Результаты изучения технологии в 1 классе
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
ü элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
ü соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
ü достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
ü умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
ü овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
ü умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
ü развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
Создание условий дляформирования следующих умений:
ü положительно относиться к учению;
ü проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
ü принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
ü чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
ü самостоятельно определять и объяснятьсвои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
ü чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
ü бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
ü осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
ü с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
ü под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
ü с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
ü учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
ü учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
ü с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
ü учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнятьпрактическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
ü выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
ü учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
ü наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
ü сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
ü с помощью учителя анализировать предлагаемое задание,отличать новое от уже известного;
ü ориентироваться в материале на страницах учебника;
ü находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
ü делать выводы о результате совместной работы всего класса;
ü преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ü учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Личностные результаты
Создание условий дляформирования следующих умений:
ü объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
ü уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
ü понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
ü определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
ü учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
ü учиться планировать практическую деятельность на уроке;
ü под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
ü учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
ü работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
ü определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
ü наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
ü сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
ü учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
ü находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
ü уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
ü уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
ü вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
ü учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
ü об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
ü о гармонии предметов и окружающей среды;
ü профессиях мастеров родного края,
ü характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь:
ü самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
ü готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
ü выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
ü самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
ü уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
ü обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
ü названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
ü происхождение натуральных тканей и их виды;
ü способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
ü основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
ü линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
ü названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь:
ü читать простейшие чертежи (эскизы);
ü выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
ü оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
ü решать несложные конструкторско-технологические задачи;
ü справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
ü неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
ü отличия макета от модели.
Уметь:
ü конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
ü определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
ü знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В учебном плане МБОУ СОШ № 61 на изучение предмета «Технология» отводится: в 1 классе - 33 ч (при 1 ч в неделю), во 2 классе - 34 ч (при 1 ч в неделю), в 3 классе - 34 ч (при 1 ч в неделю), в 4 классе - 34 ч (при 1 ч в неделю).
Всего – 135 часов.
Класс (33 ч)
Класс (34 ч)
Класс (34 ч)
Класс (34 ч)
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
1. | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. | ||||||
1.1 | Рукотворный мир как результат труда человека | ||||||
1.2 | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | ||||||
1.3 | Природа в художественно-практической деятельности человека | ||||||
1.4 | Природа и техническая среда | ||||||
1.5 | Дом и семья. Самообслуживание | ||||||
2. | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | ||||||
2.1 | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | ||||||
2.2 | Инструменты и приспособления для обработки материалов | ||||||
2.3 | Общее представление о технологическом процессе | ||||||
2.4 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | ||||||
2.5 | Графические изображения в технике и технологии | ||||||
3. | Конструирование и моделирование | ||||||
3.1 | Изделие и его конструкция | ||||||
3.2 | Элементарные представления о конструкции | ||||||
3.3 | Конструирование и моделирование несложных объектов | ||||||
4. | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | - | |||||
4.1 | Компьютер в учебном процессе | - | - | - | |||
4.2 | Знакомство с компьютером | - | - | - | |||
4.3 | Работа с информацией | - | - | - | |||
4.4 | Компьютерное письмо | - | - | - | |||
4.5 | Создание презентаций | - | - | - | |||
Итого |
Тематическое планирование курса «Технология»
Примерные разделы, темы примерное количество часов, отводимых на них | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности учащихся |
1 класс (33 часа) | ||
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч) | ||
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1 ч) | Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Предметное окружение детей | С помощью учителя: — наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; — наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; — сравнивать, делать простейшие обобщения; — анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; — организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; — оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено |
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (1 ч) | Мастера и их профессии (знакомые детям). Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда | |
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2 ч) | Отражение мотивов природы в декоративно-прикладном творчестве. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) | |
Тема 4. Природа и техническая среда (1 ч) Дизайн в конструкциях. | Проблемы экологии. Общее представление о конструктивных особенностях изделий (изделие и его детали) | |
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (1 ч) | Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность). Изготовление для близких подарков (открытки, сувениры и т. п.). Растения в доме (уход за растениями) (реализуется при двухчасовом планировании) | |
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч) | ||
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2 ч) | Мир материалов (общее представление, основные свойства). Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание, складывание) | С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлятьсамоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (2 ч) | Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удержанием, правилами пользования ими | |
