Фактическая производительность
В реальных условиях машины не работают непрерывно, не всегда их продукция отвечает нормативам предъявляемого к ней качества. Внецикловые простои машины связаны, например, с необходимостью заправки материала, смены инструмента, устранения неполадок. Причинами потери качественных показателей изделий, наряду с другими, могут быть износ инструмента, несоответствие загружаемого материала нормативам. Принято время, в течение которого машина выдает некондиционные изделия, также относить к внецикловым простоям.
Внецикловые простои по причинам их возникновения разделяются на пять видов.
1. Простои по инструменту. К ним относятся все потери времени, связанные с заменой инструмента из-за его неработоспособности, регулировки, наладки и т.п.
2. Простои по оборудованию. Этот вид простоев связан с неработоспособ- ностью машины вследствие отказа ее механизмов и устройств, включая отказы комплектующих изделий, нарушения регулировки и т.д. Сюда относится также время ремонта и профилактического обслуживания машины.
3. Простои из-за недостатков организации производства. Эти потери времени имеют место в тех случаях, когда машина работоспособна, однако вынуждена простаивать из-за отсутствия материала (заготовок), отключения электроэнергии, нарушения обслуживающим персоналом трудовой дисциплины и прочими подобными обстоятельствами.
4. Простои из-за брака. Машина выдает продукцию, не отвечающую техническим требованиям вследствие нарушения регламента процесса, некачественных заготовок и по другим причинам.
5. Простои по переналадке машины на выпуск новой продукции или с новыми свойствами исходных материалов.
Фактическая производительность машины всегда меньше цикловой из-за внецикловых простоев. Перечисленные выше причины простоев можно разделить на две группы: простои по техническим причинам, т.е. связанные с конструктивными особенностями инструмента и машины, их надежностью и долговечностью, и простои по организационным причинам.
Простои первой группы функционально связаны с режимом работы машины-автомата, так как износ инструмента, кинематических пар, регулировка, ремонтные и другие работы зависят с одной стороны от степени совершенства конструкции машины и используемых комплектующих изделий, а с другой – от продолжительности работы машины и условий, в которых находятся ее исполнительные механизмы и устройства.
Простои второй группы функционально не связаны ни с конструкцией машины, ни с режимом ее эксплуатации. Они обусловлены организацией труда и производства на том предприятии или его подразделении, где установлена машина (трудовая дисциплина, своевременная подача материала и заготовок, отбраковка заготовок предыдущих операций, оптимизация партии изделий по условию минимизации переналадок машины и пр.).
Если принять, что за время J наблюдения за машиной последняя работала без простоев Jр и выдала zф единиц продукции, а суммарное время простоев, включая техническое обслуживание и выполнение ремонтных работ, составляло SJп , то
J = Jр + SJп .
Фактическая производительность машины
(4. 2)
где суммарное количество выпущенной продукции
Подставляя значения J и zф в формулу (4. 2), найдем
Величина kи называется коэффициентом использования, он представляет собой отношение времени бесперебойной работы машины за период наблюдения ко всему времени наблюдения:
Суммарное время простоев за время наблюдения представляет собой внецикловые потери, а их отношение ко времени бесперебойной работы машины – коэффициент внецикловых потерь. Чем меньше внецикловые потери, тем выше коэффициент использования машины и, следовательно, тем ближе фактическая производительность к цикловой.
Количество изготовленных изделий zф пропорционально времени Jр, поэтому
где внецикловые потери, приходящиеся на единицу продукции.
Принимая во внимание уравнение (4. 1), получим
Из последней формулы следует, что внецикловые потери на единицу продукции Stп вызывают эффект как бы удлинения рабочего цикла машины.
Суммарное время простоев складывается из простоев по техническим причинам SJтех и по организационным причинам SJорг:
SJп = SJтех + SJорг .
Коэффициент использования можно представить в виде
или
Выражение
(4. 3)
называется коэффициентом технического использования. Коэффициент технического использования - одна из характеристик надежности функционирования машины. Величина этого коэффициента зависит от степени конструктивного совершенства машины, технологии ее изготовления и сборки, качества комплектующих изделий и ряда других параметров, связанных с проектированием и изготовлением агрегата.
Величина k 3 называется коэффициентом загрузки. Его значение зависит преимущественно от организации труда на производстве.
Общий баланс производительности машинного агрегата автоматического действия показан на рис..
В процессе эксплуатации машины фактическая производительность не остается постоянной: она растет в период пуска и освоения машины, сохраняется приблизительно постоянной с некоторой тенденцией к увеличению в период стабильной эксплуатации и несколько снижается из-за увеличения износа и частоты отказов к моменту приближения периода планово-предупредительного ремонта. Величины, характеризующие коэффициент технического использования и коэффициент загрузки, являются случайными, следовательно, для их нахождения, а также для анализа резервов производительности или сравнения различных вариантов исполнения машин необходимы длительные наблюдения.
Практически ограничиваются сравнительно кратковременными исследованиями значений Qф , kи, kти, kз, Stп в период стабильной эксплуатации машины.
Рис 5 . Баланс производительности агрегата автоматического действия
Изложенные положения о расчете производительности машин распространяются и на автоматические линии. Методика анализа производительности машин и автоматических линий тесно связана с теорией надежности машин и подробно рассматривается в ряде
специальных работ.
Лекция 6