Развитие инновационного потенциала России

Сегодня Россия занимает только 66 место рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. По данным Союза машиностроителей, не более 50 из 7,5 тыс. крупных и средних предприятий отечественного машиностроительного комплекса являются конкурентоспособными на международной арене.

Причины плачевного положения автор видит, в первую очередь, в катастрофической инновационной пассивности отечественных предприятий. Доля принципиально новой продукции в совокупном объеме промышленного производства в России составляет только 0,4 %. В Финляндии этот показатель равен 16 %, в Германии – 12 %. Лишь 5-7 % российских предприятий занимаются инновациями, в то время как доля таких предприятий в США и Японии составляет 75-80%. По объему экспорта высокотехнологичной продукции мы уступаем Южной Корее в 14 раз, а США – в 42 раза. В 2010 году 22 госкорпорации и крупные государственные компании получили только около 1 тыс. патентов. Это в три раза меньше, чем Microsoft, и в пять раз меньше, чем IBM.

Компании добиваются устойчивых конкурентных преимуществ именно через инновации, а инновационная активность компаний напрямую зависит от национальных условий ведения бизнеса.

18Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности.

Научная деят-ть традиционно считается сферой активной госуд-ной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В соврем. условиях гос-во во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран рассматривается как единая цепь научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование. Гос-во призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира. как правило, являются -увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке укрепление безопасности и обороноспособности страны улучшение экологически обстановки сохранение и развитие сложившихся научных школ. Гос-во одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке я инновационной сфере, а также механизм ее реализации.Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность. Госуд-ное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения .

Инструментами государст. регулирования должны стать социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др. государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов государственные заказы и современные контрактные системы индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности механизм интеграции регуляторов и структур. Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется. исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальное новизне и взаимосвязанности программных мероприятие проектов, необходимых для широкомасштабной распространения прогрессивках научно-технических достижений. К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся следующие 1 аккумулирование средств на научные исследования и инновации 2 координация инновационной деятельности 3 стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции 4 создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности 5 кадровое обеспечение инновационной деятельности 6 формирование научно-инновационной инфраструктуры 7 институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора 8 обеспечение социальной и экологической направленности инноваций 9 повышение общественного статуса инновационной деятельности 10 региональное регулирование инновационных процессов 11 регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в первую очередь осуществляет программы развития приоритетных направлений науки и техники. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии новых материалов технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологи, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем. в Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений программ и крупных областей науки.

Финансирование инноваций

По видам собственности источники финансирования делятся на:

· государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

· инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

· собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

· привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

· заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

· собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

· привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

· заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

Высоки шансы получения финансирования и у инноваций — имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.

В мировой практике под проектным финансированием обычно подразумевают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.

Если венчурный (рисковый) капитал может быть использован для организации финансирования научной деятельности на любом ее этапе, то организатор проектного финансирования не может идти на такой риск.

Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта. Как правило, первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним процентов. Инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой созданной фирмы. Если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Зачастую венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия.

Как правило, инвестору бывает весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов. Поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта наиболее широко применяется портфельный подход.

Портфель инноваций должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инновации с высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.

Тщат. и многосторонний анализ и отбор инновац. проектов позволяют оптимизировать состав портфеля. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляются на основе совокупности методов и способов, позволяющих прогнозировать затраты для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом разл. технических решений и финансово-эконом. факторов.

20 бизнес-инкубаторы как организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.Субсидии, предоставленные на реализацию мероприятий по созданию и развитию бизнес-инкубаторов, направляются на следующие цели:строительство здания (части здания) бизнес-инкубатора;реконструкция, расширение и техническое перевооружение здания (части здания) бизнес-инкубатора;

капитальный ремонт здания (части здания) бизнес-инкубатора;организационное техническое обеспечение доступа к системам тепло-, газо-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, подземным инженерным коммуникациям;обеспечение связи;приобретение офисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования.

Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этап функционирования новых малых предприятий, представляют помещения и оборудование на основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг, новейшим инновационным технологиям и методикам и комплексу программ деловой поддержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управления малыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированных программ обучения персонала современным методам управления, в создании пространства информационного обмена, где субъекты малого и среднего предпринимательства могли бы делиться опытом и совместно решать накопившиеся проблемы и др. Как правило, нахождение субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2–3 года жизни малого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшей самостоятельной деятельности. При этом зачастую спустя несколько лет такой субъект может продолжать участвовать в работе тех же самых инкубаторов, но уже в роли консультанта, специалиста, на собственном опыте знающего, каким образом нужно развивать бизнес и что полезного можно почерпнуть в «инкубаторе».

В настоящее время в различных регионах страны действует более 60 бизнес-инкубаторов*(56).Как уже было отмечено выше в целях обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению имущественной поддержки предоставление нежилых помещений в Бизнес-инкубаторе в аренду, как правило, осуществляется на конкурсной основе.

В России бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 90х годов. Сначала было создано 13 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта, идеологом которых была Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов – на гранты США и Канады. По данным Российского центра малого предпринимательства сейчас в России создано более 60 технопарков и 100 бизнес-инкубаторов.

Деятельность бизнес-инкубаторов в России не регулируется отдельным законом, поэтому каждый из бизнес-инкубаторов уникален. Действующие бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимат

Наши рекомендации