Легенда о Законе поднятой руки

Когда-то давным-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнит из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и люди убивали друг друга. Никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что это сочли бы за трусость, а никто не хотел быть трусом. Ведь трусов и в том, и в другом племени наказывали жестоко: им простреливали ладонь правой руки…

И продолжали гибнуть горячие и самые молодые, самые смелые и здоровые, самые красивые. И обоим племенам грозило вырождение.

И вот тогда один старый и мудрый человек сказал: «Люди, вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука и если вы сочтете, что это трусость, вы можете стрелять, но прежде выслушайте».

И он предложил заключить мир и отправился с этим предложение в другое племя, вытянув вперед правую руку.

Так появился Закон правой руки, который гласит: «Люди! Я хочу сказать вам что-то важное. Вот вам моя правая рука. Если вы сочтете мое предложение недостойным, то можете стрелять, но прежде выслушайте».

Легенда об Орлятском круге.

В былые времена, в старинные годы… Давным – давно… Жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту мира, любящих друг друга… Но ничто не длится долго. Началась война. Всем мужчинам пришлось идти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери? Не забрать их с собою… И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца. И ушли… Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным теплым огнем. Но однажды, ворвался злой ветер, и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали вкруг вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Долго они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчины вернулись домой, то были встречены своими любимыми. И вот с тех пор, повелась традиция – вставать в круг, который и назвали впоследствии «Орлятским».

Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное. В «Орлятском» кругу есть свои традиции и свои законы:

Слева друг и справ друг,

Чуть качнулся Орлятский круг.

Тут лишь о главном услышишь слова.

Руки в размахе крыльев орла:

Справа на плечи, а слева на пояс.

Тихо звучит о серьезном твой голос.

Круг неразрывный нельзя разорвать.

В центр, лишь прощаясь, можно ступать.

Эти правила объясняются очень просто:

Правая рука лежит на плече соседа справа, чтобы ты знал, что в трудную минуту ты всегда можешь опереться на своего друга. Левая рука лежит на поясе соседа слева, чтобы твой друг всегда был уверен в твоей поддержке. Когда хочешь выйти из круга, или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это осторожно, чтобы злой ветер не смог ворваться в круг и затушить горящие сердца твоих друзей, лежащие в центре круга. (Считается, что когда круг смыкается, то в центре бьется отрядное сердце). Поэтому и нельзя топтаться в центре круга – кто же ходит по сердцам?

А когда уезжают друзья, то сумки и чемоданы ставят в центр круга, чтобы увезти с собой частицу большого отрядного сердца, бьющегося ровно и горящего большим теплым огнем.

ТРЕНИНГОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА ОГОНЬКАХ:

Расскажи мне о себе.

Предложите каждому участнику огонька рассказать немного о себе. По возможности каждый участник должен не только назвать свое имя и рассказать о том, где и с кем живет, учиться, но и ответить на следующие вопросы:

· Что больше всего любишь в людях, а что не любишь?

· Чем любишь заниматься в свободное время?

· Что умеешь делать лучше других? и т.д.

Данную форму целесообразно использовать только на «огоньке знакомств».

«Давай с тобой поговорим…»

Раздайте всем участникам (каждому персонально или микрогруппам по 3 – 4 человека) листочки с афоризмами и предложите подумать о том, как можно их интерпретировать. Затем предложите всем по очереди участникам «огонька» озвучить свои размышления. После того, как один из ребят выскажется, предлагайте остальным участникам добавить собственные размышления к его выступлению.

Афоризмы:

1. Двадцать лет я приручал муравья, а сегодня он мне сказал: "Знаешь, а ты делаешь успехи..."

2. "...Больше всего на свете мне бы хотелось пасти слонов – им даже колокольчики не нужны: разве слон может потеряться?!."

3. "...Я бы мог стать Великим режиссером одного-единственного фильма, если бы только не пришлось играть в нем главную роль и быть его единственным зрителем..."

4. "...Что-то подстругиваем, чтобы не натирало руки, что-то подпиливаем, чтобы не споткнуться, что-то убираем, чтобы не вспоминать, что-то поглаживаем, чтобы не возмущалось...- и так всю жизнь..."

5. "Если еще есть, что терять – значит еще не все потеряно..."

6. "Одни ищут место под солнцем, другие – пятна на нем..."

