Вертикальные равновесия с поднятой ногой
Особенности стиля чанцюань
Автор: ЧжанЮкун
В классических таолу чанцюань, кроме глубоко продуманной структуры и высокой сложности движений, существует и несколько других особенностей в технике исполнения, вот они: стойки правильные, приёмы чёткие, многообразие форм работы корпусом, глаза следят за руками, высокая концентрация духа, сила покорна разуму, правильное дыхание, чёткий ритм.
А теперь рассмотрим их подробнее:
Правильные стойки. Основное в стойках – это приложение определённого усилия, необходимого для состояния покоя, включая и кратковременные позы «зависания» в воздухе. Голову следует держать прямо, шею – выпрямить, грудь – расправить, плечи – опустить, поясницу – выпрямить, зад – подобрать. Движения верхних конечностей свободные, уверенные и сильные, нижних – чёткие и сдержанные. Тело – устойчиво и гармонично.
Чёткость приёмов. В комплексах чанцюань чётко выражены удары ногами, руками, броски, захваты и прочие технические действия на всём протяжении таолу. Особо должны выделяться атакующие и защитные действия.
Многообразие форм работы корпусом. Движения корпуса определяют подвижность всего тела, где туловище играет роль связующего звена в защитно-атакующей манере ведения боя. Подвижность корпуса, а также такие элементы, как «втягивание», уклонение, раскрытие, резкие движения, толчки плечом, вытеснения и многие другие движения сочетаются с защитно-атакующим характером чанцюань. Движениям присуща согласованность на внутреннем и внешнем плане, верхний уровень тела движется как единое целое с нижним, движения корпуса следуют за шагом, движения ног предшествуют движениям рук, работа выполняется энергично, тело образует единое целое.
Глаза следят за руками. В ушу взгляд в сочетании с какими-то техническими действиями называется яньфа (техника работы глаз). Яньфа – это важнейшее звено в процессе проявления духа и результат соблюдения принципа «глаза и руки взаимосвязаны, взгляд предшествует движению руки». Взгляд и состояние духа должны соответствовать каждому движению руки. Внутренняя духовная сущность проявляет себя через взгляд, движения выполняются в состоянии высочайшей концентрации и наполнены жизненной энергией.
Концентрация духа. Концентрация всех духовных сил требует такого состояния сознания в рукопашной схватке, которое проявится в храбрости, сообразительности, несгибаемом бойцовском духе.
Сила покорна разуму. Под силой здесь понимается выполнение каких-либо действий с применением силы, которая должна достигать цели и быть взрывной, твёрдой, а не закостенелой; мягкой, но не рыхлой, твёрдость и мягкость гармонично переходят друг в друга. Основное здесь то, что сознание управляет движением и распределяет выбросы энергии, выдох соответствует моменту приложения силы, соответствуя достижению единства внутреннего и внешнего.
Правильное дыхание. Строение комплексов таолу довольно сложно, движения стремительны и их множество. Поэтому дыхание должно выполняться правильно, только тогда оно будет способно в полной мере обеспечить энергией весь арсенал технических приёмов. В чанцюань серьёзное внимание уделяется принципу «погружения» жизненной энергии ци в даньтянь, дыхание животом, искусству накопления энергии ци, умению быть стойким и хладнокровным.
Чёткий ритм. Во время исполнения комплекса необходимо сочетать ускорения и замедления, движение и покой, твёрдость и мягкость, прыжки и падения и вообще все контрастные категории движения. Ритм может быть лёгким и тяжёлым, медленным и быстрым, мелодичным и волнообразным, ясным и чётким.
Вышеизложенные требования тесно переплетаются между собой. Степень соответствия этим требованиям в полной мере выявляет уровень овладения чанцюань.
Основные виды позиций
Изучение техники выполнения позиций и перемещений занимает в тренировочном процессе ушу одно из важнейших мест. Бусин и буфа – это тот фундамент, который лежит в основе дальнейшего роста мастерства спортсмена. Под понятием «позиция» – «бусин» (буквально «форма шага») в ушу подразумевается статичное положение тела, в котором корпус, тазобедренный сустав и ноги фиксируются в пространстве в соответствии с четкими критериями в течение определенного промежутка времени. Понятие «буфа» (способ шага) определяет характер и способ перемещения тела спортсмена в системе пространственных координат. В зависимости от направления и вида ушу позиции и типы перемещений различаются в соответствии с принципами каждой конкретной школы. Приводимые ниже виды шагов относятся к регламентируемым комплексам ушу. В традиционных видах требования к выполнению нижеперечисленных позиций могут отличаться от описанных.
