О содержании педагогической технологии ( по А.А. Факторовичу)
О содержании педагогической технологии ( по А.А. Факторовичу)
Действительно, в зарубежной и отечественной научной литературе на сегодняшний день существует свыше трехсот дефиниций педагогической технологии. Можно выделить несколько подходов к определению данного понятия:
1)наукосообразное толкование: педагогическая технология как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения (Г.К.Селевко, Н.Е.Щуркова и др.);
2)организационная концепция: педагогическая технология как способ организации, модель учебного процесса, гарантирующая получение запланированного результата (И.П.Волков, В.М.Монахов, П.И.Самойленко, А.В.Сергеев)
3)инструментальный подход: педагогическая технология как инструментарий образовательного процесса, как система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачев, В.М.Шепель и др.).
Здесь Пед технология – это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). Так, в качестве технологической цепочки можно представить систему деятельности педагога как алгоритм последовательных действийпри подготовке и проведении урока или различных мероприятий воспитательной работы.
Технологии рассмотрим через классификацию образовательных технологий. Согласно точки зрения Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко, образовательные технологии можно представит через следующие 3 группы:
1.технологии традиционной школы
2.технологии школы развития
3.технологии школы социализации.
Технологии традиционной школы.
В школьной практике всегда открытым оставался вопрос чему и как учить детей. Ответ на него и интерпретируется в пед науке в зависимости от доминирующих в данный период развития общества тех или иных пед теорий (ныне – образовательных технологий). Каждая по-своему развивает ребенка.
Ассоциативная технология обучения (объяснительно-иллюстративная)
Представители:Д.Гартли, Я Коменский.
Предпосылки возникновения: мысль об ассоциации как возможном механизме образования явлений психики впервые была высказана Дж.Локком. Ассоциация (соединение) – связь между элементами психики, благодаря которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает появление другого, с ним связанного. В дальнейшем, изучая роль памяти в обучении, к этому понятию обратился Дэвид Гартли. Он отмечал, что внешние объекты, воздействуя на органы чувств, вызывают в сенсорных нервах вибрации, благодаря которым в мозговых структурах возникают как параллельные им ощущения и идеи, имеющие «духовную природу», т.е. накопление ощущений ведет к возникновению идей и сохранению этих идей в памяти. А мышление – это ни что иное как репродуктивная функция памяти, т.е. накопленные в памяти знания, идеи воспроизводятся, а значит, человек мыслит. Главное – запомнить и воспроизвести.
Это было положено в основу теории обучения. Первым, кто дал начало развитию данной теории был Я.Коменский.
Объективная причина возникновения теории: Европа вступала в новую полосу развития: проблема обучения широкого круга трудящихся навыкам чтения, счета, письма встала остро. Начальная школа для детей трудящихся была предназначена для решения этой проблемы.
Суть: обучение представляет собой накопление ребенком новых идей, знаний, представлений, связывание их между собой и с имеющимися старыми знаниями.
Чему учить:знаниям. Как учить? Учитель показывает, рассказывает, сообщает, задает, объясняет, проверяет, оценивает. Ребенок повторяет, заучивает, упражняется.
+: ребенок приобретает систему знаний, мышление ассоциативное, но база знаний есть.
-: исходит из принципа пассивности ученика. Это традиционная система обучения.
Авторы учебников того времени действовали по определенной схеме: материал строго отбирался и упрощался. В учебниках оставалось только то, что надо было заучить. Это еще специально выделялось и подчеркивалось. Ребенку все, что он должен был знать, давалось в готовом виде. Его роль сводилась к восприятию, осознанию, осмыслению, усвоению, воспроизведению готовой информации. Активность ребенка – мнимая.
Уровневое обучение.
Цель: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Учитель определяет 3 уровня усвоения учебного материала:
1.минимальный (базовый – нижняя граница образования)
2.программный
3.усложненный.
Для каждого ученика в классе будет определен свой уровень усвоения учебного материала, который для него будет достаточным.
Модульное обучение
Суть индивидуализации обучения: Индивидуализация обучения означает, что оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих способностей. В данном случае, прежде выясняют индивидуальные особенности мыслительной деятельности, а также некоторые особенности личности: отношения (к учению вообще, к своим достижениям и неудачам, к ошибкам, в процессу овладения знанием, к данному предмету), интересы, характерные проявления эмоционально-волевой сферы в учении. Индивидуальный подход в обучении не означает ликвидацию пробелов, а работу по развитию мышления учащихся, по формированию правильного отношения к учению, познавательных интересов.
Модульная технология(П.И.Третьяков, Е.В.Сковина, Е.А.Ямбург). В её основе – построение учебного материала по модулям. Технология включает в себя 2 момента:
1.организационный: о модулю могут быть построены уроки, т.е. обучение организовано в режиме 30 мин. Уроков-блоков: в старшей школе 2 урока по 45 мин перестраиваются в 3 урока по 30 мин. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на дневной интервал между 10-12 часами. В это время наиболее эффективно восприятие учебного материала при наименьших психофизических затратах организма. Поэтому в расписании уроков наиболее сложный урок должен приходиться на это время. т.е. изационный: в себя 2 момента:
улей учебной рабочей программы.ности, целостности построения единиц учебного материала, об
2.содержательный. Это разработка дидактических модулей.
