Формы организации занятий

Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений отечественных специалистов позволяет предложить три наиболее значимых признака для самой общей классификации форм орга­низации занятий борьбой: тип организации, направлен­ность занятий и содержание преподаваемого учебного материала. По типу организации занятия могут быть урочные и неурочные; по направленности — обще­подготовительные, специально-подготовитель­ные, комбинированные и, наконец, по содержанию учеб­ного материала — теоретические и практические. Наи­большую значимость для практики спортивной борьбы имеют урочные, практические формы занятий, проводимые с различной направленностью — с целью совершенствования уровня общей, специальной подготовленности или комбинирован­ного решения обеих указанных задач. Если неурочные формы имеют более свободную, эпизодическую организацию деятель­ности занимающихся (например, двусторонняя игра, соревнова­ние, прогулка, поход), то урочные формы характеризуются наличием расписания, непосредственным руководством тренера, относительно постоянным и однородным составом занимающих­ся, строгой регламентацией деятельности спортсменов, связью с предыдущим и последующим учебным материалом, жестким контролем посещаемости и успеваемости и т. п.

Все урочные практические занятия могут различаться по це­ли, количественному составу борцов и степени разнообразия решаемых задач.

Исходя из цели, все занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контроль­ные и соревновательные. Цель учебных занятий сво­дится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Трениро­вочные занятия целиком посвящены повышению эффективно­сти выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности. Контрольные занятия обычно применя­ются в конце прохождения определенного раздела учебной про­граммы или в случаях проверки качества работы тренера. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тести­рование, что позволяет оценить качество проведенной учебно-тре­нировочной работы, успехи и отставание отдельных борцов и их главные недостатки в уровне моральной, волевой, физической и технико-тактической подготовленности. Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть классификационные турниры для начинающих борцов и борцов младших разрядов или турниры-прикидки с участием квалифицированных борцов с целью окончательной коррекции состава команды. Такие турниры проводятся в присутствии зрителей, с награждением и другими атрибутами официальных соревнований. Они особенно полезны и крайне необходимы при недостающем количестве официальных соревнований. С их помощью удается формировать у борцов соревновательной опыт.

По количественному составу все занятия можно под­разделить на индивидуальные, групповые и индиви­дуально-групповые. Если индивидуальные занятия более типичны для спортсменов высшей квалификации, то групповые и индивидуально-групповые более оправданны для новичков и представителей младших разрядов. Спортсмены старших разря­дов (от первого до мастера спорта СССР) занимают промежуточ­ное положение, т. е. тренируются в составе малочисленных групп (например, в группах борцов определенных весовых категорий), а также в составе всей группы или команды. Важно отметить, что индивидуальные занятия борцы могут проводить самостоятельно.

По степени разнообразия решаемых задач, а сле­довательно, по разнообразию тренировочных программ (заданий) следует различать однородные (или избирательные) и разнород­ные формы учебных занятий.

В наиболее часто встречаемых формах однородных занятий ре­шается ограниченное число задач тренировки. В таких занятиях первая и третья части выполняют явно выраженные обслуживаю­щие функции. Избирательные занятия позволяют сконцентриро­вать внимание на решении главной задачи, что в большей мере способствует конструктивным адаптационным процессам в орга­низме спортсменов (В. Н. Платонов, 1980). В практике спорта применяются три варианта однородных (избирательных) занятий:

а) с использованием ограниченного числа однообразных, ши­роко рекомендуемых, привычных и стабильных на протяжении определенного времени тренировочных заданий;

б) с существенным варьированием тренировочных заданий;

в) с использованием обширного комплекса различных однонаправленных тренировочных заданий.

При разнородном содержании на занятиях последовательно решается целый ряд задач с использованием широкого круга тренировочных заданий. Однако занятия такого типа применя­ются в практике спорта относительно редко.

Наши рекомендации