Избирательное право и его принципы. Избирательная процедура и избирательная кампания.
Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Первоначально избирательные права получили взрослые богатые и грамотные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 г., а в Лихтенштейне - до 1986 г.
Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер.
1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.
2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования.
3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.
Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства.
Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.
Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании.
4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов.
5. Равные права избирателей. Это означает: равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле «один человек - один голос». В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами.
6. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов; частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников.
7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования), выражая тем самым свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины.
9. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.
Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов, «избирательный закон в действии». Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).
Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания. Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию, подобно полицейскому на уличном перекрестке, регулирующему движение автопотока.
Избирательная процедура включает в себя назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.п.
Наряду с выражением «избирательная кампания» часто используется и другое «предвыборная кампания».