ПОЗИЦИИ
Бинбу – позиция «стопы вместе». В данной позиции ноги выпрямлены в коленях, внешние стороны стоп прижаты друг к другу. Вес тела равномерно распределен между левой и правой ногой, таз слегка оттянут назад, корпус выпрямлен.
Гунбу– позиция выпада (буквально, «шаг лука»).
Одна из наиболее часто встречающихся позиций во многих стилях ушу. Приводимый вариант позиции используется в стилях чацюань и хуацюань.
Нога, находящаяся впереди, согнута в коленном суставе под углом 90°. Носок развернут вперед. Стопа плотно прижата к полу. Ягодицы на уровне коленного сустава. Нога, находящаяся сзади, выпрямлена и напряжена. Носок развернут вперед под углом 45°. Ребро стопы прижато к полу. Тазобедренный сустав полуразвернут вперед. Корпус выпрямлен в грудном отделе позвоночника и чуть наклонен вперед.
Примечание. При выполнении позиции гунбу типичными являются следующие ошибки: 1) стопа ноги, находящейся сзади, не до конца выпрямлена в коленном суставе; 2) ребро стопы ноги, находящейся сзади, не прижато к полу; 3) носок ноги, находящейся сзади, не развернут вперед; 4) тазобедренный сустав недоразвернут вперед; 5) позиция недостаточно низкая; 6) нога, находящаяся впереди, согнута в колене под углом значительно больше или меньше 90°; 7) недостаточное расстояние между стопами; 8) корпус «завален» назад или вперед.
Мабу – П-образная позиция (буквально «шаг лошади»).
Фундаментальная позиция ушу, в том или ином виде существующая во всех направлениях. В наньцюань несколько измененный вариант этой позиции называется сыпинма. (Вариант сыпинма, когда стопы параллельны друг другу, называется «эрцзымабу», когда стопы развернуты носками под углом в 45°, называется «бацзымабу». Примите положение, указанное на рисунке. Стопы параллельны друг другу. Ноги согнуты в коленном суставе под прямым углом. Таз выведен вперед. Бедра параллельны полу. Ягодицы напряжены и находятся на уровне коленного сустава. Спереди позиция напоминает трапецию. Корпус выпрямлен в грудном и поясничном отделе позвоночника и вертикален. Плечевой сустав естественно опущен вниз.
Примечание. При выполнении позиции мабу типичными являются следующие ошибки: 1) позиция «провалена» – таз опущен слишком низко; 2) стопы не параллельны друг другу; 3) спина прогибается в поясничном отделе позвоночника, таз не выведен вперед; 4) голени «завалены» внутрь; 5) корпус наклонен вперед; 6) плечевой пояс напряжен.
Сюйбу – позиция «пустого шага».
Одна из основных позиций ушу. С небольшими вариациями встречается практически во всех стилях. В этой позиции вес тела на 90% смещен на ногу, находящуюся сзади и согнутую в колене под прямым углом. Колено ноги полуразвернуто вперед. Носок ноги развернут вперед под углом в 45°. Нога, находящаяся впереди, чуть согнута в колене и выведена вперед. Носок оттянут и касается пола, подъем стопы находится с голенью на одной линии. Корпус полуразвернут вперед, выпрямлен в грудном и поясничном отделе позвоночника.
Примечание. При выполнении позиции сюйбу типичными являются следующие ошибки: 1) позиция «провалена» – таз опущен слишком низко; 2) стопа ноги, находящейся сзади, недоразвернута вперед; 3) спина прогибается в поясничном отделе позвоночника, таз не выведен вперед; 4) колено ноги, находящейся впереди, «завалено» внутрь; 5) корпус наклонен вперед; 6) плечевой пояс напряжен; 7) вес тела перенесен на ногу, находящуюся впереди; 8) корпус и тазобедренный сустав недоразвернуты вперед.
