О содержании педагогической технологии ( по А.А. Факторовичу)

О содержании педагогической технологии ( по А.А. Факторовичу)

Действительно, в зарубежной и отечественной научной литературе на сегодняшний день суще­ствует свыше трехсот дефиниций педаго­гической технологии. Можно выделить несколько подходов к определению данно­го понятия:

1)наукосообразное толкование: педаго­гическая технология как часть педагоги­ческой науки, изучающая и разрабатываю­щая цели, содержание и методы обучения (Г.К.Селевко, Н.Е.Щуркова и др.);

2)организационная концепция: педаго­гическая технология как способ органи­зации, модель учебного процесса, гаран­тирующая получение запланированного результата (И.П.Волков, В.М.Монахов, П.И.Самойленко, А.В.Сергеев)

3)инструментальный подход: педагоги­ческая технология как инструментарий образовательного процесса, как система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обуче­ния (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачев, В.М.Шепель и др.).

Здесь Пед технология – это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). Так, в качестве технологической цепочки можно представить систему деятельности педагога как алгоритм последовательных действийпри подготовке и проведении урока или различных мероприятий воспитательной работы.

Технологии рассмотрим через классификацию образовательных технологий. Согласно точки зрения Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко, образовательные технологии можно представит через следующие 3 группы:

1.технологии традиционной школы

2.технологии школы развития

3.технологии школы социализации.

Технологии традиционной школы.

В школьной практике всегда открытым оставался вопрос чему и как учить детей. Ответ на него и интерпретируется в пед науке в зависимости от доминирующих в данный период развития общества тех или иных пед теорий (ныне – образовательных технологий). Каждая по-своему развивает ребенка.

Ассоциативная технология обучения (объяснительно-иллюстративная)

Представители:Д.Гартли, Я Коменский.

Предпосылки возникновения: мысль об ассоциации как возможном механизме образования явлений психики впервые была высказана Дж.Локком. Ассоциация (соединение) – связь между элементами психики, благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает появление другого, с ним связанного. В дальнейшем, изучая роль памяти в обучении, к этому понятию обратился Дэвид Гартли. Он отмечал, что внешние объекты, воздействуя на органы чувств, вызывают в сенсорных нервах вибрации, благодаря которым в мозговых структурах возникают как параллельные им ощущения и идеи, имеющие «духовную природу», т.е. накопление ощущений ведет к возникновению идей и сохранению этих идей в памяти. А мышление – это ни что иное как репродуктивная функция памяти, т.е. накопленные в памяти знания, идеи воспроизводятся, а значит, человек мыслит. Главное – запомнить и воспроизвести.

Это было положено в основу теории обучения. Первым, кто дал начало развитию данной теории был Я.Коменский.

Объективная причина возникновения теории: Европа вступала в новую полосу развития: проблема обучения широкого круга трудящихся навыкам чтения, счета, письма встала остро. Начальная школа для детей трудящихся была предназначена для решения этой проблемы.

Суть: обучение представляет собой накопление ребенком новых идей, знаний, представлений, связывание их между собой и с имеющимися старыми знаниями.

Чему учить:знаниям. Как учить? Учитель показывает, рассказывает, сообщает, задает, объясняет, проверяет, оценивает. Ребенок повторяет, заучивает, упражняется.

+: ребенок приобретает систему знаний, мышление ассоциативное, но база знаний есть.

-: исходит из принципа пассивности ученика. Это традиционная система обучения.

Авторы учебников того времени действовали по определенной схеме: материал строго отбирался и упрощался. В учебниках оставалось только то, что надо было заучить. Это еще специально выделялось и подчеркивалось. Ребенку все, что он должен был знать, давалось в готовом виде. Его роль сводилась к восприятию, осознанию, осмыслению, усвоению, воспроизведению готовой информации. Активность ребенка – мнимая.

Уровневое обучение.

Цель: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Учитель определяет 3 уровня усвоения учебного материала:

1.минимальный (базовый – нижняя граница образования)

2.программный

3.усложненный.

Для каждого ученика в классе будет определен свой уровень усвоения учебного материала, который для него будет достаточным.

Модульное обучение

Суть индивидуализации обучения: Индивидуализация обучения означает, что оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих способностей. В данном случае, прежде выясняют индивидуальные особенности мыслительной деятельности, а также некоторые особенности личности: отношения (к учению вообще, к своим достижениям и неудачам, к ошибкам, в процессу овладения знанием, к данному предмету), интересы, характерные проявления эмоционально-волевой сферы в учении. Индивидуальный подход в обучении не означает ликвидацию пробелов, а работу по развитию мышления учащихся, по формированию правильного отношения к учению, познавательных интересов.

Модульная технология(П.И.Третьяков, Е.В.Сковина, Е.А.Ямбург). В её основе – построение учебного материала по модулям. Технология включает в себя 2 момента:

1.организационный: о модулю могут быть построены уроки, т.е. обучение организовано в режиме 30 мин. Уроков-блоков: в старшей школе 2 урока по 45 мин перестраиваются в 3 урока по 30 мин. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на дневной интервал между 10-12 часами. В это время наиболее эффективно восприятие учебного материала при наименьших психофизических затратах организма. Поэтому в расписании уроков наиболее сложный урок должен приходиться на это время. т.е. изационный: в себя 2 момента:

улей учебной рабочей программы.ности, целостности построения единиц учебного материала, об

2.содержательный. Это разработка дидактических модулей.

