Психолого-педагогические технологии обучения (ППТО)

1. Понятие технологии обучения (с точек зрения разных авторов)?

2. Понятие педагогическая технология (мнения разных авторов)?

3. Психолого-педагогические технологии исследования (ППТИ), их компонентный состав, функции и значение в образовательном процессе?

4. Психолого-педагогические технологии проектирования (ППТП), их компонентный состав, функции и значение в образовательном процессе?

5. Психолого-педагогические технологии организации учебного процесса (взаимодействия), их функции и значение в образовательном процессе?

6. ППТИ индивидуально-психологических особенностей учащихся, педагогов, их значение при организации познавательной деятельности учащихся

7. ППТИ склонностей учащихся к предметной, профессиональной деятельности, в том числе к инженерно-технической, инженерно-гуманитарной, их значение в формировании мотивации учебной и будущей профессиональной деятельности?

8. ППТП учебного процесса при индивидуализации обучения, личностно-ориентированном развивающем обучении?

9. ППТП учебного предмета, обеспечивающие активную и эффективную познавательную деятельность учащихся?

10. ППТП учебной информации, обеспечивающие активизацию восприятия и переработки информации учащимися?

11. ППТ установления педагогически целесообразных отношений?.

12. ППТ организации активной познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей?

13. ППТ оценивания качества познавательной деятельности и качества обучения?

14. ППТ диагностики развития интеллектуальных и профессиональных способностей

учащихся, студентов?

15. Мониторинг качества подготовки специалистов в вузе?

Тема 5. Профессионализм личности и деятельности педагога

1. В чем проявляется профессионализм личности педагога?

2. Профессионализм деятельности педагога, в чем он проявляется?

3. Структура педагогических способностей?

4. Педагогическая направленность, ее формы?

5. Компетентность педагога, ее виды?

6. Специально-педагогическая компетентность педагога?

7. Социально-психологическая компетентность педагога?

8. Дифференциально-психологическая компетентность педагога?

9. Методическая компетентность педагога?

10. Аутопсихологическая компетентность педагога?

Темы рефератов

1. Учебная деятельность, условия ее активизации и повышения эффективности.

2. Качество обучения, его структура, условия, обеспечивающие качество подготовки специалистов в вузе с позиций системного психолого-педагогического подхода.

3. Оценка качества обучения, качества подготовки специалистов с позиций компетентностного подхода

3. Основные психологические концепции обучения, их реализация в учебном процессе вуза.

4. Технологии психолого-педагогического исследования.

5. Технологии психолого-педагогического проектирования.

6. Технологии психолого-педагогического взаимодействия (организации учебного процесса).

7. Профессионализм личности и деятельности педагога.

8. Основные проблемы стимулирования учебно-воспитательной деятельности.

9. Виды педагогических оценок, их влияние на мотивацию учебно-познавательной деятельности и формирование ценностей.

10. Оценка уровня развития интеллектуальных способностей студентов.

11. Психологические средства повышения эффективности педагогических оценок.

12. Мониторинг качества образования как средство развития личности.

13. Активный метод обучения на базе структурно – логических схем.

14. Активизация познавательной деятельности студентов при фронтальной, дифференцированной и индивидуальной форме обучения.

15. Организация познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей (особенностей нервной системы, функциональной симметрии- асимметрии полушарий головного мозга, когнитивных стилей)

16. Познавательная самостоятельность студентов и условия ее развития.

17. Критерии качества подготовки специалистов в техническом вузе.

18. Диагностика уровня развития профессиональных способностей студентов.

19. Диагностика уровня развития технических и творческих способностей студентов.

20. Общение и его роль в развитии личности.

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ

1. Соколова И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. Гриф УМО по ППО, диплом лауреата всероссийского конкурса учебно-методиче-

ских изданий, 2014. Диплом и золотая медаль международной выставки – ярмарки на ВДНХ, 2014. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. 332 с.

2. Регуш Л.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – СПб, 2010. – 414 с.

3. Зеер Э.Ф. Инновации и компетентностный подход в профессиональном образовании. – Екатеринбург, 2007. 235 с.

4. Соколова И.Ю., Гиль Л.Б.. – От самопознания к саморазвитию и сохранению здоровья. – Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010. электронный вариант. 105 с.

5. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и

технологии обучения. – Томск, Изд-во ТПУ, 2003.- 203 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Логос, 1993. - 295 с.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.:Педагогика, 1986-239 с.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.:Изд-во МГУ, 1981. - Ч.2. С.22-25.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- М.:Логос, 2002. 383 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Педагогика, 1989. - 167 с.

6. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации // Под ред. А.А.Бодалева. -М.: Изд-во АПН СССР, 1984. - 165 с.

7. Познавательные способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

8. Соколова И.Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 305 с.

9. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе вуза. – Красноярск: Изд-во ТГУ, 2005. 263 с.

10. Холодная И.А. Психология Интеллекта: парадоксы исследования. - М.: Изд-во «Барс», 1996.- 295 с.