Пубу – низкая позиция с вытянутой ногой (буквально – «стелящийся шаг»). Позиция, встречающаяся во многих направлениях ушу. Исторически использовалась в качестве ухода от атаки противника. Нога, находящаяся сзади, полностью согнута в колене. Колено отведено назад. Носок ноги развернут в сторону-назад. Стопа полностью прижата к полу. Нога, находящаяся впереди, полностью выпрямлена в колене и напряжена. Стопа полностью прижата к полу. Носок повернут на себя. Вес тела на 60% перенесен назад. Корпус выпрямлен в грудном отделе, полуразвернут вперед и чуть наклонен.
Примечание. При выполнении позиции пубу типичными являются следующие ошибки: 1) стопы не прижаты к полу; 2) колено ноги, находящейся сзади, не отведено назад; 3) позиция недостаточно низкая; 4) нога, находящаяся впереди, согнута в колене; 5) корпус «завален» вперед или назад.
Чабу– позиция зашага (буквально «шаг-вилка»).
Одна из основных позиций в чацюань, хуацюань и наньцюань. Встречается и как фиксированная позиция, и как вид шага. Из позиции бинбу выполните широкий шаг одной ногой сзади, другой – в сторону, полуразверните корпус в противоположную сторону и зафиксируйте позицию. Вес на 70% остается на согнутой под углом в 90° опорной ноге. Зашагивающая нога чуть согнута в колене или выпрямлена. Пятка оторвана от пола. Корпус либо остается выпрямлен, либо допускается его наклон в продолжение линии зашагивающей ноги.
Примечание. При выполнении позиции чабу типичными являются следующие ошибки: 1) пятка стопы зашагивающей ноги не оторвана от пола; 2) опорная нога не согнута в колене под требуемым углом; 3) корпус недоразвернут; 4) спина ссутулена.
Баньмабу – полу-П-образная позиция («полушаг лошади»). Одна из основных позиций наньцюань, чанцюань и бацзицюань. Принимается также как позиция мабу, но корпус разворачивается в сторону. Также в сторону разворачивается колено и носок стопы ноги, находящейся впереди. Ягодицы на уровне колен. Корпус выпрямлен в поясничном и грудном отделах и вертикален. Вес на 60% на правой ноге.
Примечание. При выполнении позиции баньмабу типичными являются следующие ошибки: 1) колено ноги, находящейся впереди, не развернуто в сторону; 2) корпус не вертикален и не выпрямлен в грудном отделе; 3) корпус недоразвернут в сторону
Равновесия
Равновесия (пинхэн) являются важной составляющей комплексов ушу. Помимо современных соревновательных комплексов, пинхэн встречаются в комплексах чацюань, хуацюань, шаолиньцюань и многих других. Принципом выполнения пинхэн является фиксация строго определенного правилами положения тела в неподвижном состоянии в течение определенного промежутка времени. Техника выполнения пинхэн тесно связана с базовым принципом ушу «циндун» (покой и движение).
Общая динамика комплекса состоит из постоянного чередования фаз активного движения и фиксированных позиций, к которым относятся и равновесия. Равновесия являются более сложными фиксированными позициями, чем буфа (кроме дулибу), так как предполагают фиксацию положения при опоре на одну ногу, что требует хорошей координации движения и безукоризненного вестибулярного аппарата. Задача еще более усложняется с включением в современные соревновательные комплексы чжэдиннаньдудунцзо – обязательных элементов повышенной сложности, в которых равновесие часто фиксируется сразу после сложных акробатических прыжков с проворотом на 360°, 540° и 720°. Следует добавить также, что равновесия, входящие в чжэдиннаньдудунцзо, чаще всего относятся к категории тэцзюйсинпинхэн – длительным равновесиям, которые фиксируются не менее двух секунд, что еще больше усложняет их выполнение.
При тренировке равновесий применяется т. н. «метод дополнительного усложнения», например, фиксирование равновесия на неустойчивой поверхности или поверхности с ограниченной площадью: гимнастическое бревно, мягкие маты, гимнастическая скамья и т. п.
Равновесия подразделяются на пять основных групп:
1. Чжилитисипинхэн – вертикальные равновесия с поднятым коленом;
2. Чжилицзюйтуйпинхэн – вертикальные равновесия с поднятой ногой;
3. Цюйсибаньдуньпинхэн – равновесия в полуприседе;
4. Цюйсицюаньдуньпинхэн – равновесия в приседе;
5. Цяньфу, хоуян, цэцин, ниншэньпинхэн – равновесия с отклонением корпуса от вертикальной оси.