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (2 ч) | Этапы (технология) изготовления изделий из разных материалов (общее представление). Технологические операции: разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка | |
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7 ч) | Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя). Разметка (на глаз, по шаблону). Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). Сборка деталей, клеевое соединение. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация) | |
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4 ч) | Виды условных графических изображений: рисунок, инструкционная карта. Изготовление изделий с опорой на рисунки, инструкционные карты | |
Раздел 3. Конструирование и моделирование (10 ч) | ||
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) | Изделие, детали изделия | С помощью учителя: — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; — определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла |
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (2 ч) | Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, общее представление. Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | |
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7 ч) | Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конст-рукций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликациях из геометрических фигур и пр.) | |
2 класс (34 часа) | ||
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч) | ||
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (1 ч) | Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды; изделия ремесленников | — Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; — сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. С помощью учителя: — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; — исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; — оцениватьрезультат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено |
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (2 ч) | Ремёсла и их роль в культуре народов мира; мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и чертёжных инструментов. Соблюдение в работе безопасных приёмов труда | |
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (1 ч) | Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве | |
Тема 4. Природа и техническая среда (2 ч) | Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные). Модели и макеты. Подвижное и неподвижное соединение деталей конструкций | |
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (2 ч) | Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Мир растений (уход за растениями, размножение семенами и черенками) | |
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 ч) | ||
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (2 ч) | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия (обоснование). Подготовка материалов к работе. Бережное использование, экономное и рациональное расходование материалов | С помощью учителя: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; — анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; — осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); — воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — осуществлятьсамоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1 ч) | Правила пользования чертёжными инструментами (линейкой, угольником, циркулем) | |
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (1 ч) | Общность технологических операций обработки разных материалов (бумаги и ткани) | |
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (7 ч) | Подбор материалов и инструментов. Разметка (с помощью линейки, угольника, циркуля). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). Отделка изделия или его деталей (вышивка, перевивы) | |
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (4 ч) | Виды условных графических изображений: простейший чертёж, эскиз, схема. Линии чертежа. Чтение чертежа (эскиза). Разметка с опорой на чертёж (эскиз) | |
Раздел 3. Конструирование и моделирование (9 ч) | ||
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) | Изделие с различными конструктивными особенностями | С помощью учителя: — сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; — моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); — конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1 ч) | Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное) | |
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (7 ч) | Конструирование и моделирование простейших технических объектов (например, модели качелей, кораблика, планера и т. д.) | |
Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 ч) | ||
Тема. Компьютер в учебном процессе (2 ч) | Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях | С помощью учителя: — наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); — наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; — выполнять предложенные на цифровых носителях задания |
3 класс (34 часа) | ||
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч) | ||
Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека (2 ч) | Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей, а также в технических объектах | Под руководством учителя: — коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения |
Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда (4 ч) | Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Механизмы, работающие на энергии сил природы. Великие изобретения человечества | |
Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека (2 ч) | Гармония предметного мира и природы, её отражение в быту и творчестве народа | |
Тема 4. Природа и техническая среда (3 ч) | Человек — наблюдатель и изобретатель. Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности). Проблемы экологии | |
Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание (3 ч) | Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Самообслуживание: безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, электричеством. Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т. п.). Мир растений (уход за растениями, размножение черенками, отпрысками) | |
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч) | ||
Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком (1 ч) | Искусственные и синтетические материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе | Самостоятельно: — выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов. С помощью учителя: — создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; — отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; — участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; — обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов (1 ч) | Правила пользования канцелярским ножом | |
Тема 3. Общее представление о технологическом процессе (2 ч) | Семь технологических задач (обобщённое представление о технологических операциях) | |
Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) (4 ч) | Подбор материалов и инструментов. Разметка развёрток с помощью линейки, угольника, циркуля. Обработка материала (рицовка). Сборка деталей, способы соединений (проволочное соединение) | |
Тема 5. Графические изображения в технике и технологии (2 ч) | Виды условных графических изображений: развёртка, схема. Чтение чертежа развёртки. Разметка с опорой на чертёж развёртки | |
Раздел 3. Конструирование и моделирование (5 ч) | ||
Тема 1. Изделие и его конструкция (1 ч) | Простые объёмные изделия на основе развёрток. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия) | С помощью учителя: — проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; — обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |
Тема 2. Элементарные представления о конструкции (1 ч) | Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям | |
Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов (3 ч) | Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного и технического характера | |
Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч) | ||
Тема 1. Знакомство с компьютером (1 ч) | Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользова |