Письменная работа: эссе по проблемам инженерного творчества
Письменная работа: эссе по проблемам инженерного творчества
Необходимо написать три эссе, выбрав из пяти предложенных тем. Жанр эссе родился почти четыре с половиной столетия назад благодаря Мишельюде Монтеню (1533 – 1592). Латинский предшественник этого литературного направления переводится как «взвешивание». Пришедший в русский язык французский термин имеет несколько значений: его употребляют, когда речь идет об очерке, наброске, попытке, некоем опыте и даже пробе. Несмотря на разность названий и смыслов их все объединяет возможность проявить свободу творчества и выразить свои мысли, личный опыт, переживания в сравнительно малом по объему произведении.
Подготовка эссе в качестве самостоятельной работы имеет несколько преимуществ по сравнению с написанием реферата или выполнением контрольной работы. Во-первых, этот жанр относится к творческим. Эссе обладает свободной композицией, касается какой-либо конкретной темы, по которой студент может иметь не только собственные мысли, но и свои личные впечатления. Именно аспект персонального включения в проблему отличает эссе от реферата, материалы для которых преимущественно заимствуются из Интернет-ресурсов. Так работа над эссе способствует развитию логического мышления, уменияанализировать предмет,грамотно излагать мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, иллюстрировать материал примерами.
К основным признакам эссе относятся:
· увлекательная тема, побуждающая к размышлению, содержащая проблему, суть которой излагается подробно;
· при изложении позиции автора используются терминология и научный инструментарий дисциплины, в рамках которой пишется эссе;
· взгляды автора не просто аргументируются, а иллюстрируются примерами, возможно из личного опыта;
· вывод отражает позицию автора, но в то же время эта позиция не навязывается, а подается в дискуссионной форме, побуждая читателя вступить в диалог с автором.
Вместе с тем эссе сближает с рефератом, курсовой работой или дипломным проектом наличие обязательного набора частей, определяющих его смысловую структуру и последовательность изложения мыслей. К таким частям относятся:
1. Титульный лист, содержащий название, имя автора, наименование дисциплины;
2. Введение, в котором выражается суть проблемы, обоснуется выбор темы, дается разъяснение причины выбора отправной точки рассуждений автора;
3. Основная часть, где излагается позиция автора, а также его оппонентов по данной теме, проводится анализ источников, приводятся требуемые иллюстрации.
4. Заключение, в котором резюмируется изложенное ранее, приводятся факты, говорящие о завершенности или необходимость продолжить рассуждения по теме эссе в дальнейшем.
Эссе характеризуется яркостью и доступностью изложения, вниманием к высказываниям других авторов по этой же теме. Но оно обязательно должно отражать личную позицию его пишущего. Эта позиция может проявляться через индивидуальный стиль изложения, в отличие от рефератов или курсовых работ, допускающий афористичность, парадоксальность утверждений. Однако эссе также требует знания материала, знакомства с источниками и литературой, корректного обращения с фактами. Поэтому перед написанием эссе необходимо собрать материал, его структурировать, осмыслить, представить сюжет эссе образно, найти нужные эпиграфы. И только после этого приступать непосредственно к изложению проблемы. Постольку поскольку в эссе гораздо больше, чем в других письменных работах отражена личность автора, то и к оформлению эссе следует подходить ответственно, понимая, что этот труд является частичной автора, очень наглядно его характеризующей. В эссе крайне негативно смотрятся ошибки, описки, неточности, любая небрежность.
Эссе «Инженеры — гении»
Человечество измеряет ритм своей истории по великим открытиям и изобретениям. Такие вехи в хронологии человеческого общества не изменяются в зависимости от изменений социального или политического климата в той или иной стране, они не сбиваются в периоды экономических штормов. Поэтому выдающиеся изобретения относятся к несомненным достижениям, сохраняющим свою значимость даже тогда, когда им на смены приходят новые и более совершенные механизмы, полученные с помощью новейших технологий и благодаря открытым материалам. Однако мы часто можем назвать изобретения, при этом, не подозревая, кто был его создателем, как сложилась его судьба, кто повлиял на его творчество, что он оставил после себя кроме данного изобретения. А ведь очень часто такие открытия совершаются гениальными людьми. Природа гениальности не понята до конца. Существует множество версий появления гениев. Часто судьба их складывалась трагически, они не были поняты у себя на родине, вынуждены были искать возможности для творчества в других странах. Иногда изобретения гениев настолько опережали свое время, что оставались не просто не принятыми современниками, но и не переданными потомкам. И лишь много позже, если не оказывались полностью утраченными, становились достоянием гласности.