Вертикальные равновесия с поднятым коленом
Цяньтисипинхэн (дулибу) – равновесие с поднятым вперед коленом. Наиболее часто встречающийся в комплексах ушу вид равновесия. Распространен в чанцюань, наньцюань, шаолиньцюань и других видах. Из положения бинбу поставьте руки на пояс и поднимите ногу, согнутую в колене, на уровень груди. Носок оттянут вниз и чуть развернут внутрь. Голова поворачивается влево. Корпус выпрямлен в грудном и поясничном отделах. Опорная нога выпрямлена в колене.
Примечание. Типичными ошибками при выполнении дулибу являются: 1) носок поднятой ноги не оттянут вниз; 2) колено поднято недостаточно высоко; 3) корпус не выпрямлен в поясничном и грудном отделах или отклонен назад; 4) опорная нога согнута в колене.
Цэтисипинхэн – равновесие с поднятым в сторону коленом. Встречается в чанцюань, шаолиньцюань. Из положения бинбу поднимите ногу, согнутую в колене, в сторону, до уровня груди. Носок ноги оттянут вниз. Опорная нога выпрямлена в колене. Носок стопы опорной ноги направлен в сторону под углом в 45°. Корпус выпрямлен в грудном и поясничном отделах. Правая рука одновременно с подъемом ноги выполняет движение лянчжан, левая поднимается до уровня груди и фиксируется около подмышечной впадины, ладонью назад. Взгляд в сторону.
Примечание. Типичными ошибками при выполнении цэтисипинхэн являются: 1) носок поднятой ноги не оттянут вниз; 2) колено не развернуто в сторону и поднято недостаточно высоко; 3) корпус не выпрямлен в поясничном и грудном отделах или отклонен назад; 4) опорная нога согнута в колене.
Равновесия в приседе
Цяньцзюйтуйдишипинхэн – равновесие в приседе с вытянутой ногой. Встречается в обязательных элементах повышенной сложности. Изи.п. согните правую ногу до упора и выведите левую ногу вперед, одновременно распрямляя ее в коленном суставе и оттягивая носок. Корпус выпрямлен в грудном отделе и вертикален.
Примечание. Типичные ошибки при выполнении упражнения следующие: 1) выведенная вперед нога согнута в колене, носок не оттянут; 2) опорная нога не до конца согнута в колене; 3) корпус не выпрямлен в грудном отделе и «завален» вперед.
Техника движений руками
Удары кулаком
Чунцюань – прямой удар кулаком. В той или иной форме встречается во всех направлениях ушу. Различают два основных положения кисти в чунцюань: лицюань – кулак в вертикальном положении и пинцюань – кулак в горизонтальном положении. И в том, и в другом положении удар наносится лицевой частью кулака – цюаньмянь. Из исходного положения ноги на ширине плеч руки в положении баоцюань тыльной частью кулака вниз выведите руку по прямой линии вперед, одновременно разворачивая корпус в пояснице и распрямляя ее в локтевом суставе. В конце удара, в момент приложения силы, кулак резко проворачивается вокруг своей оси тыльной частью вверх. Повторите движение правой рукой, одновременно отводя левую в исходное положение.
Примечание. Типичной ошибкой при выполнении чунцюань является отсутствие включения в удар корпуса за счет проворота в пояснице.
Цзяцюань – верхнее блокирующее движение кулаком. Встречается в чанцюань, хуацюань, чацюань и многих других направлениях ушу. Из исходного положения ноги на ширине плеч выведите правую руку, сжатую в кулак и полусогнутую в локте, влево-вверх-направо, одновременно проворачивая ее в предплечье. В конечном положении тыльная часть кулака развернута вверх, взгляд направлен влево, тыльная часть кулака находится над головой.
Примечание. Типичными ошибками при выполнении цзяцюань являются отсутствие полусгиба в локтевом суставе и отсутствие проворота предплечья.
Пицюань – вертикальный рубящий удар кулаком в сторону. Из исходного положения ноги на ширине плеч левая рука выполняет движение снизу вверх по дуге направо, проворачиваясь в предплечье тыльной стороной кулака к себе, через сторону, через разгиб в локте, наносится удар основанием кулака сверху вниз-влево на уровне груди.
Примечание. Типичной ошибкой при выполнении пицюань является отсутствие проворота руки в предплечье в момент удара. Еще одной типичной ошибкой является отсутствие разгиба в локтевом суставе.
