Результаты изучения технологии в 1 классе

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:

ü элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

ü соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;

ü достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

ü умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;

ü овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

ü умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);

ü развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты

Создание условий дляформирования следующих умений:

ü положительно относиться к учению;

ü проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

ü принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

ü чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

ü самостоятельно определять и объяснятьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

ü чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;

ü бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

ü осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

ü с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

ü под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

ü с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

ü учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

ü учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

ü с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

ü учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнятьпрактическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

ü выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

ü учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

ü наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

ü сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

ü с помощью учителя анализировать предлагаемое задание,отличать новое от уже известного;

ü ориентироваться в материале на страницах учебника;

ü находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

ü делать выводы о результате совместной работы всего класса;

ü преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ü учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Личностные результаты

Создание условий дляформирования следующих умений:

ü объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

ü уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

ü понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

ü определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

ü учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

ü учиться планировать практическую деятельность на уроке;

ü под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

ü учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

ü работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

ü определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

ü наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

ü сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

ü учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

ü находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

ü уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

ü уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

ü вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

ü учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

ü об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

ü о гармонии предметов и окружающей среды;

ü профессиях мастеров родного края,

ü характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

ü самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

ü готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

ü выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

ü самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;

ü уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

ü обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

ü названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

ü происхождение натуральных тканей и их виды;

ü способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

ü основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

ü линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

ü названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

ü читать простейшие чертежи (эскизы);

ü выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

ü оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

ü решать несложные конструкторско-технологические задачи;

ü справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

ü неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

ü отличия макета от модели.

Уметь:

ü конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

ü определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

ü знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В учебном плане МБОУ СОШ № 61 на изучение предмета «Технология» отводится: в 1 классе - 33 ч (при 1 ч в неделю), во 2 классе - 34 ч (при 1 ч в неделю), в 3 классе - 34 ч (при 1 ч в неделю), в 4 классе - 34 ч (при 1 ч в неделю).

Всего – 135 часов.

Класс (33 ч)

Класс (34 ч)

Класс (34 ч)

Класс (34 ч)

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п Разделы, темы Количество часов
Авторская программа Рабочая программа Рабочая программа по классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
1.1 Рукотворный мир как результат труда человека
1.2 Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда
1.3 Природа в художественно-практической деятельности человека
1.4 Природа и техническая среда
1.5 Дом и семья. Самообслуживание
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
2.1 Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
2.2 Инструменты и приспособления для обработки материалов
2.3 Общее представление о технологическом процессе
2.4 Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)
2.5 Графические изображения в технике и технологии
3. Конструирование и моделирование
3.1 Изделие и его конструкция
3.2 Элементарные представления о конструкции
3.3 Конструирование и моделирование несложных объектов
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) -
4.1 Компьютер в учебном процессе - - -
4.2 Знакомство с компьютером - - -
4.3 Работа с информацией - - -
4.4 Компьютерное письмо - - -
4.5 Создание презентаций - - -
  Итого

Тематическое планирование курса «Технология»

Примерные разделы, темы примерное количество часов, отводимых на них Основное содержание по темам Характеристика деятельности учащихся
1 класс (33 часа)
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч)
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1 ч)   Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Предметное окружение детей С помощью учителя: — наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; — наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; — сравнивать, делать простейшие обобщения; — анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; — организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (1 ч)   Мастера и их профессии (знакомые детям). Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2 ч)   Отражение мотивов природы в декоративно-прикладном творчестве. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)
Тема 4. Природа и техническая среда (1 ч) Дизайн в конструкциях. Проблемы экологии. Общее представление о конструктивных особенностях изделий (изделие и его детали)
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (1 ч)   Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность). Изготовление для близких подарков (открытки, сувениры и т. п.). Растения в доме (уход за растениями) (реализуется при двухчасовом планировании)
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч)
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2 ч) Мир материалов (общее представление, основные свойства). Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание, складывание) С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлятьсамоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2 ч) Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удержанием, правилами пользования ими
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (2 ч) Этапы (технология) изготовления изделий из разных материалов (общее представление). Технологические операции: разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7 ч) Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя). Разметка (на глаз, по шаблону). Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). Сборка деталей, клеевое соединение. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация)
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4 ч) Виды условных графических изображений: рисунок, инструкционная карта. Изготовление изделий с опорой на рисунки, инструкционные карты
Раздел 3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) Изделие, детали изделия С помощью учителя: — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; — определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (2 ч) Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, общее представление. Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7 ч) Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конст-рукций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликациях из геометрических фигур и пр.)
2 класс (34 часа)
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч)
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1 ч) Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оцениватьрезультат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (2 ч) Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (1 ч) Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве
Тема 4. Природа и техническая среда (2 ч) Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные). Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (2 ч) Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками)
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч)
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2 ч) Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование). Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлятьсамоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1 ч) Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем)
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (1 ч) Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани)
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7 ч) Подбор материалов и инструментов. Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы)
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4 ч) Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема. Линии чертежа. Чтение чертежа (эскиза). Разметка с опорой на чертёж (эскиз)
Раздел 3. Конструирование и моделирование (9 ч)
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) Изделие с различными конструктивными особенностями С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1 ч) Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное)
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7 ч) Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.)
Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 ч)
Тема. Компьютер в учебном процессе (2 ч) Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания
3 класс (34 часа)
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (2 ч) Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей, а также в технических объектах Под руководством учителя: — коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (4 ч) Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Механизмы, работающие на энергии сил природы. Великие изобретения человечества
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2 ч) Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту и творчестве народа
Тема 4. Природа и техническая среда (3 ч) Человек — наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности). Проблемы экологии
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (3 ч) Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, электричеством. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т. п.). Мир растений (уход за растениями, размножение черенками, отпрысками)
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (1 ч) Искусственные и синтетические материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе Самостоятельно: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов. С помощью учителя: — создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1 ч) Правила пользования канцелярским ножом
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (2 ч) Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях)
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (4 ч) Подбор материалов и инструментов. Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля. Обработка материала (рицовка). Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение)
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (2 ч) Виды условных графических изображений: развёртка, схема. Чтение чертежа развёртки. Разметка с опорой на чертёж развёртки
Раздел 3. Конструирование и моделирование (5 ч)
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) Простые объёмные изделия на основе развёрток. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия) С помощью учителя: — проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; — обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1 ч) Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (3 ч) Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера
Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч)
Тема 1. Знакомство с компьютером (1 ч) Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользова

Наши рекомендации