствуют снижению уровня брака, поиску узких мест на производстве и замыкаются на решении локальных задач. "Кружки" существуют наряду с другими внутрифирменными программами (повышения производительности, совершенствования организации труда, систем сбора рационализа­торских предложений и др.), которые в японских фирмах интегриро­ваны в общую систему управления качеством. Да и ценностная ориен­тация здесь направлена лишь на экономический результат.

48. Основные задачи общефирменных программ управления качеством /68/

Опыт передовых корпораций разных стран свидетельствует о том, что автоматизация производства и внедрение новейших средств кон­троля, организация "кружков качества" и их аналогов, равно как и другие технико-организационные решения, дают ощутимый выиг­рыш только тогда, когда используется новая философия управления, в основу которой положена проблема качества. Что имеется в виду?

Во-первых, обеспечению высокого уровня качества продукции подчиняется вся управленческая деятельность. Качество объявляет­ся главной целью фирмы, превращается в "образ жизни" всех работ­ников, становится их естественной и повседневной заботой. Менед­жеры всех уровней должны показать, что обеспечение высокого ка­чества необходимо не само по себе, а как средство решения наиболее актуальных проблем предприятия –достижения высоких финансо­вых показателей, снижения издержек, уменьшения количества про­изводственных конфликтов и т. п.

Во-вторых, нельзя обеспечить высокий и стабильный уровень ка­чества путем организации его контроля лишь специально учрежден­ными для этого службами. Нужен последовательный контроль каче­ства работы непосредственными исполнителями, т. е. развитие само­контроля работников. Идея простая по сути, но чрезвычайно слож­ная по исполнению: за качество должны отвечать все. Весьма пока­зателен ставший уже хрестоматийным пример, когда сотрудник аме­риканской корпорации "Джэнэрал электрик" во время посещения одной японской фирмы спросил менеджера по вопросам снабжения: "Сколько людей несут ответственность за качество?" Ответ был: "174 человека". На вопрос о том, сколько сотрудников работает в отделе снабжения, он получил тот же ответ –174.

В-третьих, в организации должны быть нейтрализованы силы, препятствующие распространению новой философии управления ка­чеством. Это прежде всего среднее звено управления –различные контрольные, инспекторские и другие службы, которым грозит упразднение в случае реализации идеи самоконтроля. В настоящее время во многих технологически передовых фирмах большая часть этих должностей ликвидируется. (В США в 1988 г. таких должностей было сокращено более 1,3 млн. [16].)

Принципы нового подхода к управлению качеством реализуются, на что обращают внимание многие специалисты, с помощью комп­лекса мер, среди которых в первую очередь выделяют обучение пер­сонала, и особенно методам статистического анализа. В крупных корпорациях программы обучения, определяющие объем и характер знаний в области контроля и управления качеством, строго диффе­ренцированы по категориям работников.

Таким образом, суть современного подхода к управлению каче­ством можно выразить словами: "удовлетворить потребителя". Однако в этот неновый по форме лозунг вкладывается нетрадицион­ное содержание: под потребителем имеется в виду уже не только ко­нечный пользователь продукции фирмы, но и каждый последующий участник производственного процесса. Иными словами, главной за­дачей каждого работника становится обеспечение такого качества труда, которое удовлетворяет следующего участника технологичес­кой цепочки. Понятно, что соблюдение этого принципа на всех ста­диях научно-производственно-сбытового цикла обеспечит гаранти­рованное удовлетворение конечного потребителя продукции.

Для того чтобы на практике реализовать целостный подход к ре­шению проблем качества, многие корпорации разрабатывают обще­фирменные программы управления качеством. Они предусматрива­ют решение множества управленческих задач, основными из кото­рых являются следующие:

• ориентация персонала на бездефектное производство, поскольку, как показали исследования социологов, управление качеством по показателям предельно допустимого уровня брака содержит компромиссную психологическую установку и отрицательно влияет на результат;

• жесткий постадийный метрологический контроль технологичес­кого процесса и сплошной статистический анализ данных, реги­стрируемых контрольно-измерительными приборами;

• обязательное включение курса по повышению качества в про­граммы подготовки и переподготовки персонала;

• организация групп качества на предприятии, охватывающих все службы и категории занятых;

• конкретизация общих и частных целей управления качеством для всех уровней управления и подразделений предприятия и т. п.

49. Оптимальная цена качества продукции /69,70/

Одним из показателей оценки качества товара, например качества автомобилей, на Западе является количество неполадок, приведших владельцев к обращению в автосервис в течение первого года экс­плуатации автомобилей (на 100 машин). В середине 80-х годов луч­ший показатель среди американских фирм имел "Форд" –182, "Джэ-нэрал Моторс" –350; у автомобилей ВАЗ, в частности модели 2107, этот показатель составлял 240, у "Тойоты" –60 [2].

На обеспечение качества расходуются все большие суммы. Так, в обрабатывающей промышленности США сумма расходов на обеспе­чение качества составляет 10-20 % стоимости реализованной про­дукции, т. е. цена качества равна 1/5 цены товара.

Виды производственных запасов 3 страница - student2.ru

Цена качества слагается из двух групп расходов: расходов на обес­печение качества продукции и издержек, связанных с неудовлетвори­тельным качеством продукции (рис. 23). Например, даже на хорошо организованных американских предприятиях доработка (устранение брака) некачественной продукции, или так называемые фиктивные производства, отвлекает от 15 до 40 % производственных мощностей.