Цзацюань – удар тыльной частью кулака с проворотом сверху вниз. Характерный удар для таких направлений, как чацюань, хуацюань, шаолиньцюань. Из исходного положения бинбу поднимите вверх выпрямленную в локте правую руку. Рука сжата в кулак, тыльная часть кулака развернута назад. Левая рука разворачивается ладонью вверх ниже уровня поясницы. Правая рука, проворачиваясь в запястье, опускается вниз и выполняет удар по ладони левой руки. В момент удара руки выводятся вперед, ноги сгибаются в коленях, центр тяжести опускается вниз. Взгляд вперед.
Примечание. Типичной ошибкой при выполнении цзацюань является слабый звук при ударе кулака по ладони.
Акробатические элементы
Техника выполнения акробатических элементов (депугуньфань) занимает важное место в системе подготовки спортсменов в ушу. Наряду с общеразвивающей функцией и целенаправленным воздействием на опорно-двигательный и вестибулярный аппараты акробатические элементы исторически были функциональной частью цзибэньгун, т. е. имели прикладное значение.
Некоторые направления и школы ушу придают использованию акробатических элементов в поединке первостепенное значение. Например, дитанцюань, цзуйцюань, дигунцюаньфа, хоуцюань, хуацюань активно используют такие элементы, как цяньбэй, цэкунфань, улунцзяочжу, лиюйдатин. Дитанцюань вообще на 60–80% состоит из акробатических элементов в сочетании с техникой цюаньшу. Неоценимо значение акробатических элементов в поединках саньшоу и туйшоу, где они применяются в качестве элементов самостраховки.
Акробатические элементы в ушу, несмотря на внешнюю схожесть с традиционными акробатическими прыжками и кувырками, имеют и ряд характерных особенностей, обусловленных тем, что они часто выполняются с оружием в руках. Овладение техникой депугуньфань требует хорошей подвижности суставов и развитого мышечного корсета. Еще одной характерной особенностью акробатики в ушу является то, что все акробатические элементы выполняются на стандартном ковре, а не на пружинящих акробатических коврах и дорожках. Это предъявляет совершенно иные требования к технике их исполнения, в частности к толчку.
Другим характерным отличием является то, что в традиционной акробатике элементы в большинстве случаев являются темповыми. В ушу многие элементы выполняются без предварительного разбега, с места, что усложняет их технику. При разучивании акробатических элементов в ушу широко используются специальные средства: подкидная доска, лонжа, гимнастические маты и т. д. Обязательным является знание тренером основ страховки и самостраховки при выполнении депугуньфань. На начальном этапе целесообразно посвящать акробатике целую тренировку, добиваясь безукоризненного технического исполнения элементов, и лишь потом можно вставлять депугуньфань в комбинации движений и комплексы.
Цяньгуньфань – кувырок вперед
Кувырок вперед выполняется из основной стойки через упор присев. Из исходного положения бинбу опуститесь вниз, согнув ноги в коленях. Перенесите центр тяжести вперед и положите руки ладонями вниз. При постановке на пол руки расслаблять не следует. Прижмите подбородок к груди. Выполните толчок, разгибая ноги в коленях. В момент касания пола шеей и лопатками выполните перекат через спину. Руки снимаются с пола в момент, когда занимающийся касается пола спиной. В момент переката выполняется группировка, колени подтягиваются к голове.
Примечание: Типичные ошибки при выполнении цяньгуньфань следующие: 1) руки ставятся слишком близко к ногам; 2) отсутствует группировка в момент переката; 3) голова касается пола при перекате.
Хоугуньфань – кувырок назад
Выполняется из исходного положения бинбу через положение приседа, группировку, вращение назад и приход в позицию бинбу. Первая фаза изучения – это освоение кувырка назад из положения в приседе. Затем переходят к изучению кувырка из позиции в позицию. Примите положение приседа. Поднимите согнутые в локтях руки ладонями вверх, сядьте на пол ближе к пяткам ног, выполните перекат назад через спину. В последней фазе кувырка поставьте ладони на пол и, разгружая шейные позвонки и голову, приподнимитесь на руках и примите положение приседа, затем позицию бинбу. При выполнении кувырка с оружием на пол ставятся руки, сжатые в кулак.
Примечание: Типичные ошибки при выполнении хоугуньфань следующие: 1) в момент переката назад корпус не приподнимается на руках; 2) при перекате отсутствует группировка; 3) в первой фазе отсутствует толчок.