Но прежде чем разработать этот модуль для конкретного ученика на урок, учитель проделывает следующую работу:
1.Сам учитель, затем на методическом объединении выделяются стержневые линии всего учебного предмета, курса.
2Анализ, отбор содержания материала для каждого класса ( диагностика учащихся в зависимости от изучения их психофизиологических особенностей, выявление на этой основе уровня обучаемости: средний, низкий, высокий). Это необходимо для составления модулей на каждый урок для отдельного учащегося)
3. исходя из этого, на каждый класс составляется технологическая карта:
Стержневые линии | Ведущие знания | Второсте- пенные знания | Сопутст- вующее посторения | Трудно- усваиваемые темы | Внутри- Предметные связи | Меж- Пред метные связи | Пути Преодо Ления затруднений |
4.создание модульной программы как совокупности модулей. Программа составляется по крупному разделу или теме курса. Программа может быть представлена как технологическая карта модуля темы. Её разработка включает в себя:
-тема как модуль
-совокупность тем – модулей – это есть модульная программа
- на каждый урок разрабатывается модуль для каждого ученика. Сам модуль, по которому будет работать отдельный ученик включает в себя:
-законченный блок информации;
-целевую программу действий ученика (по последовательности учебных элементов);
-рекомендации, советы учителя по её успешной реализации.
В рамках этого одного модуля - определение и составление учебных элементов модуля:
№УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Советы учителя |
Проектное обучение.
Цель: создать условия, при которых учащиеся:
1.самостоятельно приобретают знания из разных источников
2.учатся пользоваться этими знаниями при решении познавательных задач
3.пробретают коммуникативные умения, работая в группах
4.развивают у себя исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, эксперимент и т.д.).
5.развивают системное мышление.
Типология проектов. По критериям:
1.по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, поисковый, творческий (где важно необычное оформление результатов), прикладной (практико-ориентированный) и др.
2.по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.
3.по характеру контактов: (среди участников одной школы, класса, города, региона и т.д.) – внутренние, региональные, международные.
4.по количеству участников проекта – личностные ( между 2 партнерами, находящимися в разных школах, регионах ); парные (между парами участников), групповые (между группами участников).
5. по продолжительности выполнения: краткосрочные, средней продолжительности (ряд уроков), долгосрочный.
Структурирование проекта:
1.выбор темы, типа проекта, количества участников.
2.учитель продумывает варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Проблемы могут выдвигаться самими учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, мозговая атака, видеоряд и т.д.).
3.распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации.
4.самостоятельная работа по группам.
5.промежуточные обсуждения полученных данных в группах ( на уроках).
6.Защита, оппонирование.
7.коллективное обсуждение, объявление результатов внешней оценки, формулирование выводов.
Параметры оценки проекта:
1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
2. корректность используемых методов исследования и обработки информации, получаемых результатов.
3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
4. коллективный характер принимаемых решений.
5. характер общения и взаимопомощи.
6. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
7. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
8. эстетика оформления результатов выполненного проекта.
9. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Технология школы развития.
Пример
Развивающее обучение | пример |
тема | Революция 1905 г. |
Анализ условий | Что вообще способствует происхождению таких событий (вспомните другие революции) |
Обнаружение исходного, существенного всеобщих отношений | Предпосылки, причины, действия, результаты, последствия |
Воспроизводство выявленных отношений в предметных, графических, буквенных моделях, позволяющих изучить свойства в чистом виде | Составляется логическая цепочка |
Конкретизация всеобщих отношений в систему частных знаний | К данной цепочке подставляются факты революции именно 1905г. |
Осмыслив (т.е. выполнив действия в умственном плане), выполнить задание во внешнем плане | Рассказать о революции 1905 г. |
Т.о., учащиеся получают знания не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения. Учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к знанию. РО способствует развитию активности умственной деятельности.
О содержании педагогической технологии ( по А.А. Факторовичу)
Действительно, в зарубежной и отечественной научной литературе на сегодняшний день существует свыше трехсот дефиниций педагогической технологии. Можно выделить несколько подходов к определению данного понятия:
1)наукосообразное толкование: педагогическая технология как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения (Г.К.Селевко, Н.Е.Щуркова и др.);
2)организационная концепция: педагогическая технология как способ организации, модель учебного процесса, гарантирующая получение запланированного результата (И.П.Волков, В.М.Монахов, П.И.Самойленко, А.В.Сергеев)
3)инструментальный подход: педагогическая технология как инструментарий образовательного процесса, как система указаний, которые должны обеспечить эффективность и результативность обучения (В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачев, В.М.Шепель и др.).
Здесь Пед технология – это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка). Так, в качестве технологической цепочки можно представить систему деятельности педагога как алгоритм последовательных действийпри подготовке и проведении урока или различных мероприятий воспитательной работы.
Технологии рассмотрим через классификацию образовательных технологий. Согласно точки зрения Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко, образовательные технологии можно представит через следующие 3 группы:
1.технологии традиционной школы
2.технологии школы развития
3.технологии школы социализации.