Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе

Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе - student2.ru

Рисунок 1.

Общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем состоит из следующих стадий.

1-я стадия: начальная стадия процесса характеризует первый контакт между социальным работником и клиентом. На данной стадии осуществляется первичная «оценка» ситуации клиента, формируется возможная гипотеза относительно проблемы, осуществляется ее идентификация в межсубъектном взаимодействии.

2-я стадия: обязательства и индуцирование ролей. На этой стадии клиент должен продолжать испытывать со стороны социального работника сочувствие, внимательность, сердечность. Однако может возникнуть сопротивление со стороны клиента, нежелание продолжать контакт. Одной из причин данного сопротивления является непонимание языка, который используется в социальных службах, возможны несовпадения ожиданий клиента в отношении предоставляемой помощи

3-я стадия: предварительный контракт. На этой стадии формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке. Необходимым условием является самоидентификация субъекта с ролью клиента, а социальный работник должен осознать, что проблема находится в границах его компетенции.

4-я стадия: оценка заканчивает начальную стадию работы социального работника с клиентом и начинает стадию определения и понимания проблемы. Такое понимание стадий условно, в реальной практике достаточно трудно выделить границы переходов от одной стадии к другой, однако необходимо соблюдение ряда последовательных действий.

5-я стадия: установление целей. В процессе определения плана вмешательства могут быть поставлены краткосрочные и долгосрочные цели. Клиент принимает непосредственное участие в целеполагании, выбирает приоритеты, предлагает альтернативы.

В процессе выбора целей определяются приоритеты, чтобы облегчить ситуацию клиента, улучшить его социальное функционирование.

6-я стадия: развитие плана интервенций. Социальный работник выбирает эффективные стратегии, позволяющие изменять в позитивном направлении ситуацию клиента, при этом он выбирает приоритеты во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо со средой.

7-я стадия: контракт. После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Контракт может существовать как в устной, так и в письменной форме. В нем оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.

8-я стадия: подготовка к интервенции. На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий.

9-я стадия: осуществление интервенций. Интервенции могут иметь различные направления, различные программы вмешательства. Традиционно социальные работники осуществляют подходы в соответствии с моделями индивидуальной работы: интеракциональной, поведенческой, когнитивной, гуманистической и т.д. Репертуар вмешательств все время изменяется и модернизируется.

Литература

См. п.1.7 №№15, 20, 24, 26, 28, 40, 42, 43

Тема 4. Практические методы социальной работы с группой в психосоциальном направлении деятельности

Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. Согласно подходу Г. Конопки, социальная групповая работа - это практический метод социальной работы, который помогает личностям расширять свое социальное функционирование и, используя целенаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме.

Термин «социальная групповая работа» предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы показать специфику и отличие ее от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии — на эмоциональные и психологические процессы у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция, когда методы групповой психотерапии применяются в практике социальной групповой работы, что расширяет ее познавательные границы, и в этой связи употребляются два понятия: «групповая терапия» и «групповая работа».

Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях. Первое, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, улучшать степень индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.

Социальная групповая работа — это метод интерперсональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает в себя различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко - от группового консультирования до терапевтических подходов. Социальная групповая работа включает различные виды деятельности.

1. Развитие целой группы и отдельного члена группы.

2. Развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы.

3. Использование группового процесса для жизнедеятельности группы.

4. Развитие автономности в группе.

Социальная групповая работа традиционно используется в практике работы в микросоциуме, с детьми, в социальных агентствах. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно-реабилитационные подходы, а также социальные тренинги и тренинги социальной компетенции.

Развивающие подходы основаны на экзистенциальных концепциях, они направлены на преодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии.

Реабилитационные подходы основаны на принципах эго-психологии с ориентацией на поведенческие теории, используют динамику малых групп в терапевтических целях для решения индивидуальных проблем.

Организационно-развивающие подходы сосредоточены на системном взаимодействии между индивидуумами в групповом процессе.

Социальный работник рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия социального работника. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий социального работника, усваиваются методы помощи себе и другим людям.

Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы.

Парадигма вмешательства в терапевтический процесс социальным работником достаточна большая, и она может включать в себя как игры и моделирование ситуаций, так и работу с фантазиями.

Стадии терапевтического процесса. Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которых несет свою организационную и терапевтическую нагрузку.

Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется поэтапно:

1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;

2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;

3) установление вербальной коммуникации между членами группы;

4) установление невербальной коммуникации между членами группы;

5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды

Литература

См. п.1.7 №№15, 16, 20, 24, 26, 28, 40, 42

Тема 5 . Методика и методы социально-педагогической

работы

Метод(от греч. methodos — путь исследования, теория, уче­ние) — это способ достижения какой-либо цели; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может ис­пользоваться в социальной работе достаточно широко.

В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания; методы обучения; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависи­мости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.

По отношению к социально-педагогической технологии мето­ды могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокуп­ности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необ­ходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться клас­сификацией методов.

Можно выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов.

Субъектный уровень обусловливает субъектность примене­ния метода. В качестве субъекта действия выступают:

• специалист (специалисты). Методы, которые они применя­ют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

• сам человек (группа посредством самоуправления). Это — внут­ренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;

• специалист (специалисты) и лицо (группа), на которое (на которую) оказывается педагогическое воздействие. Речь в дан­ном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и самого человека (самой группы). Это методы со­вместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач.

Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуа­ции, возраста клиента и других факторов.

Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие. Основной функциональный метод — это метод, который включает объект (человека, группу) в опре­деленные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели — методы реализационных действий, дея­тельности (практические методы). Обеспечивающие функциональ­ные методы — это те, которые способствуют повышению эффек­тивности и качества реализации метода действий. К ним относят­ся: методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования (сдерживания) действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, са­мопоощрения, самопринуждения и пр.

Предметный уровень обусловливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации – свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся: группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, методы тренировок, методы игр (иг­ровые методы), методы научения и др.; группы методов воздей­ствия - методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности - методы управления, мето­ды контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.; груп­пы методов стимулирования (сдерживания) - методы поощре­ния, методы соревнования, методы принуждения, методы конт­роля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживаю­щих) активность в действиях, поступках, и др. Некоторые методы могут иметь место в различных функциональных группах, напри­мер игровые методы, методы создания ситуационных сред и др.

Методика.Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечи­вающих решение определенной задачи.

В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:

а) технические приемы реализации определенного метода, кон­кретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой подход к выделению методики находит отражение и в дидактике, и в теории и практике воспитания;

б) выработанный способ деятельности, на основе которого ре­ализуется достижение конкретной педагогической цели — мето­дика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается методическая разработка, раскрыва­ющая последовательность и особенности реализации совокупно­сти методов, средств, направленных на достижение определен­ной цели;

в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов учебных занятий — частная методика преподавания.

Средство.Это то, использование чего ведет к достиже­нию выбранной цели. Средства — это инструментарий метода.

Средства педагогического процесса — это те средства, которые выступают составной частью деятельности специалиста в процес­се внедрения педагогической технологии. К ним относятся: учеба, труд, правила поведения, установленные в образовательном уч­реждении, культурно-досуговая деятельность, физкультурно-оздоровительная и др.

Средства педагогической деятельности — это то, что использу­ет специалист в своей профес­сиональной деятельности для влияния на человека, группу в про­цессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. К таким средствам относятся: слово, действие, книга, технические средства и пр.

Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии.

Прием.Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобраз­ное действие, движение, способ осуществления чего-нибудь. Это способ использования какого-либо средства в процессе деятельности. Сущность его можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целена­правленной педагогической деятельности, в частности, реализа­ции социально-педагогической технологии, метода, средства.

Техника.С понятием «прием» тесно связано педагогическое по­нятие «техника» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение), под которой обычно подразумевается совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.

В настоящее время термин «техника» употребляется для обо­значения нескольких педагогических понятий.

Техника педагогического исполнения какого-либо акта, опера­ции, действия (техника педагогического действия) — это искус­ство педагогического действия специалиста, в том числе и соци­ального работника-педагога. Однако педагогического действия вообще не бывает. Действия имеют место в рамках использования каких-либо средств, в процессе реализации методов, технологий. Особенно­сти, методика использования средств проявляются в приемах. Сред­ство одно, а приемов его использования - множество.

Техника педагогической деятельности (обучения, воспитания, профессиональной подготовки и т. д.) — это искусство педагоги­ческой деятельности специалиста.

Педагогическая техника исполнителя — это то, что присуще конкретному специалисту, олицетворяет его как личность, ха­рактерно для его профессиональной деятельности и посредством чего обеспечивается его профессионализм (искусство его профес­сиональной деятельности).

