Тема:Логика развития лагерной смены, периоды смены.

Вопросы для изучения:

1.Логика развития лагерной смены.: организационный, основной, заключительный. Состояние ребенка в разные периоды смены.

2. Сущность, задачи и функции организационного периода.

3.Формы и содержание деятельности вожатых в организационный период.

4.Специфика основного периода смены лагеря.

5.Организация жизнедеятельности детей в заключительный период смены лагеря.

Задание для самостоятельной работы

1. Составить глоссарий по теме: организационный период, основной период, итоговый период, убеждение, требование, поручение, соревнование, игра, поощрение.

2. Разработать и защитить проект «Первые минуты общения с детьми».

3.. Составить картотеку игр, упражнений на выработку коммуникативных компетенций воспитанников, профилактику конфликтных ситуаций, установление благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе (не менее 10).

Оформить карточки с описанием игр и методики их проведения.

Подготовиться к проведению 1–2 игр на выбор:

- отобрать (изготовить) игровой материал;

- изучить методику проведения игры данного вида;

- разучить правила, текст игры;

- продумать вопросы по организации детей на игру и подведения итогов игры, рефлексию результатов игровой деятельности.

4. Представить, что перед вами стоят ваши воспитанники. Вы видите возбужденные, радостные или огорченные лица. Все они разные. С какими только характерами не приходится сталкиваться вожатому в лагере.

Перед началом работы ответим для себя на следующие вопросы:

– какова причина такого типологического поведения, где его истоки?

– что движет данным ребенком, что происходит у него внутри?

– почему он такой, а не другой? Возьмите кусочек пластилина и вылепите из него образ (символ) отношений вожатого и воспитанника определенного типа. Это может быть конкретный предмет или какой-то абстрактный символ. Прокомментируйте полученный символ и его специфические особенности. Подготовьтесь к презентации своей работы.

Рефлексия результатов:

– Нравится ли вам то, что получилось?

– Куда бы хотелось поставить данный предмет?

– Хочется ли вылепить новый символ

5. Составить картотеку отрядных дел организационного, основного и итогового периодов различной направленности (не менее 10).

Направленность Название мероприятий
   

6. С помощью каких слов Вы будете осуществлять такие режимные моменты, как:

Подъем

Выход на зарядку

Сбор в столовую

Тихий час

Отбой

7. Составьте список вещей, которые Вы возьмете с собой в детский лагерь

8. Подберите информацию (занимательную, историко-краеведческую, полезную, шутливую), которая поможет вам в пути (в автобусе, электричке, поезде) расширить кругозор детей и занять время

9. Опишите свои действия в следующих ситуациях:

• В отряде есть ребенок, который постоянно опаздывает. Что делать?

• В отряде – «новый русский»: ребенок избалованный, всем недоволен, появившись в столовой, брезгливо спрашивает: «Что это? Мой обед?!!» Что ответить?

• Зайдя в комнату, вожатый видит, как дети гоняют по полу булочку. Как на это реагировать?

• Директор лагеря – явный лидер – властный, деятельный, но, к сожалению, не терпящий чужого мнения. Как вести себя вожатому?

10. Сделайте макет визитки для себя – вожатого (в натуральную величину)

11.Нарисуйте варианты визиток для детей своего отряда

12. Выпишите 4-5 игр с детьми в автобусе (укажите возраст, для которого предназначены Ваши игры

13. Придумайте и запишите варианты названий отрядов, девизов к ним

Возраст детей Название отряда Девиз

14. Предположите варианты речёвок или кричалок для сбора на обед, на игру; приветственных для другого отряда, директора лагеря

15. Опишите свои действия в следующих ситуациях:

• У вожатой – праздник. С утра она надела свои украшения. Девочки с нескрываемым интересом ее разглядывали, одна из них попросила: «Нина, а можно мне примерить твои украшения?» Как быть?

• У ребенка в отряде День рождения. Он доволен, но ведет себя вызывающе, считает, что сегодня ему все дозволено. Как быть?

• Дети вместе с вожатой приходят на завтрак. Видя на столах чай с хлебом и сморщенные сосиски с гарниром, один мальчик громко говорит вожатой: «Оля, а я видел, как завхоз выходила из столовой с двумя пакетами яблок. Почему нам яблок не дали?» Как поступить?

• Дети убирают территорию возле корпуса. Один из ребят спрашивает: «А сколько нам заплатят за работу, ведь любой труд должен оплачиваться?» К юному «коммерсанту быстро присоединяются единомышленники…Как разрядить обстановку?

• В отряде есть ребенок - «неряха». Что делать вожатому?

• Предложите способы, с помощью которых можно быстро запомнить имена

16. Определите основные функции вожатого на подготовительном, основном и заключительном этапах смены

Основные этапы смены Функции вожатого  
Подготовительный (организационный) период    
Основной этап   Заключительный этап    

Давайте обсудим!

• В менеджменте считается, что оптимальным для организационного периода является авторитарный стиль руководства коллективом. Как вы относитесь в такому утверждению?

• Как быть с неуправляемым ребенком, который привык не слушаться родителей?

• Как поступить вожатому в ситуации, когда желания ребят по выбору деятельности не совпадают?

• Необходимо ли организовывать свободное время детей в лагере?

Основная литература:

1.Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2003.

2. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. – 200 с. Ссылка в электронной библиотеке: http://www.biblioclub.ru/book/54554/

3. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: методология, технология, методика: учебник М. ИНФРА-М 2016-400с.