Цешоуфань – боковой переворот с опорой на руки («колесо»)
Самостоятельный элемент, является подводящим к выполнению бокового махового сальто.
Из и.п. бинбу выполните шаг влево и поднимите выпрямленные руки вверх. Согните левую ногу в колене и, перенося на нее вес тела, поставьте на пол последовательно левую, а затем правую руки. Выполните сильный мах выпрямленной правой ногой и переворот в вертикальной плоскости, поочередно пронося правую и левую ноги над головой. После касания пола правой, затем левой ногой, поочередно оторвите от пола левую, а затем правую руки и примите и.п.
Примечание: Типичными ошибками могут быть: 1) ноги согнуты в коленях; 2) руки ставятся на пол вместе, а не поочередно; 3) отсутствует мах ногой.
Основные виды движений ногами.
Техника движений ногами занимает в ушу особое место. Исторически наибольшее количество движений ногами входит в технику северных стилей ушу – хуацюань, чацюань, чоцзяо, фаньцзы и т. д. Древняя китайская пословица гласит: «Наньцюань,бэйтуй, дунцян, си гунь, ШаньдунЧа» (на юге кулак, на севере нога, на востоке копье, на западе палка, в Шаньдуне (провинция Китая) – Чацюань». Это деление, однако, скорее условно, так как многие стили ушу на юге Китая имеют в своем арсенале богатейший набор движений ногами. Так, легендарный герой народного эпоса, один из девяти «тигров Гуаньдуна» (южная провинция Китая), Хуанфэйхун, знакомый в нашей стране по фильму «Однажды в Китае», славился техникой «уиньтуй» – «удар ногой, не отбрасывающий тени» (таким быстрым он был). Движения ногами в ушу подразделяются на пять групп:
1. Шэньцзюйсинтуйфа – удары с распрямлением ноги в колене;
2. Чжибайсинтуйфа – удары (махи) выпрямленной ногой;
3. Саочжуаньтуйфа – круговые подсечки;
4. Цзисянтуйфа – удары с хлопком;
Пичатуйфа – шпагаты.
Помимо этого существует большое количество ударов ногой в прыжках, но они относятся к разделу «тяоюэдунцзо – движения в прыжках», и будут рассмотрены в соответствующем разделе. Для правильного выполнения движений ногами необходимо в полном объеме освоить упражнения на развитие гибкости тазобедренного сустава и общий цикл жоугун (работы над гибкостью). Существует несколько общих правил для 1-го, 2-го и 4-го разделов туйфа:
1. Во время выполнения удара корпус в большинстве случаев (за исключением даотитуй и даотипайцзяо) выпрямлен в поясничном и грудном отделах позвоночника. Во всех видах чжибай – прямых махов корпус остается неподвижным, в движение включается только нога. Практически все движения выполняются с места, без предварительного замаха.
2. Опорная нога во время ударов остается выпрямленной.
3. После удара нога не расслабляется, а быстро, с силой опускается вниз.
4. Почти для всех ударов группы чжибай соблюдается правило «сань-чжи и гоу» – «три прямых, один крюк» (прямая опорная нога, прямая бьющая нога, прямой корпус, носок бьющей ноги оттянут на себя).
Удары выпрямленной ногой
Особенности стиля чанцюань
Автор: ЧжанЮкун
В классических таолу чанцюань, кроме глубоко продуманной структуры и высокой сложности движений, существует и несколько других особенностей в технике исполнения, вот они: стойки правильные, приёмы чёткие, многообразие форм работы корпусом, глаза следят за руками, высокая концентрация духа, сила покорна разуму, правильное дыхание, чёткий ритм.
А теперь рассмотрим их подробнее:
Правильные стойки. Основное в стойках – это приложение определённого усилия, необходимого для состояния покоя, включая и кратковременные позы «зависания» в воздухе. Голову следует держать прямо, шею – выпрямить, грудь – расправить, плечи – опустить, поясницу – выпрямить, зад – подобрать. Движения верхних конечностей свободные, уверенные и сильные, нижних – чёткие и сдержанные. Тело – устойчиво и гармонично.
Чёткость приёмов. В комплексах чанцюань чётко выражены удары ногами, руками, броски, захваты и прочие технические действия на всём протяжении таолу. Особо должны выделяться атакующие и защитные действия.