7. "Не успеешь оглянуться – как все уже впереди..."

8. "Все верно, дорогой мой, люди таковы, какими они тебе кажутся – смотри на них добрыми глазами – и они станут лучше, и тебе будет хорошо – и им тоже..." (Горький)

9. "Запомни мой секрет, он очень прост: самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце..." (Экзюпери)

10. "...Парусники будут жить, пока есть море, ветер и мальчишки, верящие в паруса..." (Крапивин)

11. "Есть люди, так же отличающиеся от других... как парусник... от парохода..." (Грин)

«Я хочу тебе подарить...»

Ведущий предлагает ребятам дарить друг другу подарки, но не реальные, а гипотетические. Самое главное, от всей души. Для этого участники по очереди должны обращаться к соседу, сидящему справа, со словами: «Я хочу тебе подарить…». «Делать подарок» можно исходя из личных особенностей собеседника. Спрашивать у самого человека: "Что тебе подарить?" или "Что ты хочешь?" нельзя. После того, как подарок будет «вручен», тот, кому он предназначался, может высказать свое отношение к нему. Если подарок понравился, то чем. Если нет, то почему и что в действительности он хотел бы получить в качестве подарка.

Будет лучше, если ведущий первым подарит свой подарок.

Благородный поступок.

Напомните ребятам, что для того, чтобы жить в мире и согласии с окружающими, иногда приходится чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита к другу приходится идти по заданию мамы в магазин.

Предложите ребятам вспомнить, ради кого им пришлось отказаться от собственного удовольствия. Кто был этот человек? Самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый человек?

Дайте участникам «огонька» время подумать и вспомнить этих людей. А так же подумать о том, при каких обстоятельствах они совершили этот поступок? Это была их личная инициатива, им очень хотелось сделать именно так для этого человека? Или он сам просил, требовал, приказывал или унижался, молил об определенной услуге, и они после некоторого колебания (а, может быть, и без всяких колебаний) выполнили его просьбу?

Предложите ребятам по очереди рассказать о том, что они вспомнили.

Список претензий.

Предложите участникам огонька проанализировать свое "недовольство" окружающими людьми и составить «список претензий».

Для того чтобы составить "список претензий" каждому необходимо ответить на два вопроса: "Кто из окружающих меня людей (вообще и в данный момент) вызывает мое "недовольство"? и "Какие конкретно претензии я могу им предъявить?". Отвечать на первый вопрос можно начать вместе. Предложите ребятам назвать людей, которые, так или иначе, вызывают их неудовольствие. Кто они? Мама, папа? Может быть, сестра или брат? Составьте список, продолжать который будет каждый самостоятельно. Попросите детей начертить себе таблички (см. ниже) и внести в первую колонку этих табличек составленный список.

Примерная форма таблицы, которую заполняют участники:

Люди, которыми мы недовольны Претензия
Родные:  
Мама мама все время исправляет меня, если я произношу неправильно то или иное слово, а меня это ужасно раздражает и иногда я специально коверкаю слова.
Папа и т.п.
Бабушка  
Дедушка  
Брат (сестра)  
Знакомые  
Одноклассники  
Мужчины  
Женщины  
Все человечество  
и т.п.  
   
   

Попросите ребят во вторую колонку таблицы вписать свои претензии к людям, указанным в первой колонке. Претензии должны быть четкими и конкретными.

На эту не очень приятную работу отведите 5 – 6 минут. В течение этого времени участники «огонька» должны заполнить список и подготовиться к выступлению. Затем попросите ребят поделитесь результатами их анализа с остальными участниками.

При проведении второго этапа ребят можно объединить в небольшие (5 – 6 человек) микрогруппу, внутри которых они будут проводить обсуждение, самостоятельно определяя очередность выступлений. В этом случае на выступление одного члена группы отводится не более 3 минут, а на работу группы не более 15 – 20 минут. Все микрогруппу работают одновременно.

Педагогу нецелесообразно вмешиваться в работу микрогрупп, если в какой-то из них слишком долго длится молчание или ребята занимаются посторонними разговорами, ведущий должен помочь группе настроиться на серьезную работу – обсуждение списков претензий.

Письмо другу.