Дополнительная литература:

1.Григоренко, Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском загородном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2002.

2.Гаврилова Т.П., Шихова Т.Я. Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере. – Пермь: ПГПУ, 2001.

3. Горизонты лета. /Под ред. А.В. Волкова – М.: МПО-ДО, 1997.

4.Кузнецов, А. План работы вожатого / А. Кузнецов // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 145–147.

5.Мастерская вожатого / под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003.

6.Наумовская Г.А. Программа конкурсных мероприятий юных исполнителей, мастеров и творческих коллективов загородных детских оздоровительных учреждений. С.- Петербурга в летнем сезоне 2000 года «Радуга лета».

7.О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений: Научно-методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха / Под ред. С. Цимбаленко. – М.: ЮНПРЕСС, 1997.

8.О летнем отдыхе, и не только . . . Научно-методическое пособие / Под ред. Кудинова Ю.П. – М.: НИИ Семьи, 1997.

Примерный перечень вопросов к экзамену

«Практика современного образовательного процесса»

1. Методология современного образовательного процесса.

2. Взаимосвязь педагогической теории и практики.

3. Методологическая подготовка современного учителя.

4. Технологизация современного образовательного процесса.

5. Педагогическая ситуация как единица образовательного процесса.

6. Профессиональные задачи педагога и их решение.

7. Управление образовательным процессом и системами как последовательное решение педагогических задач.

8. Анализ как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

9. Педагогический анализ урока.

10. Педагогический анализ классного часа.

11. Педагогический анализ общения и взаимодействия педагога и воспитанников.

12. Педагогический анализ и самоанализ профессионального опыта.

13. Диагностика как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

14. Технология диагностического исследования в педагогике.

15. Диагностика в деятельности учителя-предметника.

16. Диагностика в деятельности классного руководителя.

17. Прогнозирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

18. Прогнозирование результатов обучения и воспитания.

19. Прогнозирование результатов педагогического общения и взаимодействия.

20. Прогнозирование развития личности и деятельности обучающихся.

21. Планирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

22. Планирование в деятельности учителя-предметника.

23. Планирование в деятельности классного руководителя.

24. Моделирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

25. Моделирование содержания обучения и воспитания.

26. Моделирование средств обучения и воспитания.

27. Моделирование условий обучения и воспитания.

28. Моделирование воспитательной системы класса.

29. Моделирование воспитательной системы школы.

30. Проектирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

31. Проектирование учебных планов, программ, пособий.

32. Проектирование деятельности учителя и обучающихся.

33. Проектирование педагогических технологий.

34. Проектирование технологий управления образовательным процессом.

35. Проектирование программы развития образовательного учреждения.

36. Конструирование как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

37. Конструирование содержания обучения и воспитания.

38. Конструирование наглядных средств обучения и воспитания.

39. Конструирование контрольно-оценочных средств обучения и воспитания.

40. Конструирование образовательной программы школы.

41. Конструирование образовательной среды школы.

42. Конструирование информационной среды школы.

43. Организация деятельности как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

44. Организация деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения.

45. Организация деятельности педагога и воспитанников в процессе воспитания.

46. Контроль как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

47. Технологии контроля и самоконтроля успеваемости обучающихся.

48. Регулирование деятельности как педагогическая задача в структуре управления образовательным процессом и системами.

49. Личностно ориентированные образовательные технологии и их реализация в практике современного образовательного процесса.

50. Технология полного усвоения знаний и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

51. Технология развивающего обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

52. Технология разноуровневого обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

53. Технология модульного обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

54. Технология активного обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

55. Технология проблемного обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

56. Технология проектной деятельности и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

57. Технология исследовательского обучения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

58. Технология обучения в сотрудничестве и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

59. Технология развития критического мышления обучающихся и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

60. Технология коллективной творческой деятельности и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

61. Технология педагогической поддержки и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

62. Технология профессиональной ориентации обучающихся и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

63. Технология самовоспитания школьников и организация ее освоения в практике современного образовательного процесса.

64. Информационные технологии в практике современного образовательного процесса.

65. Игровые технологии в практике современного образовательного процесса.

66. Технология педагогического общения и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

67. Технология педагогического взаимодействия и ее реализация в практике современного образовательного процесса.

68. Разрешение педагогических конфликтов.

69. Индивидуальные технологии профессионального развития педагогов.

70. Коллективные технологии профессионального развития педагогов.

Семинарские занятия по практической педагогике для студентов заочного отделения ХГФ и ИПФ

Тема1: Технология педагогического планирования

Вопросы для обсуждения:

1. Планирование в деятельности учителя предметника.

2. Планирование урока.

3. Планирование в деятельности классного руководителя.

4. Планирование внеклассного воспитательного мероприятия.

Литература основная:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2011. Гл. 19, § 3. Гл. 21, § 4.

2. Седова Н.Е. Основы практической педагогики. М.: ТЦ Сфера, 2008. Гл. 4 «Педагогическое проектирование».

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: КНОРУС, 2010. С. 490-495.

4. Психолого-педагогический практикум / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2009. С. 30-32.

Литература дополнительная:

1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с.

2. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Изд-во Рос. пед. агентство, 1998.

3. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. Занятие 13 «Цикловое планирование занятий», с. 132-143.

4. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. 174 с.

5. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. Гл. 2 «Подготовка и проведение урока».

6. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.

Наши рекомендации