В педагогической технике социального работника-педагога особое значе­ние имеет его личность, точнее — то, как воспринимают ее кли­енты: в какой степени она располагает к взаимодействию, авто­ритетна, способствует взаимодействию в решении проблемы. На­пример, один специалист своей открытостью, непосредственно­стью и тактичностью мгновенно завоевывает уважение и внима­ние, располагает к себе, создает условия для последующей совмест­ной деятельности; с другим — даже по телефону хочется поде­литься проблемами и услышать его мнение, а третий создает ка­кое-то напряжение, холодность во взаимоотношениях, с ним не хочется общаться, и т.д.

Понятие «рабочий стол» используется для определения инст­рументария профессиональной деятельности специалиста. Под ним понимается определенным образом структурированная совокуп­ность технологий и информационной базы профессиональной деятель­ности специалиста.

Содержание рабочего стола определяет­ся основными функциями профессиональной деятельности социаль­ного работника-педагога.

Первичные задачи, решаемые социальным работником-педагогом при орга­низации своего рабочего стола:

- изучение нормативных документов;

- непосредственное ознакомление с организацией и функциони­рованием учреждения в целом, основными направлениями и формами деятельности;

- ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики учреждений образования, условий жизнедея­тельности учащихся и педагогов, родителей, групп сверстников;

- изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики социально-педагогических процессов;

- участие в проведении индивидуальной и групповой социально-пе­дагогической работы, в кон­сультировании по социально-педагогическим аспектам образова­ния, воспитания и самовоспитания;

- изучение положительного опыта социально-педагогической дея­тельности, его использования в практической работе;

- ознакомление с работой других специалистов, работаю­щих в тесном контакте с социальным работником-педагогом.

Организация внешних связей социального работника-педагога. Для более эф­фективной организации рабочего стола социальному педагогу сле­дует иметь достаточно информации о различных центрах социаль­но-педагогического, психологического, медицинского и социаль­ного профиля регионального или муниципального уровня.

На рабочем столе специалиста также присутствует типовая тех­нология решения конкретной социально-педагогической пробле­мы, которая включает следующие этапы.

1. Определение социально-педагогической проблемы.

2. Ситуационный анализ.

3. Определение социально-педагогической стратегии.

4. Разработка рекомендаций по реализации практической дея­тельности.

5. Описание хода и результатов социально-педагогической дея­тельности.

6. Разработка социально-педагогической технологи .

7. Реализация социально-педагогического проекта.

Литература

См. п.1.7 №№4, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 25, 32, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 50

Тема 6. Сущность социально-педагогической технологии. Классификация социально-педагогических технологий

Технология.В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребля­ется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необ­ходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства.

При этом любую научно и практически обоснованную техно­логию отличают следующие три обязательных признака:

•разделение процесса на взаимосвязанные этапы;

•координированное и поэтапное выполнение действий, направ­ленных на достижение искомого результата (цели);

•однозначность выполнения включенных в технологию проце­дур и операций, что является непременным и решающим услови­ем достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Социальная технология.Понятие «социальная технология» в отечественной науке появилось в 70 —80-е годы XX века. В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и при­менения социальных технологий.

Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:

социальная технология — это определенная программа деятель­ности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

социальная технология — это определенная, специально подго­товленная и последовательно реализуемая деятельность, направлен­ная на решение социальной проблемы;

социальная технология — это специально разработанная про­грамма исследования социальной проблемы.

Педагогическая технология.В 1950-е годы в зарубежной педаго­гике стало широко внедряться понятие «технические средства в обучении». Его разработкой занимались Г. Гейс, В. Коскарелли, Дж. Кэролл, Б.Блум, Д.Брунер, Д.Хамблин и др. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появился в самом начале 1970-х годов в связи с активным внедре­нием в учебный процесс технических средств обучения.

«Педа­гогическая технология» включает:

1) проблемы применения технических средств в учебном про­цессе (в том числе и технических средств программированного обучения); 2) широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая организацией процесса обучения с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств, в который в свою очередь входят:

а) программированное обучение;

б) научный подход к анализу материала, подлежащего изучению (его целей, круга входящих в него понятий, их логичес­кой взаимосвязи и т.п.);

в) методический принцип пошаговой подачи учебного мате­риала с подкреплением, который может быть реализован не только при разработке собственно программированных учеб­ников и программ к обучающим машинам, но и при созда­нии учебных материалов, используемых с применением дру­гих технических средств.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов получает развитие кон­цепция технологизации учебного процесса, которая способство­вала утверждению выражения «педагогическая технология обу­чения».