Многообразие форм работы корпусом. Движения корпуса определяют подвижность всего тела, где туловище играет роль связующего звена в защитно-атакующей манере ведения боя. Подвижность корпуса, а также такие элементы, как «втягивание», уклонение, раскрытие, резкие движения, толчки плечом, вытеснения и многие другие движения сочетаются с защитно-атакующим характером чанцюань. Движениям присуща согласованность на внутреннем и внешнем плане, верхний уровень тела движется как единое целое с нижним, движения корпуса следуют за шагом, движения ног предшествуют движениям рук, работа выполняется энергично, тело образует единое целое.
Глаза следят за руками. В ушу взгляд в сочетании с какими-то техническими действиями называется яньфа (техника работы глаз). Яньфа – это важнейшее звено в процессе проявления духа и результат соблюдения принципа «глаза и руки взаимосвязаны, взгляд предшествует движению руки». Взгляд и состояние духа должны соответствовать каждому движению руки. Внутренняя духовная сущность проявляет себя через взгляд, движения выполняются в состоянии высочайшей концентрации и наполнены жизненной энергией.
Концентрация духа. Концентрация всех духовных сил требует такого состояния сознания в рукопашной схватке, которое проявится в храбрости, сообразительности, несгибаемом бойцовском духе.
Сила покорна разуму. Под силой здесь понимается выполнение каких-либо действий с применением силы, которая должна достигать цели и быть взрывной, твёрдой, а не закостенелой; мягкой, но не рыхлой, твёрдость и мягкость гармонично переходят друг в друга. Основное здесь то, что сознание управляет движением и распределяет выбросы энергии, выдох соответствует моменту приложения силы, соответствуя достижению единства внутреннего и внешнего.
Правильное дыхание. Строение комплексов таолу довольно сложно, движения стремительны и их множество. Поэтому дыхание должно выполняться правильно, только тогда оно будет способно в полной мере обеспечить энергией весь арсенал технических приёмов. В чанцюань серьёзное внимание уделяется принципу «погружения» жизненной энергии ци в даньтянь, дыхание животом, искусству накопления энергии ци, умению быть стойким и хладнокровным.
Чёткий ритм. Во время исполнения комплекса необходимо сочетать ускорения и замедления, движение и покой, твёрдость и мягкость, прыжки и падения и вообще все контрастные категории движения. Ритм может быть лёгким и тяжёлым, медленным и быстрым, мелодичным и волнообразным, ясным и чётким.
Вышеизложенные требования тесно переплетаются между собой. Степень соответствия этим требованиям в полной мере выявляет уровень овладения чанцюань.
Основные виды позиций
Изучение техники выполнения позиций и перемещений занимает в тренировочном процессе ушу одно из важнейших мест. Бусин и буфа – это тот фундамент, который лежит в основе дальнейшего роста мастерства спортсмена. Под понятием «позиция» – «бусин» (буквально «форма шага») в ушу подразумевается статичное положение тела, в котором корпус, тазобедренный сустав и ноги фиксируются в пространстве в соответствии с четкими критериями в течение определенного промежутка времени. Понятие «буфа» (способ шага) определяет характер и способ перемещения тела спортсмена в системе пространственных координат. В зависимости от направления и вида ушу позиции и типы перемещений различаются в соответствии с принципами каждой конкретной школы. Приводимые ниже виды шагов относятся к регламентируемым комплексам ушу. В традиционных видах требования к выполнению нижеперечисленных позиций могут отличаться от описанных.
ПОЗИЦИИ
Бинбу – позиция «стопы вместе». В данной позиции ноги выпрямлены в коленях, внешние стороны стоп прижаты друг к другу. Вес тела равномерно распределен между левой и правой ногой, таз слегка оттянут назад, корпус выпрямлен.
Гунбу– позиция выпада (буквально, «шаг лука»).
Одна из наиболее часто встречающихся позиций во многих стилях ушу. Приводимый вариант позиции используется в стилях чацюань и хуацюань.
Нога, находящаяся впереди, согнута в коленном суставе под углом 90°. Носок развернут вперед. Стопа плотно прижата к полу. Ягодицы на уровне коленного сустава. Нога, находящаяся сзади, выпрямлена и напряжена. Носок развернут вперед под углом 45°. Ребро стопы прижато к полу. Тазобедренный сустав полуразвернут вперед. Корпус выпрямлен в грудном отделе позвоночника и чуть наклонен вперед.
