Методы рыночной капитализации и рентабельности активов
Методы, относящиеся к рассматриваемым двум группам, оперируют в основном финансовыми показателями. В связи с этим рассмотрим два наиболее простых метода:
· метод соотношения рыночной и балансовой стоимостей предприятия;
· метод вычисления коэффициента Тобина.
Метод соотношения рыночной и балансовой стоимостей предприятия
Метод соотношения рыночной и балансовой стоимостей предприятия один из наиболее известных способов оценки величины ИК благодаря своей простоте и доступности. Основное допущение такой модели состоит в том, что ИК представляет собой разницу между величиной рыночной стоимостью фирмы и ее балансовой стоимостью, взятой из финансовых отчетов.
Коэффициент Тобина
Коэффициент Тобина — аналогичный показатель, за исключением того, что в знаменателе используется не балансовая стоимость активов (первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации), а восстановительная — стоимость активов фирмы на рынке при условии их замещения.
Сегодня для большинства компаний значение коэффициента Тобина колеблется от двух до десяти. Для наукоемких организаций он может быть еще выше. Если стоимость компании существенно превосходит стоимость ее материальных активов, то это означает, что по достоинству оценены ее нематериальные активы: талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и т. п.
Таким образом, к достоинствам описанного подхода относятся:
· простота;
· использование надежных исходных данных для расчетов, что удобно для сравнения сходных компаний одной отрасли, функционирующих на одних рынках и имеющих сходную базу материальных активов.
В качестве недостатков можно выделить следующее:
· методический подход не учитывает огромное количество внешних факторов, которые оказывают влияние на рыночную стоимость предприятия;
· концептуальная противоречивость методического подхода, так как числитель и знаменатель в указанном отношении представляют собой разные вычислительные процедуры; балансовая стоимость представляет собой отражение принятых в компании принципов бухгалтерского учета, а рыночная — отражение текущей деятельности и стратегического положения (иначе говоря, разница между рыночной и балансовой стоимостями отражает не только величину ИК, но и ожидания инвесторов по поводу стратегии и будущих прибылей - фактор, не имеющий прямого отношения к интеллектуальному капиталу, разделить эти два эффекта в методике невозможно);
· невозможность использования методического подхода для закрытых компаний;
· невозможность использования методического подхода в экономиках с неразвитыми финансовыми рынками, в которых фундаментальная обоснованность рыночной стоимости сомнительна;
· практическая сложность оценки восстановительной стоимости активов.
Индикаторные методы
Методы этой группы пытаются дать оценку различным индексам и индикаторам, влияющим на величину интеллектуального капитала. Особо следует отметить, что оценки в денежной форме при этом не осуществляется. Наиболее известными индикаторными методами являются:
· навигатор Scandia;
· индекс интеллектуального капитала;
· монитор нематериальных активов К.Э. Свейби;
· сбалансированная система показателей.
Индикатор Scandia
Scandia — шведская страховая и финансовая группа. Компания начала готовить специальное дополнение к годовому финансовому отчету под названием «Visualizing Intellectual Capital in Scandia» в 1994 г. и публиковала его вплоть до 2003 г. С точки зрения Sсandia структура капитала организации для целей оценки может быть представлена в следующем виде (рисунок 24).
Рисунок 24 - Структура капитала организации с точки зрения Sсandia
Исходя из приведённой структуры, в Scandia был создан так называемый «навигатор Skandia» - Scandia Navigator, концептуальная модель которого представлена на рисунок 25.
Рисунок 25 - Концептуальная модель навигатора Scandia
Человеческий капитал стоит в центре навигатора, что отражает его ключевую роль в организации. Описание остальных областей представлено ниже.
1. Финансы. Традиционные финансовые показатели (сумма активов, отношение доходов к активам, рыночная стоимость).
2. Клиенты. Данные об удовлетворении клиентов и росте различных направлений.
3. Процессы. Сведения об эффективности, ключевых показателях выхода на одного работника.
4. Обновление и развитие. Данная категория делает акцент на перспективах и внутренних возможностях будущего роста.
Основные показатели Scandia представлены в таблице 11.
Таблица 11 - Основные показатели Scandia
Финансы | Доход / Кол-во сотрудников ($) Доход от новых покупателей / Доход (%) Прибыль от новых операций ($) |
Клиенты | Потрачено дней на посещение покупателей (дни) Отношение проданных контрактов к закрытым контрактам ($) Получено покупателей / Потеряно покупателей (% ) |
Процессы | ПК / Кол-во сотрудников (шт./человек) ИТ емкость — мощность процессоров (тактовая частота) Время обработки (часы) |
Обновление и развитие | Индекс удовлетворенности сотрудников (% ) Затраты на обучение / Административные затраты ( %) Средний возраст патентов (мес, годы) |
Люди | Число менеджеров с высоким уровнем образования (человек) Текучесть кадров (%) |
В навигатор Scandia входят 91 новых ИК-индикатора и 73 традиционных, которые включают абсолютные, денежные показатели и результаты опросов. Денежные показатели комбинируются с использование детерминированных весов для получения общей стоимости ИК организации (С). Относительные показатели, которые считаются оценками неполноты, агрегируются в коэффициент эффективности ИК (I). Организационный ИК представляет собой произведение С на I.
К достоинствам предложенного подхода можно отнести то, что:
· это одна из первых систематических попыток создания таксономии оценки ИК;
· особое внимание уделено клиентскому капиталу;
· обеспечивается широкое покрытие различных аспектов организационной структуры и бизнес-процессов.
В качестве недостатков можно выделить следующее:
· многие индикаторы могут иметь альтернативную интерпретацию для отдельной организации;
· используется балансовый подход, не учитываются динамические потоки внутри организации;
· конструкты структурного капитала являются не совсем логичными (к примеру, общее число ПК в организации);
· часть индикаторов пересекается и оценивает одни и те же аспекты деятельности;
· большое количество используемых индикаторов осложняет действительное использование модели на практике.