Иногда у каждого из нас возникает потребность рассказать кому-нибудь о том, чем мы занимаемся в данный момент, о чем думаем, что с нами происходит. И чаще всего, нам очень хочется, чтобы выслушал этот рассказ человек близкий и понимающий. Да и события и мысли бывают разные. Есть вещи, о которых мы можем говорить только с родителями или только с друзьями, а иногда возникают ситуации, о которых мы захотим поведать только любимому учителю, а заодно и совета спросим. Иногда лучшим другом и советчиком становится любимый человек. Но не всегда те, с кем мы хотели бы поговорить находятся рядом, и тогда мы пишем письма.

Мы прожили вместе последние несколько дней, за которые познакомились и узнали друг друга: кто-то нашел здесь друзей, кто-то встретил непонимание, кто-то остался одинок. Для кого-то из нас последние дни были насыщенными и интересными, кто-то скучал и не знал чем заняться. Сегодня мы попытаемся написать звуковые письма, в которых расскажем о нашей совместной жизни в лагере своим близким.

Попытайтесь рассказать в письмах не только о событиях последних дней, но и о своих чувствах, мыслях, о причинах вашего хорошего или плохого настроения, о новых друзьях, если они есть, и том, что вы ожидаете от оставшихся дней смены. А обращаться в своем письме можно к тому, с кем вы хотели бы поговорить в данный момент больше всего: к другу, к любимому человеку, к маме или к человеку, который находится рядом с вами. Начните свое письмо с приветствия: "Здравствуй, ....! (Саша, Света, мама и т. п.)".

Расскажи мне обо мне.

Заранее готовятся карточки с именами всех участников огонька. Ребята вытягивают карточки в произвольном порядке и узнают имя того своего товарища, о котором им предстоит сегодня говорить. Попросите ребят в своих рассказах друг о друге ответить примерно на следующие вопросы:

· Что я узнал об этом человеке за дни, проведенные здесь – в лагере?

· Какую роль он играет в нашем отряде? (Лидер (конструктивный или деструктивный) или ведомый, пассивный член коллектива или активный, человек всегда приходящий на помощь или равнодушный и т.п.)

· Что мне нравится в этом человеке, а что не нравится?

· За что я уважаю этого человека? и т.п.

«Я хочу рассказать о человеке...»

Вожатые дарят всем участникам огонька разноцветные звездочки. Каждый из ребят должен рассказать о человеке из своего отряда, который стал для него открытием или откровением, или просто чем-то очень удивил. Рассказ должен начинаться словами: "Я хочу вам рассказать о человеке...". Называть в рассказе имя этого человека и описывать его внешность или одежду - нельзя, можно давать лишь личностные характеристики, рассказывать о том, какой это человек и что в нем больше всего удивляет, радует, восхищает, вызывает уважение или наоборот. После того, как каждый рассказ будет заканчиваться, слушатели должны будут попытаться отгадать, о ком шла речь, а затем рассказчик (вне зависимости от того, отгадали или не отгадали) дарит звезду тому, о ком рассказывал. Следующим рассказчиком становится тот из ребят, о ком шла речь в предыдущем рассказе, но он должен рассказывать обязательно о том человеке, о котором еще никто не говорил, а так же не должен говорить о том, человеке, который рассказывал о нем самом.

В конце огонька у всех ребят вновь должно быть по одной звездочке. У вожатого (или ведущего огонька) должно быть в руках несколько лишних звездочек на тот случай, если кто-то из ребят ошибется и посвятит свой рассказ тому, о ком уже говорили или тому, кто говорил о нем. В этом случае, последний рассказчик (или сам вожатый) просто должен назвать того, кому передает право говорить следующим.

Желательно, чтобы первым рассказчиком был ведущий огонька. Это позволит ему на примере показать, каким должен быть рассказ о человеке.

Чемодан в дорогу.

Каждому из участников по очереди "собирается чемодан в дальнюю дорогу" (ведь действительно скоро расставание и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни).

В этот "чемодан" складывается то, что, по мнению других членов отряда, поможет их товарищу в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые группа особенно ценит в человеке. Обязательно надо сказать также о том, что может помешать человеку в дороге, т.е. об его отрицательных качествах, которые необходимо побороть, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. У того, кому "собирают чемодан", есть право задавать вопросы в том случае, если что-то из того, что говорят остальные, не совсем понятно.

Данную форма целесообразно использовать на прощальном «огоньке».

Наши рекомендации