Студентам необходимо написать эссе биографию гения, проявившего себя в инженерном творчестве, показать его портрет на фоне эпохи, раскрыть сущность изобретения, сделанного этим человеком, представить картину изменений в обществе, связанным с внедрением результатов его творчества. Ниже приводится краткий перечень личностей, которые отнесены к гениям, открытиям которых люди обязаны тому техническому комфорту, который характеризует начало III тысячелетия.
В написании эссе студенты могут отталкиваться от предложений, содержащихся в этом списке, но могут выбрать персону инженера — гения, в него не вошедшую. Также возможно в эссе объединять рассказ о нескольких изобретателях, которые жили в одно время или творили в одной и той же области. В таком случае в эссе обязательно должен присутствовать сравнительны анализ их деятельности и в выводах должен быть подведен итог этого творческого соревнования, которое могло развиваться как в форме сотрудничества, так и в форме соперничества.
Архимед (ок. 287–212 до н. э.) – древнегреческий математик, физик и изобретатель. Разработал теорию рычага, применял на практике винт, блок и рычаг для подъема воды и тяжелых грузов. Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как погиб Архимед. Однако память людей хранит его слова: «Дайте мне точку опоры и я подниму Землю», сказанные после того, как он разработал теорию рычага и понял его возможности. На глазах правителя Сиракуз Архимед, воспользовавшись сложным устройством из полиспастов и рычагов, в одиночку спустил на воду корабль. «Эврика!» («Нашел!»). Так воскликнул Архимед, открыв закон, известный многим как закон его имени. Архимедовым винтом называют заключенный в трубу широкий винт, который он изобретал как средство для подъема воды. Архимед изобрел как сельскохозяйственные машины – для орошения полей, так и военные – метательные. Заложил основы гидростатики, установил главный ее закон, изучал условия плавания тел.Особенно ярко технический гений Архимеда проявился, когда римская армия напала на Сиракузы, город, где он жил. Военные машины Архимеда вынудили римлян отказаться от штурма и перейти к осаде города. Лишь предательство открыло врагу ворота Сиракуз. Легенда гласит, что когда римский легионер занес меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай моих кругов!» До момента гибели Архимед решал геометрическую задачу.В наше время в Греции решили проверить, действительно ли Архимед мог поджечь солнечными лучами флот римлян. Семьдесят человек выстроились на берегу моря, держа в руках медные щиты, подобные тем, какими пользовались защитники Сиракуз. Когда они навели солнечные «зайчики» на макет деревянного судна, он вспыхнул через несколько секунд.
Герон Александрийский (I в. до н. э.). К сожалению, не сохранились даты рождения и смерти этого изобретателя и выдающегося ученого античного мира. Предполагают, что он работал в I в. до н. э. в Александрии. Только спустя две тысячи лет были найдены и переведены на современные европейские языки арабские списки его трудов. Люди выяснили, что Герону александрийскому принадлежат формулы определения площади различных геометрических фигур, что он описал прибор диоптр, который с полным основанием можно считать основой современного теодолита. Без этого прибора в наше время не могут обойтись строители, геодезисты, горняки. Герон впервые исследовал пять типов простейших машин: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Он заложил основы автоматики. В труде «Пневматика» Герон описал ряд «волшебных фокусов», основанных на принципах использования тепла, перепада давлений. Люди удивлялись чудесам, когда двери храма сами открывались, когда над жертвенником зажигался огонь. Он изобрел автомат для продажи святой воды, сконструировал шар, вращаемый силой струй пара.
Иоганн Гуттенберг (около 1400 – 1468), немецкий изобретатель,создал европейский способ книгопечатания, первую типографию, печатный станок. Из-за междоусобиц между бюргерами Гуттенбергам пришлось бежать в Страсбург. В XI в. в Китае, Тибете был известен способ печатания с деревянных досок, на которых гравировались целые страницы рукописи. В Европе этот способ назвали «ксилографией». Гуттенберг, будучи студентом Страсбургского университета, вместе с несколькими компаньонами занялся изготовлением ксилографических книг. Затем ему пришла идея гравировать не целые страницы сразу, с каждой из которых можно было снять не так уж много качественных оттисков, а делать отдельные буквы и потом из них, как из кубиков, складывать строки. Для реализации идеи он придумал такой способ изготовления шрифта: сначала на торце металлического бруска — пуансона — гравировали обратное выпуклое изображение буквы, потом выбивали ее на мягкой медной пластинке, которая служила матрицей. Затем эту пластинку-матрицу вставляли в нижнюю часть полой трубки, а через открытый верх заливали специальный сплав — гарт. В результате этой операции можно было создать множество точных копий пуансона — литер, из которых потом строка за строкой набиралась книга.На изготовление литер ушло много времени и денег. Когда он сумел изготовить нужное количество литер — первую наборную кассу — и сделать печатный станок, пришлось брать деньги в долг. За неуплату в срок долга на Гуттенберга подали в суд и отобрали и шрифты, и типографию. И все же несколько прекрасных книг Иоганн Гуттенберг успел создать и подарить человечеству.
