Формы организации и проведение занятий
Существует две основные формы организации занятий:
1. Занятия, проводимые под непосредственным руководством преподавателя в рамках точно установленного времени (по расписанию), с относительно постоянным составом занимающихся.
2. Занятия, осуществляемые занимающимися самостоятельно.
Урок - основная форма организации занятий в учебных заведениях и общеобразовательных учреждениях. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность урока по лыжному спорту - обычно два часа.
В подготовительной части урока нагрузка должна постепенно повышаться, в основной - достигать своей максимальной величины, а в заключительной - снижаться.
Подготовительная часть. Основное назначение: организация учащихся для занятия, проверка инвентаря, одежды лыжников, качества смазки лыж, сообщение задач урока, подготовка организма (разминка) к предстоящей учебной деятельности в основной части занятия, переход к месту занятий, подготовка мест занятий (если это необходимо).
Разминка включает в себя энергичные маховые (попеременные и одновременные) движения руками, упражнения с лыжными палками (см. рис. 4), прохождение нескольких кругов на лыжах без палок и с палками.
Рис. 4. Упражнения с лыжными палками
Продолжительность подготовительной части составляет 10-15% от общего времени урока.
Основная часть. Основное назначение: обучение технике передвижения на лыжах, закрепление и совершенствование двигательных навыков в естественных условиях лыжной трассы, развитие и совершенствование функциональных способностей организма занимающихся. Как правило, основная часть урока состоит из двух видов учебной деятельности - обучающей и тренирующей.
Основная часть строится по следующей схеме: вначале группа занимается на учебной площадке или учебном склоне и на учебной лыжне. Здесь обучаемые повторяют материал предыдущего занятия. Повторение, как правило, занимает 3-5 мин. Затем приступают к решению основных задач урока - обучению новым элементам техники передвижения на лыжах, закреплению и совершенствованию ранее разученных.
Разнообразить основную часть урока можно играми и игровыми заданиями. Количество времени, отводимого на эти упражнения, зависит от возраста учащихся, задач урока и условий его проведения. Игровые упражнения следует подбирать так, чтобы они способствовали закреплению и совершенствованию способов передвижения на лыжах.
После обучающей части урока следует тренирующая, направленная на совершенствование техники передвижения в естественных условиях лыжной трассы (тренировочной лыжни) и развитие физических качеств. Лыжники выполняют упражнения соревновательного характера, игровые упражнения с направленностью на развитие функциональных способностей организма, участвуют в подвижных играх и т. п. Продолжительность основной части составляет до 80% всего времени урока.
Заключительная часть. Основное назначение: организованное завершение урока и приведение деятельности организма занимающихся к нормальному состоянию. Занятия по лыжной подготовке должны всегда заканчиваться передвижением со слабой интенсивностью как на лыжах, так и без них (к школе, лыжной базе и т.п.).
В этой части урока занимающиеся выполняют упражнения на расслабление. Преподаватель подводит итоги занятия и сообщает необходимые сведения для подготовки к следующему уроку. Продолжительность заключительной части составляет 5-10% общего времени урока.
Примерный план-конспект урока по лыжной подготовке представлен в приложении 1.
Уроки лыжной подготовки по своей направленности могут быть: учебными, учебно-тренировочными, тренировочными и контрольными.
Задачи учебных уроков - изучение упражнений из раздела «Лыжный спорт» и овладение основами техники передвижения. Занятия проводятся на учебной площадке и учебном склоне.
Задачи учебно-тренировочных уроков - обучение технике передвижения и ее совершенствование на учебной лыжне и учебном склоне. Полученные навыки закрепляются в усложненных условиях на тренировочной лыжне параллельно с развитием физических качеств лыжника.
Задача тренировочных уроков - подготовка к сдаче контрольных нормативов. Учащиеся передвигаются по тренировочной лыжне с различной сложностью рельефа, с постепенно увеличивающейся скоростью хода, с каждым разом выполняя все больший объем работы.
Задача контрольных уроков - проверка подготовленности учащихся по овладению ими способов передвижения на лыжах. Ученики или студенты сдают зачеты по технике лыжных ходов и другим способам передвижения и выполняют практические (контрольные) нормативы.
Проведение занятий. При проведении занятий управление группой занимающихся осуществляется посредством команд, распоряжений и указаний. При обучении способам ходов преподаватель находится в середине учебной площадки, передвигаясь внутри круга. Занимающиеся всегда должны видеть и слышать преподавателя. На учебном склоне преподаватель вначале находится на вершине склона перед группой, при выполнении передвижения - на середине склона, при объяснении подъема - внизу, при обучении поворотам - на середине склона, чтобы занимающиеся делали повороты вокруг него.
Интервал между занимающимися на учебной площадке 8-10 м, а на учебной и тренировочной лыжне 4-6 м. На склоне следует увеличивать дистанцию в зависимости от его крутизны и пересеченности до 15-20 м.
Успех обучения в значительной степени зависит от разнообразия применяемых средств, методов и методических приемов. В учебном процессе при обучении занимающихся способам передвижения на лыжах применяются следующие основные методические приемы:
1. Объяснение преподавателем механизма выполнения упражнения. Преподаватель кратко и понятно объясняет, как нужно выполнять упражнение, где и как оно применяется.
2. Демонстрация упражнения преподавателем. Сначала преподаватель показывает упражнение в обычном темпе, затем в более медленном с пояснением действия громким голосом. Реальный показ эффективнее в том случае, когда внимание обучаемых обращают на не более чем на одно - два непосредственно взаимосвязанных элемента изучаемого упражнения.
3. Опробование упражнения занимающимися. Учащимся необходимо как можно точнее воспроизвести изучаемое упражнение, запомнить мышечные ощущения выполняемого движения, сконцентрировать внимание на основных элементах упражнения и ритме его выполнения.
4. Контроль преподавателя за выполнением упражнения, выявление и исправление ошибок. Контроль проводится для определения успешности обучения и оперативного управления учебной деятельностью учащихся, что позволяет соблюсти последовательность в решении задач. Наблюдая за действиями занимающихся, преподаватель получает информацию о результатах усвоения учебного материала. Это дает ему возможность своевременно применять средства и методы педагогических воздействий, а занимающимся - корректировать свои действия по усвоению учебного материала. От преподавателя к занимающимся информация передается в виде аргументированных оценок наблюдаемых действий, констатации ошибок и разъяснения путей их исправления. Ошибки в овладении техникой изучаемых упражнений, как правило, связаны либо с незнанием того, как нужно выполнять то или иное движение, либо с неправильным представлением о форме движений, развиваемых усилиях и правильном ритме.
Проводя занятия, преподаватель должен осуществлять профилактические меры по предупреждению травм и отморожений.Важным условием предупреждения травматизма на занятиях по лыжной подготовке являются: 1) правильный выбор и подгонка одежды, обуви, лыж и лыжных палок; 2) выбор и подготовка мест занятий, лыжных трасс; 3) методически правильная организация и дозировка физической нагрузки; 4) соблюдение рекомендаций по температурным нормам проведения занятий с лыжниками различных возрастных групп.
Занятия на лыжах могут проводиться при температуре воздуха (при слабом ветре – 2-4м/сек) до -15˚С - с учащимися 9-10 лет, до -18˚С - с учащимися 11-15 лет, до -23˚С– с учащимися 16-18 лет, до -25˚С – с учащимися старше 18 лет. При увеличении силы ветра величина температурного режима в абсолютных значениях уменьшается. При температуре свыше 4 м/сек и температуре –20˚С и ниже занятия и соревнования по лыжам не проводятся.
При передвижении на лыжах у детей школьного возраста частота сердечных сокращений (ЧСС) должна быть в пределах 120-160 уд/мин, что говорит о допустимой нагрузке на занятии. На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью ЧСС может достигать 160-180 уд/мин, в паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) она должна снижаться до 110-120 уд/мин.