Структура общей социально-педагогической технологии.
Диагностико-прогностический - этап диагностики объекта, определения его социально-педагогических проблем и построения прогноза вероятного развития, воспитания, изменения. Этап предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности специалиста.
Этап выбора (разработки) оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивидуальности клиента и его социально-педагогических проблемах, специалист определяет цель работы с ним.
Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий социально-педагогической работы с клиентом; индивидуализацию имеющейся технологии с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствующей потребностям клиента, возможностям специалиста и ситуации практической реализации.
Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методических аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективности реализации выбранной социально-педагогической технологии. Позволяет предупредить возможные сложности реализации и обеспечить эффективность и качество всей социально-педагогической работы с клиентом.
Реализационный — основной этап, ради которого предусматривался и проводился весь комплекс предшествующих мер. Эффективность и качество реализации технологии во многом зависят также от личности специалиста, осуществляющего его, и от ситуации (места) практической работы.
Экспертно-оценочный — этап, позволяющий оценить результат реализации социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.
Структура деятельности по выбору оптимальной социально-педагогической технологии.Одной из важнейших проблем, стоящих перед специалистом в процессе организации социально-педагогической работы, является выбор технологии, наиболее оптимальной для конкретного объекта и условий реализаций. Основными структурными компонентами (подэтапами) по выбору оптимальной технологии являются следующие: анализ исходных материалов, необходимых для выбора наиболее оптимальной технологии. Анализу подвергаются данные диагностико-прогностической деятельности.
Социально-педагогическое моделирование; под ним понимается эмпирическое создание образа целенаправленной социально-педагогической деятельности, отражающей определенную технологию, которая обеспечивает достижения прогнозируемой цели с учетом возможностей среды. Главное назначение социально-педагогического моделирования — помочь специалисту выбрать наиболее оптимальный вариант технологии, который позволит обеспечить в данной ситуации, с учетом личного опыта, достижение оптимального прогнозируемого результата.
Выбор социально-педагогической (целевой) технологии. Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. Каждая технология включает: особенности объекта и социально-педагогической проблемы; описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению; методические рекомендации к ее практической реализации.
Анализ соответствия результата моделирования и выбранной социально-педагогической технологии направлен на выявление соответствия построенной социально-педагогической модели выбранной технологии — объекту, условиям реализации и педагогическим возможностям специалиста. Одновременно анализ позволяет представить технические, организационные и методические возможности реализации проблемы, а полученные данные помогут предусмотреть сложности, трудности, недостатки, резервы и пр.
Принятие решения — подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вывод: соответствует выбранная целевая технология ситуации или не соответствует. При соответствии варианта следует вывод о завершении выбора. В социально-педагогической технологии общего типа это означает возможность перехода к следующему этапу деятельности. В случае несоответствия варианта принимается решение провести корректировку выбранной целевой технологии (если это возможно) либо разработать новую — индивидуальную — целевую технологию, наиболее полно отвечающую ситуации. Коррекционная деятельность позволяет специалисту формировать наиболее индивидуально ориентированную целевую технологию.
Выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии — подэтап подготовки к практической деятельности.
Литература
См. п.1.7 №№2, 3, 4, 5, 6, 7, 33, 42, 44
Тема 8. Технологии работы социального работника в образовательном учреждении
Социальная служба должна быть ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитания, защиты его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности.
К основным функциям социальной службы школы относятся:
•выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах, школе;
• изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучаемого, групп — объектов социальной службы; оказание помощи в работе учителя с учеником, группой, родителями;
• социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;
• социальная защита группы, класса от отдельных лиц;
• выявление личностно-педагогических возможностей учителя;
• социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий в группах, школе;
• непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий с различными группами школьников, отдельными учащимися, учителями, родителями;
• установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями.
Эта служба может представлять собой самостоятельное структурное подразделение школы, выполняющее особые функциональные задачи, в то же время она должна органично войти в ее общую организационную структуру. Это обеспечивается в том случае, если общее руководство деятельностью социальной службы школы будет осуществлять директор, определяющий стратегию ее развития, основные направления деятельности и задачи, а также осуществляющий контроль за ходом их реализации.
Социальная работа школы.На обеспечение и защиту прав ребенка и должна быть направлена социальная работа школы. Возглавляющий данное направление деятельности социальной службы заместитель директора школы может называться по-разному: «заместитель по социально-правовым вопросам», «заместитель по защите прав детей» и т.п. В целом заместитель директора по социально-правовым вопросам уделяет основное внимание решению следующих проблем:
• разработке и реализации социальных проектов и программ школы;
• сбору и накоплению информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей; детях, нуждающихся в социальной защите;
• обеспечению защиты прав детей в условиях школы: получению ими необходимого обучения и воспитания, питания, соблюдению норм отношений и пр.;
• контролю за деятельностью должностных лиц школы в аспекте защиты прав ребенка;
• координации усилий должностных лиц школы по обеспечению защиты прав отдельных школьников, групп, должностных лиц школы;
•установлению сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по делам несовершеннолетних и другими ведомствами для координации совместных усилий в интересах защиты прав ребенка и др.