Леонардо да Винчи (1452–1519) – великий итальянский ученый, инженер, художник, скульптор, музыкант, далеко опередил свое время, проектируя и изобретая машины и сооружения, не получившие воплощения при его жизни. В 1473 г., когда Леонардо исполнилось 20 лет, Гильдия Святого Луки присвоила ему квалификацию мастера живописи. Его кисти принадлежат такие картины как «Крещение Христа», «Тайная вечеря». Кроме художественных работ, он известен как изобретатель, его творения далеко опередили время, в котором он жил и сейчас не перестают удивлять наших современников. Однако от реальных машин, которые он создал, ничего не осталось. К счастью, многие инженерные замыслы сохранились в рисунках и чертежах. Большая часть идей Леонардо вообще не могла быть осуществлена в Италии XV в. В одной из рукописей есть рисунок вертолета. Приписка гласит: «Если этот аппарат правильно построить, то при быстром вращении винта он поднимется в воздух». Эта идея была осуществлена лишь в ХХ в. Много занимался Леонардо да Винчи оружием: первым сконструировал паровую пушку, первым нарисовал орудие с винтовым затвором, заряжаемое сзади; занимался многоствольным и многозарядным огнестрельным оружием. На одном из его рисунков показана батарея, расположенная на тележке-станке таким образом, что из тридцати трех стволов стрелять можно из одиннадцати. Затем Леонардо сконструировал и более тяжелое орудие, действующее по тому же принципу: в каждом из 8 рядов располагалось по девять стволов, то есть после зарядки можно было выстрелить 72 снарядами.Леонардо да Винчи оставил проект большой машины для подъема и транспортировки грунта, вынутого из канала, – прообраз современных землеройных машин и драг. Он изобрел 15-шпиндельный ткацкий станок, приводимый в движение руками ремесленников. Сохранились рисунки лебедки в собранном и разобранном виде. Колеса, диски, шестерни – все детали изображены очень точно. Видно, что ученый в то время работал над проблемой преобразования вращательного движения в поступательное. О разносторонности технических поисков Леонардо да Винчи говорят многие факты. Леонардо изобрел вычислительную машину, построенную по его эскизу и заработавшую через 500 лет. Им была спроектирована конюшня с механической подачей кормов, которая во многих деталях могла бы перейти из XV в. в наше время, изобрел анемометр — устройство для подсчета скорости ветра, который пытались установить на каретах, чтобы по скорости набегавшего воздуха определять, насколько быстро карета движется.Одним из грандиозных замыслов Леонардо был проект моста через Босфор. Турецкий султан отверг предложение гениального инженера. И только в ХХ в. мост через Босфор был построен. В музеях Италии можно увидеть действующие модели станков Леонардо да Винчи, тележку, приводимую в движение пружинами, макет вертолета. Некий швейцарский ученый сделал модель моста точно по чертежам Леонардо. Проект оказался настолько безупречным, что его можно было осуществлять даже при средневековом уровне техники. Леонардо да Винчи продолжал творить до последнего часа жизни, хотя и понимал, что осуществить его идеи в современном ему мире невозможно.
Георгий Агрикола (1494–1555) — немецкий ученый, геолог, минералог. Заложил основы минералогии и геологии, горного дела и металлургии. В главном труде своей жизни, 12-томной монографии «О металлах», Агрикола дал полное и систематическое описание поиска и разведки полезных ископаемых, добычи и обогащения руд, металлургических процессов. Установил методы определения и описал двадцать новых минералов.
Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — английский ученый и политический деятель. Бэкон считал, что цель науки заключается в овладении силами природы, а в фундамент науки следует положить наблюдения и опыты. Написал роман-утопию «Новая Атлантида», в котором предсказал много нынешних изобретений — самолеты, подводные корабли, гидростанции, солнечные двигатели, лазеры, телескопы, кондиционеры и т. д. Существует версия, что пьесы Бэкона издавались под именем Уильяма Шекспира.
Иоганн Кеплер (1561–1630) — немецкий астроном, установивший законы движения планет, заложивший основы теории затмений. Изобрел одну из разновидностей телескопа — трубу Кеплера, которая широко употреблялась впоследствии. Его математические способности нашли применение и в решении «земных» задач, например, в расчете формы винных бочек.
Блез Паскаль (1623–1662) — французский математик, физик и философ. Изложил метод решения задач на вычисление площадей фигур и объемов тел. Установил основной закон гидростатики — науки о равновесии жидкостей — и принцип действия гидравлического пресса. Изобрел счетную машину, манометр, тачку и омнибус — многоместную конную карету.
Роберт Гук (1635–1703) — сын провинциального священника, с детства увлекался устройствами всякого рода механизмов и рисованием. После завершения обучения в Вестминстерской школе в 1653 г. он переехал в Оксфорд и поступил на работу в церковь в качестве певчего. Одновременно занимался в Оксфордском университете, специализируясь в области астрономии, и стал ассистентом Р. Бойля. Страсть к изобретательству, оригинальность мышления в сочетании с романтической увлеченностью и буйной фантазией позволили Гуку сделать множество открытий в самых разных областях знания. Гук сконструировал прибор для измерения силы ветра, приспособление для деления круга, ряд приборов для исследования морского дна, ареометр, проекционный фонарь, дождемер, пружинные часы. Он изобрел карданную передачу и систему зубчатых колес, которые теперь известны как уайтовы колеса. Гук усовершенствовал зрительную трубу для измерения углов, телескоп, микроскоп, барометр. Гука заслуженно признавали хорошим архитектором. После пожара в Лондоне в 1666 г. он создал проект восстановления и реконструкции города, а затем по поручению магистрата возглавил эти работы. По его проектам в Лондоне был построен ряд зданий, церквей и жилых домов. Самым значительным сооружением была известная больница Бедлам, которая считалась гордостью лондонцев. Построенное в 1247 г., восстановленное по проекту Гука это огромных размеров здание поражало гармонией пропорций, классической строгостью форм. В годы работы в Королевском обществе Гук значительно обогатил деятельность этого учреждения, став его секретарем, издавая труды Общества. Классический труд Гука «Микрография»,посвященный физической оптике и микроскопии, был издан в 1665 г. Гук занимался волновой теорией света, провел глубокое исследование цветов тонких пластинок, описал явления дифракции и ряд других световых явлений. Вместе с Гюйгенсом Гук установил постоянные температурные точки — таяния льда и кипения воды — и сконструировал термометр. Одной из наиболее значительных его работ была теория движения и взаимодействия небесных тел.В мае 1666 г. Гук сделал доклад в Королевском обществе, в котором сказал, что намерен изложить систему мира, весьма отличающуюся от всех до сих пор предложенных. Через восемь лет Гук продолжил эту тему, написав работу «Попытка доказательства годичного движения на основе наблюдения». Этим Гук предвосхитил Закон всемирного тяготения, открытый Исааком Ньютоном.В 1678 г. вышла работа Гука «О восстановительной способности или об упругости», которая содержала описание опытов с упругими телами. Это была первая книга по теории упругости.
Дени Папен (1647–1712) изучал медицину, получил степень доктора. Его жизнь изменила встреча с голландским физиком Х. Гюйгенсом. Врач стал изучать физику и механику. В конце XVII в. многие изобретатели пытались создать двигатель, который превращал бы тепловую энергию в работу. Занялся этим и Папен. Паровой двигатель Папена, созданный в 1680 г., совершал полезную работу. Это был один из первых настоящих паровых котлов. Он предложил конструкцию центробежного насоса, сконструировал печь для плавки стекла, паровую повозку, изобрел несколько машин для подъема воды. К сожалению, большинство технических идей Папена реализованы не были.
Джеймс Уатт (1736–1819), английский изобретатель, создатель универсальной паровой машины. Был мастером-инструментальщиком при университете в Глазго. В 1774 г. создал законченную и работоспособную машину двойного действия, но запатентовал ее позднее. К труду многих предшественников Уатт добавил значительные усовершенствования: конденсатор и впуск пара в цилиндр попеременно по обе стороны поршня. Эти усовершенствования были настолько важны и своевременны, что паровая машина стала как бы двигателем промышленной революции. Уатт ввел первую единицу мощности – лошадиную силу, а позднее его именем была названа другая единица мощности – ватт. Благодаря экономичности паровая машина Уатта получила широкое распространение и сыграла огромную роль в переходе к машинному производству.
Роберт Фултон (1765–1815), американский инженер и изобретатель, был отличным математиком, любил работать разнообразными инструментами. Изобрел наклонный судоподъемник, позволявший обходится без шлюзов. Потом изобрел экскаватор для копания каналов. Построил подводную лодку «Наутилус», которая участвовала в войне с англичанами, создал первую модель парохода. В Америке строит колесный пароход, который приводила в движение паровая машина в 20 л.с. В 1807 г. пароход «Клермонт» отправился в свой первый путь по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани и развил скорость 5 миль в час. С этого рейса на Гудзоне открылось постоянное движение парохода.
Джордж Стефенсон (1781–1848) — английский конструктор и изобретатель, пионер парового железнодорожного транспорта. В 18 лет он стал механиком паровых машин, в 31 год его назначили главным механиком угольных копей. Стефенсон построил паровую машину, которая с помощью каната тянула вагонетки. Затем был построен первый паровоз для рудничной рельсовой дороги. С этих пор строительство паровозов стало основным делом его жизни.В 1823 г. Стефенсон основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод. В 1825 г. он провел железнодорожные пути между городами Стоктон и Дарлингтон, а 27 сентября того же года паровоз Стефенсона провел по ней поезд со скоростью 20 км в час. Этот день считается днем рождения железнодорожного транспорта. Стефенсон стал создателем сложнейших железнодорожных сооружений. Он построил первый металлический железнодорожный мост и первый железнодорожный тоннель, применил железные рельсы на каменных опорах, что позволило паровозам развивать скорость до 50 км в час. Ширина колеи в 1435 мм, принятая Стефенсоном стала самой распространенной на железных дорогах Западной Европы.
Александр Грейам Белл (1847–1922) является изобретателем телефона. Он родился в Эдинбурге, в Шотландии. Впоследствии семья Белла переехала в Канаду, а затем в США. По образованию Белл не был ни инженером-электриком, ни физиком. Он начал помощником учителя музыки и ораторского искусства, позднее стал работать с людьми, страдавшими дефектами речи, потерявшими слух. В Бостоне он открыл учебное заведение по подготовке преподавателей для глухих. В 1893 г. Белл становится профессором физиологии органов речи Бостонского университета, изучает акустику, физику человеческой речи, а затем начинает ставить опыты с аппаратом, в котором мембрана передавала колебания звуков на иглу. Вскоре Белл меняет направление деятельности и начинает работать над созданием телеграфа, с помощью которого можно было бы одновременно передавать несколько текстов. В работе по созданию телеграфа случайность помогла Беллу открыть явление, которое обернулось изобретением телефона. Однажды в передающем устройстве помощник Белла вытаскивал пластинку. В это время в приемном устройстве слух Белла уловил дребезжание. Как выяснилось, пластинка замыкала и размыкала электрическую цепь. К этому наблюдению Белл отнесся очень внимательно. Через несколько дней первый телефонный аппарат, состоящий из небольшой мембраны из барабанной кожи с сигнальным рожком для усиления звука, был сделан. Этот аппарат стал родоначальником всех телефонных аппаратов.
Рудольф Дизель (1858–1913), немецкий изобретатель двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Двигатель носит имя своего создателя. В 1982 г. он получил патент на изобретенный им четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Двигатель Дизель очень экономичный, он работает на дешевых видах топлива. Впервые такой двигатель был построен в 1897 г.
Уилбер (1867–1912) и Орвилл (1871–1948) Райт, американские изобретатели, авиаконструкторы и летчики братьяпервыми совершили полет на построенном ими же самолете. В 13 лет Орвилл смастерил типографский станок, а 17-летний Уилбер его усовершенствовал. В 1982 г. братья стали владельцами небольшой типографии, а затем мастерской по ремонту велосипедов. Они мечтали о полете на управляемой машине тяжелее воздуха. Узнав о гибели Отто Лилиенталя, немецкого изобретателя, строителя планеров, они решили создать летательный аппарат, несмотря на то, что опыты, проводимые ими на планерах собственной конструкции, тоже всегда были связаны с риском. Братья разработали систему горизонтального управления полетов, затем начались поиски двигателя. В декабре 1903 г. аэроплан, созданный братьями Райт, впервые поднялся в воздух. Полет продолжался 59 секунд.