Рис. 23. Основные составляющие цены качества промышленной продукции.

В этой связи в процессе обеспечения качества в системе производ­ственного менеджмента возникает вопрос: как изменяются расходы по каждой группе (обеспечение качества и неудовлетворительное ка­чество продукции) в связи с изменением качества? Анализ цены ка­чества в зависимости от качества продукции (рис. 24) показывает, что существует оптимальная цена качества, т. е. оптимальные сум­марные затраты на качество продукции при его "оптимальном" ка­честве.

На Западе широко известна истина: за товары высокого качества можно назначить сравнительно низкую цену и благодаря совершен­ной технологии, увеличению коэффициента использования обору­дования и повышению производительности труда добиться относи­тельно низкого уровня издержек и высокой доходности. При этом производительность повышается и за счет нематериальных факто­ров, например улучшения моральной атмосферы, связанной с вы­пуском высококачественных изделий, повышения авторитета фир­мы и т. п. Так, в середине 80-х годов продукция электротехничес­ких фирм Японии на мировых рынках реализовывалась по ценам в среднем на 1/3 ниже, чем европейских конкурентов, и без ущерба для рентабельности.

Виды производственных запасов 3 страница - student2.ru

Рис. 24. К определению оптимальной цены качества:

1 –расходы на обеспечение качества продукции; 2 –издержки, связанные с неудовлетворительным качеством продукции; 3 –общие издержки, связанные с обеспечением качества (цена качества)

50. Основные задачи службы управления качеством на предприятии /72/

Как указывалось ранее, Э. Деминг и Д. Джуран разработали про­грамму, базирующуюся на их философии: "Основа качества продук­ции – качество труда и качество менеджмента на всех уровнях" [15].

В более конкретном виде эта философия обеспечения качества фор­мируется в цикле: планирование –выполнение – контроль – норми­рование. На его основе сформулирован ряд руководящих принципов, которые необходимо учитывать при проектировании и построении системы управления качеством на любом предприятии:

• сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель – быть кон­курентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие ме­ста. Не отступайте от достижения твердо установленных произ­водственных целей в области поэтапного и постоянного улучше­ния продукции и услуг;

• применяйте новую философию качества (предпринимательства), чтобы добиться стабильности работы предприятия;

• поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплош­ном контроле;

• постоянно совершенствуйте систему производства и обслужива­ния с целью повышения качества и производительности, а также снижения затрат;

• создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

• создайте систему эффективного руководства, а не надзора;

• используйте эффективные методы общения между людьми, ис­ключив страх и недоверие;

• прекращайте практику лозунгов, проповедей и "мобилизации масс";

• прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких нормативов;

• устраняйте препятствия, которые лишают работника права гор­диться своей работой;

• ясно определите обязанности и ответственность руководителей всех уровней за постоянное улучшение качества продукции и услуг.

На основе этих принципов на Западе менеджеры широко приме­няют рекомендации в области стимулирования труда. В основном они сводятся к следующему:

• награждать перспективные решения, а не сиюминутные;

• награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;

• награждать творческую работу, а не слепое подчинение;

• награждать за результаты работы, а не за объем;

• награждать за упрощения, а не за бесполезные (если даже не вредные) осложнения;

• награждать за качество, а не за быструю работу;

• награждать тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.

На базе отмеченной философии, а также принципов и рекоменда­ций в 80-х годах на Западе было четко определено, что основной за­дачей каждого предприятия является качество производимой продук­ции и предоставляемых услуг [24]. Выполнение этой генеральной за­дачи должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции. Она представляет собой организационную структуру, четко распределя­ющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходи­мые для управления качеством.

В системе управления качеством продукции на предприятии важное место занимает служба управления качеством. Ее основные задачи:

• защита репутации фирмы;

• защита потребителя от дефектной продукции;

• сокращение непроизводительных работ;

• предупреждение брака.

На основе этих задач важнейшими функциями службы управления качеством являются:

• координация работ по постоянному повышению качества на всех стадиях жизненного цикла продукции (стратегический маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП), производство, подготовка товара к функ­ционированию, эксплуатация, ремонт, утилизация товара);

• координация деятельности всех подразделений и служб предпри­ятия в разработке конкретных целей, а также их информирова­ние о достигнутых результатах;

• координация программ, планов и других регламентирующих до­кументов и активное участие в подготовке кадров (рабочих всех специальностей и квалификаций; специалистов и менеджеров всех уровней).

Известно, что сущность всякого управления заключается в выра­ботке управляющих решений и последующей реализации предусмот­ренных этими решениями управляющих воздействий на определен­ный объект управления. В системе управления качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуют­ся и протекают как на допроизводственной стадии (проектирова­ние), так и на производственной (производство) и послепроизводственной (эксплуатация) стадиях жизненного цикла продукции.

Особое место в системе управления качеством продукции занима­ет технический контроль. Он представляет собой систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется ка­чество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормативам, а также обеспечивается вы­работка высококачественной продукции в соответствии с этими нор­мативными документами и стандартами.

Наши рекомендации