В настоящее время под педагогической технологией понимают:

· совокупность основных мето­дов (научно обоснованных способов деятельности), направлен­ных на достижение цели;

· программу (проект опреде­ленной педагогической деятельности), последовательно реализу­емая на практике;

· совокупность действий, опе­раций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата.

Социально-педагогическая технология.Понятие «социально-пе­дагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах.

Анализ сущности и содержания социальной работы показыва­ет, что она включает педагогический аспект, но им не исчерпы­вается, так же как и социальная педагогика, которая неизбежно включает элементы социальной работы. На практике это приво­дит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий из об­ласти социальной работы активно переносятся на социальную пе­дагогику, хотя при этом и добавляется, что решение осуществля­ется педагогическими средствами.

У истоков технологизации социально-педагогической деятель­ности стоял А. С. Макаренко.

Могут быть выделены два основных подхода. Согласно первому, опирающемуся на трактовку техно­логии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельно­сти, социально-педагогическая технология — это наука об искус­стве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели. Такие технологии носят теоретико-исследовательский характер и включают два типа технологий. Теоретическая социально-педагогическая технология — это уче­ние о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах (дей­ствия, операции и процедуры), необходимые в данной ситуации для решения социально-педагогических проблем. Этот тип техно­логий используется при описании, анализе, обосновании вариан­та решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности. Такая технология может быть представлена в виде:

  • учебника;
  • учебного пособия;
  • учебно-методического пособия;
  • теоретической разработки технологии.

Исследовательская социально-педагогическая технология — это специально созданная, научно обоснованная методика (последо­вательность использования совокупности методов и средств), поз­воляющая познать (углубить познание) социально-педагогическое явление, его составные части, особенности проявления, возмож­ности направленного управления динамикой проявления, разви­тия, качественного изменения и т. д. Такие технологии использу­ются при исследовании социально-педагогических проблем и поз­воляют не только познавать само социально-педагогическое явле­ние, но и проектировать процесс его качественного изменения.

Технологии данного типа могут быть представлены в виде:

· программы исследования (исследовательская программа);

· методики исследовательской деятельности;

· экспериментальной разработки.

Второй подход позволяет определить социально-педагогическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокуп­ность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных услови­ях. По сво­ей сущности такие технологии носят прикладной (практико-ориентированный) характер. Среди них могут быть выделены приклад­ная (практическая) технология общего типа и прикладная (прак­тическая) технология частного типа.

Прикладная (практическая) технология общего типа — это це­ленаправленная, заранее спроектированная и планомерно реали­зуемая наиболее оптимальная последовательность социально-пе­дагогической деятельности специалиста (специалистов) по реа­лизации совокупности методов, методик, средств и приемов, обес­печивающих достижение прогнозируемой цели в работе с челове­ком или группой в определенных условиях среды. Технологии та­кого типа применимы при решении общих задач в работе с конкретным объектом.

Они могут быть представлены в виде:

· программы социально-педагогической деятельности, содержа­щей обоснование и описание этапов социально-педагогической работы, используемых методов и средств, последовательности их применения, которые обеспечивают достижение прогнозируемо­го результата;

· методики работы специалиста по решению социально-педагогической задачи, включающей используемые методы, последовательность и осо­бенности их применения;

· методической разработки.

Прикладная (практическая) технология частного типа — это упорядоченные, спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процеду­ры, инструментально обеспечивающие достижение прогнози­руемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. В этом случае социально-педагогическая техно­логия может быть представлена в виде описания оптимальной последовательности и особенностей реализации действий, опе­раций и процедур в работе с человеком или группой в опреде­ленных условиях по обеспечению достижения прогнозируемого результата. Социально-педагогические технологии данного типа применя­ются при решении частных задач. Они мо­гут быть также составной частью социально-педагогической тех­нологии общего типа.

Известно множество социально-педагогических технологий, однако их классификация пока не разработана.

