Тема:Закономерности возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков
Вопросы для изучения:
1.Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста и разновозрастных отрядах.
2.Работа с детьми с задержкой психического развития, детьми-инвалидами и детьми-сиротами.
3.Проблемы взаимоотношений в условиях коллектива ДОЛ.
4.Конфликтность и меры её предупреждения и разрешения в условиях временных объединениях детей.
Задание для самостоятельной работы
1. Составить глоссарий по теме: развитие, периодизация, возраст, ведущий тип деятельности, новообразование.
2. Изучите внимательно возрастные особенности детей и подростов. Обратитесь за дополнительной информацией к источникам по психологии и педагогике.
Проанализируйте их и заполните таблицу.
Физическое развитие | Характерные особенности | Советы вожатому |
Младший возраст (6-8 лет) | ||
Средний возраст (9-11 лет) | ||
Подростковый возраст (12-14 лет) | ||
Старшие подростки (14-16 лет) | ||
3. В отряде есть неформальный лидер, с асоциальными установками. Предложите линию поведения вожатого.
4.Случайно вожатый услышал, как дети обсуждают вожатого: «Он вообще выжил из ума, его давно пора уволить…» Как реагировать на подобные реплики?
5.Дети иногда играют в опасные игры, например, в «усыпление» - путем сильного надавливания на солнечное сплетение. Это провоцирует последующие головные боли, недомогания. Иногда – обмороки. Как избежать этого?
6. Ребята в старшем отряде «по секрету» рассказывают друг о друге своему вожатому. Как ты к этому отнесешься?
7. Опишите свои действия в следующих ситуациях:
• Ребята выполняют ваше задание, у одной из девочек ничего не получается. Она впадает в истерику. Что предпринять?
• На спортивном мероприятии девочка во всеуслышание заявляет о своих «критических днях» - по причине того, почему она не будет участвовать. Как реагировать вожатому?
• На занятии в кружке девочки, работая вместе, сделали прекрасную, яркую работу. А после занятия девочки забеспокоились: «А кому она достанется?» Что ответить?
• Как бороться с карточными играми на деньги?
• Вожатый замечает у одного из мальчиков порнографический журнал. Что делать?
• Вожатая вечером рассказывает ребятам историю, вдруг один из мальчиков громко говорит: «Таня, я от твоего голоса просто тащусь!» Что ответит?
• Вечером – слово за слово – дети разговорились, и вдруг одна из девочек спрашивает у вожатого: «А ты в бога веришь?» Что ей ответить?
• Маленькая девочка, привязавшись к вожатой, говорит: «Если бы вы были моей мамой!» Как реагировать?
• Вожатый застает одного из своих детей с сигаретой. Как поступить?
• Проходя мимо группы детей, вожатый слышит нецензурную речь. Что делать?
Давайте обсудим!
• Случается, что у вожатого не складываются отношения с коллективом детей. Что в такой ситуации делать?
• Как вы думаете, имеет ли вожатый право отказаться от ребенка, не понравившегося ему (по разным причинам)?
Основная литература:
1.Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2003.
2.Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: Учебное пособие М.: Изд-во «Академия», 2008. – 237с.
3. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. – 200 с. Ссылка в электронной библиотеке: http://www.biblioclub.ru/book/54554/
Дополнительная литература:
1.Аникеева Н.П. Психологический конфликт в коллективе. – М, 1999.
2.Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М, 1999.
3.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989.
4.Волкова Е. Особенности работы педагогов-психологов в ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3.
5.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением [Текст] : учеб.-метод. пособие. Доп. Мин. Обр. РФ / Под ред. М.И. Рожкова. - М. :
6.Вайндорф - Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие – М.,ЦГЛ, 2005 – с.50 – 60.
7.Дмитриев А.В. Конфликтология. - М., 2000.
8.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 1999.
9.Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2003.– с.92 -98. Мастерская вожатого. Кипарис –5.
10.Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М.,2000.
11.Панфилова М.А. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. - М., 2002.
12.Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2001.
13.Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
14.Руководство для начинающих и опытных/ под ред. Левановой Е.А.. – М., Пед. общество России, 2003. – с.63 – 75.
15.Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. - М. 1997.
16.Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 1996.
17.Уткин Э.А. Конфликтология.Теория и практика. - М.,2000.
18.Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996.
19. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис – 20. Учебно-метод. пособие. – М., Пед. Общество России, 2005. – с.35 – 61.
21.Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого (теория, методика, практика).Кипарис–9.Учебно - практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М., Пед. общество России, 2005. – с. 84 – 100.
1. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В. Петровского - М.,1979, с. 105 -145.
2. Выготский Л.С. Педология подростка.//Собр. соч. В 6 т. - М., 1984. -Т.4.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989, с. 69 - 105, 106 -166.
4. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). - М., 1991.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996, с. 140 - 161. 152
6. Особенности обучения и психического развития школьников 13 -17 лет./ Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. - М.,1988.
7. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. - М., 1993, с. 107 - 136с.