Примечание. При выполнении позиции гунбу типичными являются следующие ошибки: 1) стопа ноги, находящейся сзади, не до конца выпрямлена в коленном суставе; 2) ребро стопы ноги, находящейся сзади, не прижато к полу; 3) носок ноги, находящейся сзади, не развернут вперед; 4) тазобедренный сустав недоразвернут вперед; 5) позиция недостаточно низкая; 6) нога, находящаяся впереди, согнута в колене под углом значительно больше или меньше 90°; 7) недостаточное расстояние между стопами; 8) корпус «завален» назад или вперед.
Мабу – П-образная позиция (буквально «шаг лошади»).
Фундаментальная позиция ушу, в том или ином виде существующая во всех направлениях. В наньцюань несколько измененный вариант этой позиции называется сыпинма. (Вариант сыпинма, когда стопы параллельны друг другу, называется «эрцзымабу», когда стопы развернуты носками под углом в 45°, называется «бацзымабу». Примите положение, указанное на рисунке. Стопы параллельны друг другу. Ноги согнуты в коленном суставе под прямым углом. Таз выведен вперед. Бедра параллельны полу. Ягодицы напряжены и находятся на уровне коленного сустава. Спереди позиция напоминает трапецию. Корпус выпрямлен в грудном и поясничном отделе позвоночника и вертикален. Плечевой сустав естественно опущен вниз.
Примечание. При выполнении позиции мабу типичными являются следующие ошибки: 1) позиция «провалена» – таз опущен слишком низко; 2) стопы не параллельны друг другу; 3) спина прогибается в поясничном отделе позвоночника, таз не выведен вперед; 4) голени «завалены» внутрь; 5) корпус наклонен вперед; 6) плечевой пояс напряжен.
Сюйбу – позиция «пустого шага».
Одна из основных позиций ушу. С небольшими вариациями встречается практически во всех стилях. В этой позиции вес тела на 90% смещен на ногу, находящуюся сзади и согнутую в колене под прямым углом. Колено ноги полуразвернуто вперед. Носок ноги развернут вперед под углом в 45°. Нога, находящаяся впереди, чуть согнута в колене и выведена вперед. Носок оттянут и касается пола, подъем стопы находится с голенью на одной линии. Корпус полуразвернут вперед, выпрямлен в грудном и поясничном отделе позвоночника.
Примечание. При выполнении позиции сюйбу типичными являются следующие ошибки: 1) позиция «провалена» – таз опущен слишком низко; 2) стопа ноги, находящейся сзади, недоразвернута вперед; 3) спина прогибается в поясничном отделе позвоночника, таз не выведен вперед; 4) колено ноги, находящейся впереди, «завалено» внутрь; 5) корпус наклонен вперед; 6) плечевой пояс напряжен; 7) вес тела перенесен на ногу, находящуюся впереди; 8) корпус и тазобедренный сустав недоразвернуты вперед.
Пубу – низкая позиция с вытянутой ногой (буквально – «стелящийся шаг»). Позиция, встречающаяся во многих направлениях ушу. Исторически использовалась в качестве ухода от атаки противника. Нога, находящаяся сзади, полностью согнута в колене. Колено отведено назад. Носок ноги развернут в сторону-назад. Стопа полностью прижата к полу. Нога, находящаяся впереди, полностью выпрямлена в колене и напряжена. Стопа полностью прижата к полу. Носок повернут на себя. Вес тела на 60% перенесен назад. Корпус выпрямлен в грудном отделе, полуразвернут вперед и чуть наклонен.
Примечание. При выполнении позиции пубу типичными являются следующие ошибки: 1) стопы не прижаты к полу; 2) колено ноги, находящейся сзади, не отведено назад; 3) позиция недостаточно низкая; 4) нога, находящаяся впереди, согнута в колене; 5) корпус «завален» вперед или назад.
Чабу– позиция зашага (буквально «шаг-вилка»).
Одна из основных позиций в чацюань, хуацюань и наньцюань. Встречается и как фиксированная позиция, и как вид шага. Из позиции бинбу выполните широкий шаг одной ногой сзади, другой – в сторону, полуразверните корпус в противоположную сторону и зафиксируйте позицию. Вес на 70% остается на согнутой под углом в 90° опорной ноге. Зашагивающ