Роберт ХачинзГоддард (1882–1945) — один из первых изобретателей и конструкторов ракетной техники, родился в 1882 г. в Вустере (США). Окончив политехнический институт, Годдард начинает практическую деятельность и через пять лет, в 1913 г. стал подавать первые заявки на изобретение ракетных аппаратов, предназначенных для подъема на большую высоту. Построить высотную пороховую ракету не удалось. Но в 1921 г.Годдард начал эксперименты с жидким ракетным топливом, и зимой 1925 г. при статическом испытании опытной ракеты жидкостный ракетный двигатель впервые развил тягу, превышающую весь ракеты, а через несколько месяцев был произведен первый пуск жидкостной ракеты. Над созданием ракет Роберт Годдард работал до конца 1941 г. Он и его группа впервые осуществили на практике ряд идей, нашедших впоследствии широкое применение в ракетной и космической технике.
Огюст Пиккар (1884–1962), ученый-физик, изобретатель и конструктор, сделавший первый шаг на пути к раскрытию тайны космических лучей. Пиккар рассчитал и построил герметичную шарообразную гондолу, рассчитал оболочку, которая должна была вместить почти 14 тыс. куб. метров газа. Он поднимался на стратостате собственной конструкции и достиг высоты 16370 м. Стратостат помог ученому проследить направленность космических лучей, измерить степень поглощения их слоем парафина и свинца, сравнить интенсивность излучения на разных высотах. Для этой цели в 1937 г. он начинает конструировать первый батискаф — автономный аппарат для глубоководных погружений. В 1948 г. батискаф был сделан в виде металлического поплавка, заполненного бензином, потому что бензин легче воды, практически не поддается сжатию, и оболочка поплавка под влиянием огромных давлений не деформируется. Батискафы Пиккарамогли опускаться на любую глубину. В январе 1960 г. сын Огюста Пиккара на батискафе «Триест» достиг самой глубокой точки Тихого океана — Мариинской впадины (10912 м).
Али Джаван (род. 1926) — американский физик, член Национальной Академии Наук США с 1974 г.,признанное светило в области лазеров и квантовой электроники, автор многочисленных исследований в области лазерной теле- и радиосвязи. Он получил премию имени Альберта Эйнштейна за вклад во всемирную науку. Али Джаван — изобретатель «газового лазера» (1960). Положил начало нелинейной спектроскопии. Газовый лазер был первым непрерывно-легким лазером, который сделал возможным его использование в телекоммуникационной промышленности технологии волоконной оптики. Изобретение Али Джавана явилось новой вехой в развитии новых технологий в области телекоммуникаций, сделало голографию практичной, а также используется в кодовых контроллерах UPC. Он также является автором исследований в области изучения процессов абсолютно точного измерения скорости света и лазерной спектроскопии с высокой разрешающей способностью в беспрецедентной точности. Разработал метод измерения абсолютной частоты светового колебания и метод нелинейной флюоресценции (1970). Открыл столкновительное сужение спектральной линии. Часто называют «восточным Эйнштейном» и «отцом» лазера. Его изобретения и открытия широко применяются в медицинских и информационно-компьютерных технологиях.Али Джаван занимает двенадцатую строчку в «Списке ста ныне живущих гениев», составленном газетой TheDailyTelegraph по результату опроса по электронной почте 4000 респондентов.
Себастьян Трун (род. 1967) — профессор компьютерных наук в Стэнфордском университете и бывший директор Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта (SAIL). Трун руководил разработкой роботизированного автомобиля Stanley, который выиграл DARPA GrandChallenge в 2005 г.Трун известен своей работой в области вероятностных методов программирования в области робототехники. В знак признания его вклада, в возрасте 39 лет был избран в Национальную инженерную академию США, а также в Германскую академию наук Леопольдина в 2007 г. В 2011 году Трун получил Исследовательскую премию имени Макса Планка.В 2011 г.FastCompany выбрала Труна пятым среди самых креативных людей в мире бизнеса. Занимает 32-39 строки в списке 100 гениев мира. В 2012 г. Себастьян Трун был отмечен газетой TheGuardian как человек, внесший существенный вклад в развитие Интернета.
