Характеристика системы показателей результативности деятельности таможенных органов
Переходя к применяемым в настоящий момент показателям результативности таможенной деятельности, необходимо отметить, что единая система таможенных органов России является иерархической, поэтому эффективность каждой ее вложенной подсистемы (регионального таможенного управления, таможни, таможенного поста) необходимо оценивать с точки зрения эффективности выполнения конкретных функций в рамках систем более высокого уровня.
В основе системы показателей результативности таможенной деятельности лежат следующие международные стандарты[11, с. 88]:
- унификация и стандартизация таможенных процедур и таможенной документации; - прозрачность и однозначность таможенных правил;
- наличие современных технических средств таможенного контроля, связи и другого оборудования;
- гигиена и безопасность рабочих мест инспекторского состава;
- удельный вес личных контактов персонала таможенных органов с участниками ВЭД в процессе таможенного оформления и таможенного контроля объектов внешней торговли;
- продолжительность процедур таможенного оформления и таможенного контроля.
Критерии результативности работы таможенных органов в настоящий момент устанавливаются в Плане деятельности ФТС России. Это[10, с. 39]:
- доля участников внешнеэкономической деятельности, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников внешнеэкономической деятельности;
- доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях;
- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;
- предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки;
- уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет;
- доля решений таможенных органов по таможенной стоимости, не отмененных судебными органами, в общем объеме корректировок таможенной стоимости;
- доля платежей, возвращенных участникам внешнеэкономической деятельности в результате судебных решений о корректировке таможенной стоимости, в общем объеме платежей, взысканных таможенными органами;
- доля таможенных платежей, перечисленных участниками внешнеэкономической деятельности с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в федеральный бюджет.
С точки зрения участников внешнеторговой деятельности качество таможенных услуг можно оценить целым спектром показателей (Таблица 1).
Таблица 1
Типология показателей качества государственных таможенных услуг, отвечающих потребностям участников ВЭД
Показатели назначения | Информирование о предоставлении государственных таможенных услуг Уровень культуры предоставления государственных таможенных услуг |
Показатели безопасности | Уровень безопасности и целевого соответствия помещений, в которых предоставляются государственные таможенные услуги Уровень информационной безопасности, сохранности информации |
Показатели надежности | Своевременность выполнения заказа Точность выполнения задач Уровень обеспеченности стандартами обслуживания |
Показатели профессионализма персонала | Уровень профессиональной подготовки и квалификации сотрудников таможенного органа Уровень знания и соблюдения профессиональной этики поведения |
Показатели доступности | Транспортная доступность таможенного органа Режим работы таможенного органа |
Показатели нормативного обеспечения | Единообразие применения нормативных актов, регулирующих предоставление государственных таможенных услуг Уровень обеспеченности Административными регламентами, регулирующими предоставление государственных таможенных услуг |
Очевидно, что в целях оценки результативности таможенной деятельности необходим отбор наиболее показательных комплексных критериев качества, отвечающих интересам всех заинтересованных сторон.
Производительность – это отношение результатов деятельности организации к затратам на эту деятельность.
Считается, что производительность – наиболее выразительная характеристика, показывающая, насколько эффективно работает организация: как она использует ресурсы (труд, капитал, материалы, энергию, информацию), какова ее система управления, насколько целесообразна ее структура, какова квалификация ее работников и их мотивация к труду, какие технологии и методы работы она использует, и многое другое.
Оценка производительности (ее также называют экономической эффективностью) применяется в практике управления таможенным делом с первых лет ее существования. В рамках этого метода можно выделить несколько частных случаев измерения эффективности:
- эффективность как отношение объема собранных таможенных платежей к затратам на содержание таможенной службы;
- эффективность как отдача на 1 рубль вложение в таможенную службу;
- эффективность как отношение отдачи денежных средств в федеральный бюджет с одного таможенника к средним затратам на со- держание одного таможенника;
- эффективность как разница между суммой взысканных таможенных платежей и той суммой, которая должна была быть взыскана при полном налогообложении всего объема товарооборота;
- эффективность как средний доход в единицу времени.
При применении таких способов измерения результативности рассматривается только одно направление функционирования таможенной службы – фискальное. При этом деятельность таможенных органов отождествляется с работой коммерческого предприятия, что порождает избыточное число показателей эффективности, большая часть которых находится под влиянием внешней среды и практически не зависит от деятельности должностных лиц. Так, невозможно отделить ту часть бюджетных поступлений, которая действительно является результатом эффективной работы таможенных органов, от той части, которая связана с другими факторами. При оценке производительности необходимо учитывать, что экономическое содержание деятельности таможенной службы состоит не в производстве добавленной стоимости с ее последующим присвоением (как у любой частной фирмы), а в перераспределении части добавленной стоимости (налоги и таможенные платежи). Кроме того, таможенные органы не имеют дохода как такового, и получение прибыли не является их целью.
