Нетрадиционные формы организации занятий

Нетрадиционные формы организации занятия предполагают, что структура занятия строится в режиме проектирования. Этот вариант обеспечивает психологический комфорт детей. В такой структуре условно выделяют два вида параллельной деятельности – педагога и детей. Данный режим положен в основу планирования работы воспитателя.

Деятельность педагога Дети
1. Обращение педагога к детям. 1. Ответная реакция детей.
2. Совместная деятельность педагога и детей на занятии. 2. самостоятельные или совместные действия детей.
3. Реакция педагога на действия детей. 3. Ответная деятельность детей.
4. Проявление инициативы при проведении итогов занятия. 4. Участие детей в подведении итогов занятий.

В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за результат деятельности. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять н6едостающие представления и обретать умения, развитие критического мышления.

Проекты могут быть разных видов и классифицироваться по разным основаниям:

- по предметно-содержательной области;

- по характеру доминирующих в проекте детской деятельности;

- по количеству участников;

- по продолжительности.

По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей учебной программы.

По характеру доминирующих в проекте детской деятельностивозможны проекты (Е.С. Полат):

o творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

o исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

o информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни – выращенный на подоконнике лук; во взаимодействии с детьми более младших групп – книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания и т.д.);

o творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а можно и интегрировать разные виды детской деятельности в один проект.

По количеству участников в учреждении дошкольного образования целесообразно использовать коллективные и групповые проекты. Например, коллективный проект – «Мастерская Деда Мороза»; групповой проект «Истории игрушки».

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты – для детей младшей группы, продолжительность 2-3 дня,),средней продолжительности (для детей старших групп, продолжительность 1-2 недели).

Н.Ю. Пахомовой выделено несколько этапов осуществления проектной деятельности в учреждении дошкольного образования:

1) погружение в проект;

2) организация деятельности;

3) осуществление деятельности;

4) презентация результатов.

Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей.

Воспитатель Дети
1 этап. Погружение в проект
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель, задачи. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют, конкретизируют цель и задачи.
2 этап. Организация деятельности
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): - группы детей; - распределение ролей, ответственности; - планирование детской деятельности по решению задач проекта; - предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.
3 этап. Осуществление деятельности
При косвенном участии: - при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует; Обогащает представления детей, повышает их эрудицию; - репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; - консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения; - ищут необходимые и недостающие представления; - фантазируют; - готовят презентацию.
4 этап. Презентация результатов
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и их совместную деятельность. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют: - понимание проблемы, цели и задач; - умение планировать и осуществлять работу; - найденные способы решения проблемы; - самоанализ деятельности и ее результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучшего участника.


Педагогу необходимо создать условия для того, чтобы дети-участники проекта получили удовлетворение и удовольствие от презентации и оценки своих усилий, затраченных на реализацию проекта и создание конечного продукта. Для этого необходимы зрители, ими могут быть родители, сотрудники учреждения дошкольного образования, дети других групп.

Участие в проекте дает ребенку возможность делать что-то интересное в группе со сверстниками, проявить свои способности, применить свои знания и личный опыт. У детей воспитывается ответственность, умение работать в коллективе, творчество.

Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска информации, научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование. Из носителя готовых знаний педагог превращается в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.

Более подробно можно посмотреть в кн. Савенков А.И Путь в неизведанное: как развить свои исследовательские способности. М.: Генезис, 2005. – 95 с.; Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-47; Емельянова М. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. 2009. № 3. С. 7-10.

? Назовите этапы осуществления проектной деятельности.

Наши рекомендации