Вместе с тем, обоб­щение практического опыта позволяет выделить наиболее существенные основания для классификации социально-педагогических технологий. К ним можно отнести:

· тип социально-педагогической технологии;

· назначение социально-педагогической технологии;

· субъект применения;

· объект применения;

· место применения;

· способ реализации.

В соответствии с выделенными основаниями необходимо оп­ределить критерии, по которым можно осуществить систематиза­цию и классификацию социально-педагогических технологий.

Критерий — при­знак, на основании которого производится оценка, определение, или классификация чего-либо. По одному осно­ванию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени индивидуализировать технологии.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, кото­рый определяется ее характером. Поэтому характер техно­логии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.

Частные технологии направлены на решение определенной част­ной цели, задачи.

Назначение технологии. Критерий по данному основанию по­зволяет выделить социально-педагогические технологии в зави­симости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отноше­нию к конкретному объекту. В качестве такого критерия и высту­пает целевое назначение социально-педагогической тех­нологии. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

· направленное целевое назначение — технологии развития, вос­питания; педагогической коррекции; педагогической реабилита­ции; исправления (перевоспитания); информационно-пропаган­дистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

· комплексное назначение — технологии, предполагающие дости­жение одновременно нескольких целей.

Субъект применения критериев по данному основанию суще­ствует несколько. Они позволяют выделить социально-педагоги­ческую технологию в зависимости от индивидуальных возможно­стей специалиста. К критериям по данному основанию относятся:

· уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт ра­боты, высококвалифицированный специалист;

· специализация — по направлению деятель­ности, по работе с определенной возрастной группой и др. Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педа­гогическую технологию в зависимости от характеристики объек­та деятельности. Такими критериями могут выступать составляющие:

· социальная — ученик, студент, военнослужащий, семья, роди­тель и др.;

· возрастная — ребенок, подросток, юноша и др.;

· личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необ­ходимость социально-педагогической работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное со­стояние, динамичность личности, компенсационные возможно­сти и др.;

· количественная — отдельная личность, группа, коллектив; дру­гие критерии.

Каждое социально-педагогическое учреждение, по мере накоп­ления опыта работы с различными категориями объектов и вари­антов технологий, формирует свой банк с учетом наиболее важ­ных критериев, выдвигаемых потребностями практики.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зави­симости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, опти­мально их применение. Условия применения как критерий класси­фикации технологий позволяют выделить в качестве места при­менения: образовательное учреждение; специализированный центр; место жительства и др.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимо­сти от способа достижения цели (используемые основные мето­ды, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по дан­ному основанию выступает основной способ достижения цели — ведущий метод; совокупность основных методов; авторские методики.

Изложенные основания и критерии классификации позволя­ют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа — технологии общие и технологии частные.

Общие со­циально-педагогические технологии - это технологии, включаю­щие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой.

Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам при­ходится решать комплекс задач, обусловленных различными при­чинами и, прежде всего, отклонениями в развитии и воспитании человека. В этом случае и возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи.

Социально-педагогические технологии частного типавыделя­ются из структурных компонентов общей технологии либо из част­ных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями.К таким технологиям относятся: ди­агностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосред­ственная подготовка к практической реализации целевой техно­логии, целевые реализационные, экспертно-оценочные техно­логии.

Каждая из функциональных социально-педагогических техно­логий подлежит классификации по тем же основаниям и крите­риям, которые использованы для общих технологий.

Литература

См. п.1.7 №№2, 19, 21, 23, 24, 33, 39, 40, 41, 42, 45, 47, 48

Тема 7. Структура социально-педагогической технологии. Особенности деятельности социального работника по выбору и реализации социально-педагогической технологии.

Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой деятельности, как правило, выделяются оп­ределенные этапы (подэтапы) действий, обеспечивающие в сво­ей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели. Существует несколько подходов к выделению этапов действий. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяется три ос­новных этапа:

  • подготовительный;
  • непосредственной деятельности (реализации выбранной педа­гогической технологии);
  • результативный.

Иногда выделяют в подобных структурах четыре этапа, разде­лив первый на два самостоятельных - диагностико-прогностический и собственно подготовительный.

Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа показывает, что в ней целесообразно выделять: цель (основное назначение технологии); объект технологии (человек, социально-педагогическая технология в целом, ее этапы, подэтапы, опреде­ленная социально-педагогическая деятельность, результат деятель­ности и пр.); исходный материал для организации реализационной де

Наши рекомендации