Мартин Купер (род. 1928) — американский инженер и физик, известен как человек, совершивший первый звонок по сотовому телефону. В 1950 г. получил диплом Иллинойского технологического института, став инженером-электротехником. Служил в ВМС США офицером на подводной лодке, которая базировалась на Гавайях. После Корейской войны Мартин устроился в WesternElectric, где работал над созданием телетайпа. А в 1954 г. стал работать в компании Motorola. Купер занимался совершенствованием автомобильной радиотелефонной сети. Громоздкая и не совсем удобная, эта связь, тем не менее, оказалась чрезвычайно популярной, и эта популярность продолжала стремительно расти. Высказал идею, что размер мобильного телефона нужно уменьшить до такого, чтобы люди могли носить его с собой в руке. Вскоре была выдвинута идея сотового принципа организации сетей мобильной связи, оставался открытым лишь вопрос, кто первый грамотно ее реализует. 3 апреля 1973 г. был первый звонок, совершенный с сотового телефона, ставший фактически началом новой эпохи в области телекоммуникаций.
Дэвид Рональд де Мэй Уоррен (1925 – 2010) — австралийский ученый, наиболее известный как создатель аварийного бортового самописца («черного ящика»). В школе увлекался радиотехникой и изготавливал детекторные приемники, которые продавал одноклассникам. Ему довелось принять участие в расследовании произошедшей в 1953 г. катастрофы первого в мире британского реактивного пассажирского лайнера DeHavillandComet. Он пришел к мысли, что запись переговоров экипажа в аварийной ситуации могла бы значительно помочь в подобных расследованиях. На эту мысль его натолкнул увиденный на выставке карманный диктофон. Бортовые самописцы использовались в авиации и ранее, но они фиксировали только параметры полёта и не записывали переговоры экипажа; кроме того, запись в них обычно производилась на одноразовую фотопленку. Уоррен предложил использовать в самописце магнитную ленту, которая могла быть перезаписана многократно, что сделало его устройство весьма практичным для гражданской авиации. В 2007 г. Уоррен попал в список ста гениев современности, составленный экспертами международной компании CreatorsSynectics.
Список гениев современности
1-2. Альберт Хоффман (химик, Швейцария)
1-2. Тим Бернерс-Ли (кибернетик, Великобритания)
3. Джордж Сорос (финансист и меценат, США)
4. Мэтт Грейнинг (мультипликатор, США)
5-6. Нельсон Мандела (политик, ЮАР)
5-6. Фредерик Сенгер (химик, Великобритания)
7-8. ДариоФо (писатель, Италия)
7-8. Стивен Хокинг (физик, Великобритания)
9-11. Оскар Нимейер (архитектор, Бразилия)
9-11. Филип Гласс (композитор, США)
9-11. Григорий Перельман (математик, Россия)
12-14. Эндрю Уайлс (математик, Великобритания)
12-14. Ли Хунчжи (духовный лидер, Китай)
12-14. Али Джаван (инженер, Иран)
15-17. Брайан Ино (композитор, Великобритания)
15-17. ДэмьенХерст (художник, Великобритания)
15-17. ДэниелТаммет (лингвист, Великобритания)
18. Николсон Бейкер (писатель, США)
19. Даниэль Баренбойм (музыкант, Израиль)
20-24. Роберт Крамб (писатель и художник, США)
20-24. Ричард Докинз (биолог и философ, Великобритания)
20-24. Сергей Брин и Ларри Пейдж (основатели Google, США)
20-24. Руперт Мёрдок (издатель и медиамагнат, США)
20-24. Джеффри Хилл (поэт, Великобритания)
25. Гарри Каспаров (шахматист, Россия)
26-30. Далай-лама (духовный лидер, Тибет)
26-30. Стивен Спилберг (кинорежиссер, сценарист и продюсер, США)
26-30. Хироси Исигуро (робототехник, Япония)
26-30. Роберт Эдвардс (физиолог, Великобритания)
26-30. Шеймас Хини (поэт, Ирландия)
31. Гарольд Пинтер (писатель, Великобритания)
32-39. Флосси Вонг-Стаал (биотехнолог, Китай)
32-39. Роберт Фишер (шахматист, США)
32-39. Принс (певец, США)
32-39. Хенрик Гурецкий (композитор, Польша)
32-39. Ноам Хомский (философ и лингвист, США)
32-39. Себастьян Трун (робототехник, Германия)
32-39. НимаАркани-Хамед (физик, Канада)
32-39. Маргарет Тернбулл (астробиолог, США)
