Понятие информационных систем и технологий
Современная система управления неразрывно связана с информационными технологиями. Информационные технологии помогают работать с информацией, ее сохранять, видоизменять, размножать, передавать, обрабатывать. Регулированием отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий занимается Федеральный закон Российской Федерации N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", принятый 27 июля 2006г. [3]. Это базовый нормативный документ, юридически описывающий понятия и определения области информационной технологии, и задающий принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Закон определяет и закрепляет права физических и юридических лиц на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах.
В этом Федеральном законе даются такие определения информационной технологии и информационной системы:
«Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».
«Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
По этому закону государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации).
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем.
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.
Информационные технологии обеспечивают пользователю повышение производительности его труда, улучшают взаимодействие с людьми и техническими устройствами, экономят его время и деньги, способствуют распространению знаний. Информационные технологии для компании повышают эффективность работы всего предприятия и его конкурентоспособность. На решение таких сложных задач, как выбор поставщиков, партнеров, работа с клиентом, анализ рынка, создание и продвижение товара на рынке и многие других, будут потрачены меньшие усилия, время и деньги.
Классификация ИТ:
· по функции применения. Выделяют технологии, которые применяются для расчетов, для хранения данных, для документооборота, для коммуникации, для анализа, для поиска, для передачи, для организации коллективной работы, для помощи в принятии решений.
· по типу обрабатываемых данных.Выделяют технологии, которые работают, прежде всего, с текстовыми данными, с цифровыми данными, с данными, представленными в табличном или графическом виде, с мультимедийными данными.
· по применению в предметной области.Различают Обеспечивающие ИТ (ИТ общего назначения), которые могут использоваться как инструментарий в любой предметной области и при решении любых задач и Функциональные ИТ (предметные ИТ), которые реализуют технологию решения задач в конкретной предметной области путем использования комбинации нескольких обеспечивающих технологий. К Обеспечивающим ИТ относят: ИТ работы с текстовыми, числовыми, графическими данными, ИТ обработки изображений, сетевые ИТ, поисковые ИТ, ИТ обеспечения информационной безопасности, ИТ создания и обработки аудио- и видеоинформации и многие другие. К Функциональным ИТ относят: финансовые ИТ, маркетинговые ИТ, ИТ по управлению персоналом, ИТ управления технологическими процессами, ИТ принятия управленческих решений, ИТ кадрового учёта, ИТ управления материальными ресурсами, ИТ документального обеспечения управленческой деятельности, ИТ учёта товаров и материальных ценностей на предприятии и многие другие.
· по способу передачи данных.Различают сетевые и несетевые технологии (использующие и не использующие компьютерные сети).
· по способу объединения технологий. При объединении нескольких приложений общего назначения в единую технологию получается Интегрированная технология. При слиянии интегрированных технологий и приложений общего назначения в единую технологию получают Интегрированную систему. Выделяют интегрированные ИТ общего назначения; технологии интегрированных систем общего назначения.
Повышение эффективности управления компанией при использовании ИТ можно ожидать за счет:
§ Увеличения скорости поиска, получения, обработки, хранения, обмена деловой информацией в компании и снижения расходов на их проведение.
§ Увеличения скорости выполнения традиционных операций на рабочем месте сотрудника компании и снижения расходов на их проведение.
§ Повышения эффективности обмена данными между всеми сотрудниками компании.
§ Улучшения способов хранение информации и технологий работы с ней.
§ Повышения уровня информационной безопасности.
· Упрощения доступа сотрудников компании к необходимой информации в любое время из любой точки мира.
· Повышения производительности труда работников компании и изменения характера их труда.
· Повышения прозрачности деятельности компании.
· Повышения качества анализа деятельности компании.