Тем не менее в таможенном деле метод сопоставления затрат и результатов незаменим при оценке эффективности различных систем контроля, например, инспекционно-досмотровых комплексов.
Таким образом, применение показателей экономической результативности в таможенных органах должно осуществлять с поправками на их цели, задачи, влияние внешних факторов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРОНШТАДТСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БАЛТИЙСКОЙ ТАМОЖНИ
2.1. Основные показатели деятельности Кронштадтского таможенного поста Балтийской таможни
Кронштадтский таможенный пост в 2016 году осуществлял свою деятельность в соответствии с решениями, принятыми на коллегии СЗТУ (приказ СЗТУ от 18.02.2016 № 115 и от 22.04.2016 № 334), на совещании по подведению итогов служебной деятельности в 2015 году и определению задач на 2016 год (приказ Балтийской таможни от 12.02.2016 № 162).
Основными направлениями в деятельности Кронштадтского таможенного поста в отчетном периоде являлись:
– выполнение контрольных показателей эффективности деятельности, установленных приказом ФТС России от 24.02.2016 № 345 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год», приказом СЗТУ от 21.03.2016 № 202 «О контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов Северо-Западного региона на 2016 год»;
– усиление контроля перемещения товаров при реализации приказа ФТС России от 07.08.2014 № 1496 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560» и Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики»;
– повышение эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками в соответствии с приказом ФТС России от 16.02.2016 № 280;
– устранение недостатков в работе, выявленных в ходе проведения проверок деятельности Кронштадтского таможенного поста, Балтийской таможни вышестоящими таможенными органами;
– выполнение задач, установленных Кронштадтскому таможенному посту при подведении итогов работы таможенного поста за 2015 год и за первое полугодие 2016 года;
– обеспечение исполнительской и служебной дисциплины.
Рассмотрим основные показатели деятельности таможенного поста. Общее количество контейнеров, обработанных ОАО «Моби Дик» за 2016 год составило 44447 шт., в аналогичном периоде прошлого года (далее – АППГ) – 48034, снижение на 7,5%. Общее количество партий товаров, обработанных СВХ ООО «Корунд», составляет 14180, что на 12% больше АППГ.
Количество ежедневно находящихся на хранении не оформленных контейнеров в первом полугодии 2016 года составляло в среднем около 138 штук. В сравнении с АППГ – 115 штук, увеличение на 20 %.
В 2016 году должностными лицами таможенного поста сформировано на приход 323 судовых дел, в 2015 – 423 судовых дела, на отход в 2016 году – 228 судовых дел, в 2015 году – 354 судовых дела.
Таблица 2
Основные показатели деятельности таможенного поста
2015 год | 2016 год | ||
Количество ДТ | ОТОиТК 1 | (9,07 % от общего объема таможни) | (13,53% от общего объема таможни) |
ОТОиТК 2 | (6,49% от общего объема таможни) | (6,98% от общего объема таможни) | |
Всего | (15,56% от общего объема таможни) | (20,52% от общего объема таможни) | |
Грузооборот (тысяч тонн) | ОТОиТК 1 | ||
ОТОиТК 2 | |||
Всего |
В отчетном периоде таможенным постом оформлено 57910 ДТ, что на 21% больше АППГ, из них доля ДТ, оформленных в отношении ввезенных товаров, составила 94,15% от общего количества оформленных ДТ, в 2015 году доля ввезенных товаров составила 95,78%.
Динамика количества ДТ, оформленных в отношении ввозимых и вывозимых товаров (рис. 2).
Рис. 2. Динамика количества ДТ, оформленных в отношении ввозимых и вывозимых товаров
Сумма перечисленных таможенных платежей составила 70 млрд. 617 млн.рублей, что на 21% больше, чем в 2015 году (взыскано 58 млрд. 389 млн. рублей).
Основной причиной увеличения суммы перечисленных платежей на фоне увеличения грузооборота является увеличение количества декларирования товаров в рамках Технологии удаленного выпуска (далее – ТУВ), а также колебание курса рубля по отношению к основным иностранным валютам в январе-феврале 2016 года.