Наиболее важными направлениями социально-педагогической работы заместителя директора школы являются:
• выявление социально-психологических проблем в школьных коллективах, их направленности и, с учетом этого, определение перспектив социально-педагогической работы;
• предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в школьных коллективах;
• разработка и реализация школьных воспитательных (социально-педагогических) программ;
• анализ разрабатываемых воспитательных программ с различными группами школьников, родительским коллективом;
• выявление дезадаптированных детей и их диагностика — изучение условий их жизни, интересов, потребностей, причин дезадаптации;
• координация воспитательных усилий должностных лиц школы по достижению конкретных социально-педагогических целей;
• помощь и поддержка коррекционно-развивающих классов;
• повышение квалификации учителей в области социальной педагогики;
• профилактическая работа с семьями;
• работа с отдельными семьями, дети которых нуждаются в социально-педагогической помощи;
• установление связей с местными органами администрации, молодежными организациями, медико-психолого-социальными центрами по работе с семьей и детьми, коррекционной работе с детьми и др. в интересах совместного проведения социально-педагогической работы в школе и школьных коллективах;
• координация деятельности психолога и социального педагога в процессе изучения социально-психологических явлений в школе и школьных коллективах, организации всей социально-педагогической работы и др.
Действенность функционирования службы во многом определяется тем, в какой степени она представляет собой целостный, активный и постоянно действующий организм. Анализ функциональных возможностей каждого должностного лица социальной службы школы и потребностей реальной практики позволяет выделить в ней основные звенья, обеспечивающие ее целостность и эффективность работы.
К таким звеньям следует отнести:
организационно-посредническое и прикладное звено. В нем следует выделять посредническое звено — педагогический совет школы, родительское собрание, а также прикладное — непосредственных организаторов деятельности всей социальной службы школы: заместителя директора по социально-правовым вопросам и заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
исследовательское звено службы, включающее психолога и социолога школы. Они изучают, диагностируют различные явления школьной жизни, социальных групп и отдельных личностей;
аналитическое звено службы. Оно может быть представлено психолого-педагогическим консилиумом, включающим заместителя директора по социальным вопросам, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, психолога, социолога, социального педагога (социальных педагогов), специально приглашенных специалистов. Эту роль могут также выполнять педагогический совет и родительское собрание с приглашением необходимых специалистов;
прикладное звено (практические работники). К ним следует отнести всех, кто может принять участие в решении социально-педагогических проблем школьников, школьных коллективов, учителей и родителей.
Общественный контроль за деятельностью социальной службы могут осуществлять педагогический совет школы и родительское собрание.
Участие в управлениишколой социальный работник-педагог осуществляет по трем основным направлениям.
Консультирование администрации. Деятельность в качестве советника администрации предполагает:
проведение социологических и социально-психологических исследований как в педагогическом и детском коллективах, так и среди родителей.
Методическая работа. Она входит в прямые обязанности любого специалиста педагогического коллектива. В рамках этой деятельности:
проводит с учителями занятия, на которых он должен обучить их приемам социометрического контроля за межличностной атмосферой в классе, помочь в диагностике факторов риска, содействовать эффективному распределению ролей в коллективе учащихся и др.;
участвует в работе консилиумов.
Внешкольное взаимодействие. Данное направление деятельности включает:
участие от имени школы в работе местных органов власти и самоуправления по вопросам социального развития и решения социально-педагогических проблем, в разработке и обсуждении региональных и местных социальных программ и проектов и т. п.; взаимодействие с органами управления и учреждениями образования, социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и др. для решения конкретных социально-педагогических проблем; сотрудничество с общественными и другими организациями, которые могут оказать содействие в решении тех или иных социально-педагогических проблем.
Участие в воспитательном процессепредполагает два основных направления.
Внутришкольный мониторинг. Он обеспечивает выявление и диагностирование социально-педагогических проблем и включает:
текущее наблюдение за общей ситуацией в школе, классных коллективах, группах учащихся, за взаимоотношениями между учителями, учащимися, родителями и т.д.;
анализ и прогнозирование конкретных проблемных социально-педагогических ситуаций.
Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление является ведущим в деятельности специалиста. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. Это направление реализуется в разных видах деятельности:
социально-педагогическая поддержка;
социальный контроль;
педагогическая реабилитация;
психопрофилактика.
Участие в организации среды воспитания ребенкавключает три следующих обязательных направления работы.