Философия техники, её предмет и круг проблем
Хотя техника является столь же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе была в поле зрения ряда мыслителей Древней Греции, Эпохи Возрождения и Нового Времени, однако предметом специального философского анализа она стала лишь в последней трети ХIХ века.
Сам термин «философия техники» впервые ввёл в научный оборот немецкий исследователь Э.Капп в книге «Основные направления философии техники» (1877г.). В России «пионером» философии техники был П.К.Энгельмейер, написавший работы «Общие вопросы техники» (1899г.) и «Философия техники» (1912-1913гг.).
Как самостоятельная философская дисциплина философия техники складывается в середине ХХ столетия. Она получила заметное распространение в 60-80–е гг. в странах Европы и Северной Америки, а также в Японии.
Философские проблемы техники рассматривали такие известные западные мыслители, как Ф.Дессауэр, Л.Мамфорд, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, А.Тоффлер, Ж.Эллюль, К.Ясперс и др.
В СССР эти проблемы широко исследовались в 60-70-е гг. Здесь можно прежде всего назвать таких авторов, как В.И.Белозерцев, Г.Н.Волков, В.Я.Ельмеев, А.А.Зворыкин, Ю.С.Мелещенко, И.А.Негодаев, С.В.Шухардин, Г.И.Шеменев и др.
В России в последнее годы философские проблемы техники освещены в интересных работах В.Г.Горохова, В.М.Розина, В.С.Стёпина и Е.А.Шаповалова. Весьма положительно, что в настоящее время в некоторых учебниках и учебных пособиях по философии специально выделяется глава «Философия техники».
Анализ специальной, а также энциклопедической, справочной и учебной литературы, позволяет сделать вывод о том, что пока существуют самые различные трактовки философии техники и её проблем, до сих пор нет однозначного общепринятого определения её предмета и круга проблем.
В одном из словарей читаем: «Философия техники - направление философских исследований, в центре которого - всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации, тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли» [92, с.84].
Очевидно, что это самое общее определение философии техники. В нём верно подчеркивается философско-методологический и социокультурный статус данного исследования, анализирующего технику как целостный социокультурный, динамический и противоречивый феномен.
В другом словаре пишется следующее: «Философия техники – область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами»[40, с.414]. Здесь акцентируется наше внимание на то, что данная философская дисциплина исследует технику как искусственный мир, мир артефактов.
В некоторых работах специально подчеркивается не только философско-методологический, но и мировоззренческий, аксиологический характер философии техники.
Очевидно, что технику изучает не только философия, но и ряд естественных, технических и социально-гуманитарных наук. А в этой связи следует показать как раз своеобразие философского анализа техники.
Естественные науки исследуют природные, физико-химические и биологические основания техники, взаимоотношения её с природой. Технические науки изучают инструментально-технологические аспекты техники, онтологическую природу техники, техническую и инженерную деятельность, технические действия и знания. Социально-гуманитарные науки исследуют исторические, социокультурные и антропологические аспекты техники.
Некоторые авторы резонно полагают, что философия техники: во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только её имманентное развитие, но и место её в общественном развитии в целом, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу [98, с.291].
Важно заметить, что в отдельных специальных работах и программах предмет философии техники понимается гораздо шире, он охватывает не только технику, но и технологию, техническое знание и инженерную деятельность [24,с.376].
В «Программе кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей» (М., 1997 г.) выделяются следующие аспекты и разделы философии техники: онтология и гносеология техники, социология и культурология техники, антропология техники, философские проблемы технического знания и инженерной деятельности, техника в системе культуры. Иными словами, в ней содержание философии техники как области современной философии представлено в относительно полном виде, определены основные её аспекты, разделы и проблемы.
В новой Программе кандидатских экзаменов «История и философия науки» в разделе «Техника и технология» (М., 2004 г.) философия техники также трактуется в широком плане и охватывает исследования техники, технологии, технического знания и инженерной деятельности.
Таким образом, современная философия техники является весьма широкой, комплексной и системной областью исследования.
Хочется специально подчеркнуть, что философский анализ техники, технологии, технического знания и инженерной деятельности должен носить рефлексивный, методологический, мировоззренческий, социокультурный, целостный, ценностно-смысловой и критический характер, призван осмыслить самые общие, основополагающие, ключевые и принципиальные проблемы интересующей нас темы, что не способны сделать конкретные естественные, технические и социально-гуманитарные науки.
Представляется, что если понимать философию техники в широком и системном плане, то в ней можно выделить четыре главных раздела: онтологию техники, гносеологию техники, социокультурные и антропологические проблемы техники.
Итак, вкратце определим содержание данных разделов философии техники, а одновременно и программу этого направления исследования.