40-42. Элейн Пейджелс (историк, США)
40-42. Энрике Остреа (врач, Филиппины)
40-42. Гэри Беккер (экономист, США)
43-48. Мохаммед Али (боксер, США)
43-48. Усама бен Ладен (исламист, Саудовская Аравия)
43-48. Билл Гейтс (создатель корпорации Microsoft, США)
43-48. Филип Рот (писатель, США)
43-48. Джеймс Уэст (физик, США)
43-48. Во Динь Туан (биолог и медик, Вьетнам)
49-57. Брайан Уилсон (музыкант, США)
49-57. Стиви Уандер (певец и композитор, США)
49-57. ВинтонСерф (разработчик протоколов Интернета, США)
49-57. Генри Киссинджер (дипломат и политик, США)
49-57. Ричард Брэнсон (бизнесмен, Великобритания)
49-57. ПардисСабети (генетик, Иран)
49-57. Джон де Моль (медиамагнат, Нидерланды)
49-57. Мерил Стрип (актриса, США)
49-57. Маргарет Этвуд (писательница, Канада)
58-66. Пласидо Доминго (оперный певец, Испания)
58-66. Джон Лассетер (мультипликатор, США)
58-66. СунпейЯмадзаки (разработчик компьютерных мониторов, Япония)
58-66. Джейн Гудолл (антрополог, Великобритания)
58-66. КиртиНараянЧоудхури (историк, Индия)
58-66. Джон Гото (фотограф, Великобритания)
58-66. Пол Маккартни (музыкант, Великобритания)
58-66. Стивен Кинг (писатель, США)
58-66. Леонард Коэн (поэт и музыкант, Канада)
67-71. Арета Франклин (певица, США)
67-71. Дэвид Боуи (музыкант, Великобритания)
67-71. Эмили Остер (экономист, США)
67-71. Стивен Возняк (разработчик компьютеров, соучредитель компании Apple, США)
67-71. Мартин Купер (инженер, изобретатель сотового телефона, США)
72-82. Джордж Лукас (режиссер, США)
72-82. НайлРоджерс (музыкант, США)
72-82. ХансЦиммер (композитор, Германия)
72-82. Джон Уильямс (композитор, США)
72-82. Аннет Бейер (философ, Новая Зеландия)
72-82. Дороти Роув (психолог, Австралия)
72-82. Иван Марчук (художник, скульптор, Украина)
72-82. Робин Эсковадо (композитор, США)
72-82. Марк Дин (разработчик компьютеров, США)
72-82. Рик Рубин (музыкант и продюсер, США)
72-82. Стэн Ли (писатель, издатель, США)
83-90. Дэвид Уоррен (инженер, Австралия)
83-90. Юн Фоссе (писатель, драматург, Норвегия)
83-90. Гертруда Шнакенберг (поэтесса, США)
83-90. ГрэмЛайнхэн (писатель, драматург, Ирландия)
83-90. Джоан Роулинг (писательница, Великобритания)
83-90. Кен Расселл (режиссер, Великобритания)
83-90. Михаил Калашников (конструктор стрелкового оружия, Россия)
83-90. Эрик Джарвис (нейробиолог, США)
91-93. ЧэдУорах (основатель благотворительной организации Samaritans, Великобритания)
91-93. Хайек Николас (бизнесмен, основатель компании Swatch, Швейцария)
91-93. АластерХэнни (философ, Великобритания)
94-99. Патрисия Бат (врач, США)
94-99. Томас Джексон (инженер, разработчик аэрокосмических технологий, США)
94-99. Долли Партон (певица, США)
94-99. Моррисси (певец, Великобритания)
94-99. Майкл Ивис (организатор музыкального фестиваля Glastonbury, Великобритания)
94-99. РанульфФайнс (путешественник, Великобритания)
100. Квентин Тарантино (режиссер, США)
Вопросы к зачету
1. Понятие «техника» в философском, историческом и социологическом контекстах.
2. Применение системного подхода к анализу понятия «техника».
3. Негативные взгляды на развитие техники и их причины.
4. Техногенная цивилизация: истоки, пределы развития, альтернативы.
5. Философия техники XX столетия: новое видение технического прогресса.
6. Проблема гуманистической коррекции технической реальности.
7. Инженерная деятельность на рубеже тысячелетий: потребность в синтезе технической и гуманитарной культуры.
8. Научно-техническое творчество как феномен культуры.
9. Культурное пространство инженера — альтернатива противостоянию гуманистических ценностей и технического прогресса
10. Информационное общество и технократическая мифология.
11. Техника и экология.
12. Необходимость сближения гуманитарного и естественно – научного стилей мышления.
13. Инженерное образование: поиски гуманитарной реконструкции и новой образовательной парадигмы
14. Концепции креативности. Критерии креативности.
15. Новая урбанистика и инного<