Но прежде чем разработать этот модуль для конкретного ученика на урок, учитель проделывает следующую работу:

1.Сам учитель, затем на методическом объединении выделяются стержневые линии всего учебного предмета, курса.

2Анализ, отбор содержания материала для каждого класса ( диагностика учащихся в зависимости от изучения их психофизиологических особенностей, выявление на этой основе уровня обучаемости: средний, низкий, высокий). Это необходимо для составления модулей на каждый урок для отдельного учащегося)

3. исходя из этого, на каждый класс составляется технологическая карта:

Стержневые линии Ведущие знания Второсте- пенные знания Сопутст- вующее посторения Трудно- усваиваемые темы Внутри- Предметные связи Меж- Пред метные связи Пути Преодо Ления затруднений
               

4.создание модульной программы как совокупности модулей. Программа составляется по крупному разделу или теме курса. Программа может быть представлена как технологическая карта модуля темы. Её разработка включает в себя:

-тема как модуль

-совокупность тем – модулей – это есть модульная программа

- на каждый урок разрабатывается модуль для каждого ученика. Сам модуль, по которому будет работать отдельный ученик включает в себя:

-законченный блок информации;

-целевую программу действий ученика (по последовательности учебных элементов);

-рекомендации, советы учителя по её успешной реализации.

В рамках этого одного модуля - определение и составление учебных элементов модуля:

№УЭ Учебный материал с указанием заданий Советы учителя
     

Проектное обучение.

Цель: создать условия, при которых учащиеся:

1.самостоятельно приобретают знания из разных источников

2.учатся пользоваться этими знаниями при решении познавательных задач

3.пробретают коммуникативные умения, работая в группах

4.развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, эксперимент и т.д.).

5.развивают системное мышление.

Типология проектов. По критериям:

1.по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, поисковый, творческий (где важно необычное оформление результатов), прикладной (практико-ориентированный) и др.

2.по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.

3.по характеру контактов: (среди участников одной школы, класса, города, региона и т.д.) – внутренние, региональные, международные.

4.по количеству участников проекта – личностные ( между 2 партнерами, находящимися в разных школах, регионах ); парные (между парами участников), групповые (между группами участников).

5. по продолжительности выполнения: краткосрочные, средней продолжительности (ряд уроков), долгосрочный.

Структурирование проекта:

1.выбор темы, типа проекта, количества участников.

2.учитель продумывает варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Проблемы могут выдвигаться самими учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, мозговая атака, видеоряд и т.д.).

3.распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации.

4.самостоятельная работа по группам.

5.промежуточные обсуждения полученных данных в группах ( на уроках).

6.Защита, оппонирование.

7.коллективное обсуждение, объявление результатов внешней оценки, формулирование выводов.

Параметры оценки проекта:

1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

2. корректность используемых методов исследования и обработки информации, получаемых результатов.

3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. коллективный характер принимаемых решений.

5. характер общения и взаимопомощи.

6. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

8. эстетика оформления результатов выполненного проекта.

9. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Технология школы развития.

Пример

Развивающее обучение пример
тема Революция 1905 г.
Анализ условий Что вообще способствует происхождению таких событий (вспомните другие революции)
Обнаружение исходного, существенного всеобщих отношений Предпосылки, причины, действия, результаты, последствия
Воспроизводство выявленных отношений в предметных, графических, буквенных моделях, позволяющих изучить свойства в чистом виде Составляется логическая цепочка
Конкретизация всеобщих отношений в систему частных знаний К данной цепочке подставляются факты революции именно 1905г.
Осмыслив (т.е. выполнив действия в умственном плане), выполнить задание во внешнем плане Рассказать о революции 1905 г.

Т.о., учащиеся получают знания не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения. Учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к знанию. РО способствует развитию активности умственной деятельности.

О содержании педагогической технологии ( по А.А. Факторовичу)

Действительно, в зарубежной и отечественной научной литературе на сегодняшний день суще­ствует свыше трехсот дефиниций педаго­гической технологии. Можно выделить несколько подходов к определению данно­го понятия:

1)наукосообразное толкование: педаго­гическая технология как часть педагоги­ческой науки, изучающая и разрабатываю­щая цели, содержание и методы обучения (Г.К.Селевко, Н.Е.Щуркова и др.);

2)организационная концепция: педаго­гическая технология как способ органи­зации, модель учебного процесса, гаран­тирующая получение запланированного результата (И.П.Волков, В.М.Монахов, П.И.Самойленко, А.В.Сергеев)

3)инструментальный подход: педагоги­ческая технология как инструментарий образовательного процесса, как система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обуче­ния (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачев, В.М.Шепель и др.).

Здесь Пед технология – это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). Так, в качестве технологической цепочки можно представить систему деятельности педагога как алгоритм последовательных действийпри подготовке и проведении урока или различных мероприятий воспитательной работы.

Технологии рассмотрим через классификацию образовательных технологий. Согласно точки зрения Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко, образовательные технологии можно представит через следующие 3 группы:

1.технологии традиционной школы

2.технологии школы развития

3.технологии школы социализации.

Наши рекомендации