Программу составила: доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики послевузовского

образования ТГПУ И.Ю. Соколова

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

  № п/п   Раздел дисциплины   Лекции Практич. занятия и семинары Самостоят занятия
  Введение 0,5    
1. Качество обучения, подготовки специалистов в вузе, его оценка и обеспечение с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов 1,5. практич. занятия – 2 семинар– 2  
2. Личность, ее структура. Развитие, саморазвитие личности и сохранение ее здоровья в системе непрерывного образования практич. занятия – 2 семинар–2
3. Учебная деятельность, ее структура, условия активи- зации, эффективности, оптимального функциониров. подструктур – общения, познавательной деятельност. психич. состояний, физиологического обеспечения практич. занятия – 2 семинар –2
4. Психолого-педагогические технологии обучения – исследования, проектирования,организации учебного процесса практич. занятия – 2 семинар –2
Технологии и методы обучения студентов общепрофессиональным и специальным дисциплинам практич. занятия– 2 семинар –2
  Всего часов

Методические рекомендации к самостоятельной работе по курсу «Педагогическая психология» как теоретические основания инновационных процессов в образовании

Цель самостоятельной работыпо курсу «Педагогическая психология ВШ»: повышение психолого-педагогической квалификации слушателей, формирование их профессионально-педагогической, психолого-педагогической компетентности посредством самостоятельного овладения знаниями и умениями, необходимыми для организации личностно-развивающего профессионального образования студентов, развития их потенциальных, творческих возможностей, интеллектуальных, профессиональных способностей и качеств, формирования компетентностей и компетенций.

Курс обеспечивается двумя учебными пособиями и их электронными вариантами – «Педагогическая психология», «Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения», и учебно-методическим пособием по диагностике индивидуально-психологических особенностей личности «От самопознания к самореализации», его электронным вариантом.

В процессе самостоятельной работы слушатели:

· выполняют одно из заданий по каждой из пяти тем курса;

· отвечают на 3 – 2 теоретических вопроса по каждой теме курса;

· выполняют к каждому занятию по 2 – 3 теста, позволяющих определить их индивидуально-психологические особенности (личностный потенциал, уровень развития интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей и качеств);

· разрабатывают рекомендации, как взаимодействовать и как обучать 3 – 2 студентов, обладающих различными психофизиологическими особенностями и уровнями развития интеллектуальных способностей, в том числе, пространственного мышления, стилей представления и решения проблем;

· разрабатывают рекомендации, как организовать образовательный процесс по преподаваемой дисциплине, чтобы он был эффективным, студенты были активными преобразователями учебной и иной информации, чтобы в процессе обучения у будущих специалистов развивались мировоззрение, различные интеллектуальные, профессиональные способности и качества, формировалась психологическая готовность к той или иной профессиональной деятельности.

При ответах на вопросы, каждому слушателю в зависимости от его номера в списке группы предлагаются номера вопросов, представленные в таблице.

№ в списке
Тема 1 1,6, 2,7, 3,8, 4,9, 5,10, 5,9, 4,8, 3,7, 2,6, 1,7, 1,7, 2,8, 3,9, 4,10, 5,6,
Тема 2 1,6, 2,7, 3,8, 4,9, 5,10, 5,9, 4,8, 3,7, 2,6, 1,7, 1,7, 2,8, 3,9, 4,10, 5,6,
Тема 3 1,6 2,7 3,8 4,9 5,10 5,9 4,8 3,7 2,6 1,7 1,7 2,8 3,9 4,10 5,6
Тема 4.1 1,6 2,7 3,8 4,9 5,10 5,9 4,8 3,7 2,6 1,7 1,7 2,8 3,9 4,10 5,6
Тема 4.2 1,6, 2,7, 3,8, 4,9, 5,10, 5,9, 4,8, 3,7, 2,6, 1,7, 1,7, 2,8, 3,9, 4,10, 5,6,
Тема 5 1,6   2,7   3,8   4,9   5,10   5,9   4,8   3,7   2,6   1,7 1,7   2,8   3,9   4,10   5,6

Ответы на вопросы записываются в тетрадь и представляются студентами магистрантами, аспирантами к очередным занятиям.

ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работе по дисциплине «Педагогическая психология»

Выбрать по каждой из 5-ти тем одно задание, наиболее соответствующее преподаваемой дисциплине … , или той, которую будете в ближайшее время преподавать.

Тема 1. Оценка качества обучения, качества подготовки специалистов с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов

1.1. Выделить, выявить те компоненты качества обучения, , которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.2. Выделить, выявить те компоненты качества подготовки специалистов, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.3. Выделить, выявить те компоненты научного мировоззрения, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.4. Выделить, выявить те компоненты общего интеллекта, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.5. Выделить, выявить те компоненты технического интеллекта, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.6. Выделить, выявить те компоненты технических способностей, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.7. Выделить, выявить те компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.8. Выделить, выявить те компоненты профессиональных способностей, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.9. Выделить, выявить те компоненты творческих способностей, которые могут быть развиты у студентов в процессе изучения дисциплины …

1.10. Выявить, выделить компонентный состав общекультурных или профессиональных компетенций, которые могут быть развиты у студентов в образовательном процессе по дисциплине…

Наши рекомендации