Философия, круг ее проблем

М.И. Мартынов

ФИЛОСОФИЯ:

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Рекомендовано Научно-методическим центром

учебной книги и средств обучения

Министерства образования Республики Беларусь

в качестве учебно-методического пособия

для студентов высших учебных заведений

МИНСК

ТетраСистемс

Авторы:

доцент кафедры социально – гуманитарных дисциплин

Филиала МГСУ в г. Минске М.И. Мартынов;

Мартынов М.И.

М29 ФИЛОСОФИЯ: задания и упражнения: Учб.-метод. пособие для студентов вузов /М.И. Мартынов, Изд-е 2-е, стереотип. -Мн.: «ТетраСистемс», 2001.-304 с.

ISBN 985-6577-67-5.

В пособие включены основные теоретические положения, упражнения и практические задания по курсу "Философия", а также некоторый дополнительный материал, облегчающий пользование пособия Назначение пособия - включить изучающих философию в проблемную ситуацию, развить творческое мышление и активную жизненную позицию. Оно может быть использовано на семинарских занятиях, лекциях, на экзаменах, окажет помощь в самостоятельной работе.

Предназначено для студентов, преподавателей, аспирантов.

УДК 1(075.8)

ББК87я73

© Мартынов М.И


ISBN 985-6577-67-5 ©НТООО «ТетраСистемс», 2000

ОТ АВТОРА

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит основные теоретические положения и практические задания по курсу "Философия". В пособии заданиям и упражнениям предпосылается краткое изложение теоретического материала по темам курса. Такая структура, на мой взгляд, дает возможность студенчеству применить теоретический материал при решении тех или иных заданий и упражнений. При этом задания формулируются таким образом, чтобы разрушить стереотипы восприятия философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые достаточно только запомнить и механически воспроизвести. Оно призвано содействовать тому, чтобы знания философии превращались в убеждения и выполняли функцию мировоззренческой и методологической ориентации молодого специалиста.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры личности философия всегда играла ведущую роль, обусловленную ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над проблемами жизненных ориентаций как отдельного человека, так и человечества. Работа над пособием предполагает постоянное обращение к текстам произведений классиков философии.

Учитывая характер пособия, остановимся в самых общих чертах на классификации заданий в зависимости от их категориального базиса.

Любая объясняющая процедура протекает в категориях "сущность - явление". Поскольку движение от явления к сущности реализуется в других категориях, она и соответствующие ей задания делятся на ряд видов: каузальные, функциональные и иные.

Определенное место уделено упражнениям, требующим экспликации, т.е. развертывания понятий. Дело в том, что выработка этого качества у студентов составляет важную часть их философского образования: решение любого вопроса в значительной степени сводится к экспликационной процедуре, когда перед нами встает нечто неизвестное, неопределенное, которое нужно найти. Экспликационные задания и соотносимый с ними порядок можно объединить в три больших класса: информационные, аксиологические и операционные.

Функциональные связаны с уточнением смысла понятия, вопроса, описания и т.д.

В аксиологических заданиях – познавательные принципы, заключенные в тех или иных понятиях, положениях или концепциях.

В последнем классе заданий надлежит конкретизировать поле операций, связанное с определенным гносеологическим образом. При этом различаются операции, с помощью которых создается образ (понятие) и теми, что связаны с информацией, заключенной в этом образе. Требование уточнения качественного понимания вещи может быть связано как с операциями ее выделения, скажем, отождествления, различения, абстрагирования и т.д., так и с теми операциями, схемами дифференциации реальности, которые неотделимы от качественного понимания вещи.

Функции экспликации часто соединены с другими познавательными моментами. Поэтому широко представлены гибридные задания.

С ростом опосредованности и абстрактности научного познания все большую роль играют интерпретационные задания. Самое распространённое среди них – требование проиллюстрировать то или иное философское положение. Менее – табличные и матричные, хотя последние – прекрасный способ выявления всех интересующих нас возможностей. Поэтому в процессе усвоения смысла подобных заданий и их решения студенты, помимо всего прочего, знакомятся с полезной формой представления проблемной ситуации.

В пособии имеется и ряд других видов заданий и упражнений. По своей сложности и трудности они весьма не одинаковы. По нашему мнению, такой подход методически оправдан.

Задания рассчитаны как на индивидуальное, так и коллективное их решение; они могут быть использованы в процессе учебных занятий в ходе кружковой и самостоятельной работы.

В отличие от ранее изданных подобных пособий, главы разделены на параграфы, что облегчает ориентировку читателя, обеспечивает возможность более дифференцированной и конкретной выборки соответствующих упражнений.

Некоторые же разделы программы по философии для вузов не включены в пособие по той причине, что они достаточно полно, на мой взгляд, изложены в учебниках, вышедших с 1993 по 1998 годы как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации и Украине.

При подготовке пособия к изданию частично использованы задания и упражнения, предоставленные Рудковским Э.И. (гл. 1), Бордовичем В.М. (гл. 2), Подгод В.М. (гл. 3), Бочковым А.А., Мурашкиным А.И. (гл.4), Демидовым А.Б. (гл.5) и материалы учебного пособия "Фiласофiя. Кароткi курс лекцый" (Мн.: "Унiтверсiтэцкае", 1993).

ГЛАВА I

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

философия, круг ее проблем - student2.ru философия, круг ее проблем - student2.ru §1. Мировоззрение и философия

Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о совести, о добре и зле. Эти и другие "вечные" вопросы, заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти "вечные" вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире.

Истоками философии и религии в древнем мире были мифы. В мифологии в целостном единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхъестественное. Подобная целостность, нерасчлененность сознания была исторически необходимым способом освоения древними людьми действительности. Однако по мере развития знания, угасания первобытных форм общественной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались "вечные" вопросы – о происхождении мира и человека, о жизни и смерти и т.д. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.

Религия– это такая форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

В отличие от религии, философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям – интеллект, вере – логика. Философское знание обосновывает соответствующее мировоззрение. Философия выступает, таким образом, его теоретической основой.

Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу – рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Сократ (470–399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

Предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий и законов.

В чем же состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности (отражении). Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, предельным основанием духовной культуры.

В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

Хотя философия и наука - разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь - как актуальная, так и генетическая. Философию нельзя отождествлять с наукой, но можно говорить о научности философии. Это справедливо, хотя в отношении не всех философских систем, а лишь тех, которые принято называть, материалистическими.

Как специализированное теоретическое основание мировоззрения, философия обладает рядом несомненных признаков научного знания: 1) системностью, 2) фиксированием в логических категориях и законах, 3) доказательностью, 4) объективной истинностью.

Философия всегда обращается к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи философии и науки В.И.Вернадский заметил: "Точное и глубокое логическое изучение понятий есть основа и самая суть философского мышления. Это та сила – анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку".

Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, таким образом, результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения человеком действительности (обыденного, религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщенно схематизированное отражение действительности.

Основной вопрос философии

Знание о знании, познание "посредством понятий" (Гегель) дает возможность сформулировать общие принципы видения мира в его отношении, взаимодействии с человеком, и тем самым выявить универсальные законы многообразных взаимоотношений "человек – окружающий мир", теоретические методы их познания, способы и формы построения, проверки и доказательства достоверности результатов познавательной деятельности.

В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Но само это отношение всегда конкретно-исторично, наполнено живым человеческим смыслом, воспринимается через призму накопленного опыта, знаний, общественно-исторических и личных интересов. Только человек способен к различению и осознанию отличия субъективного мира от объективного.

Итак, философский анализ направлен во вне человека – на все мироздание, и внутрь – на самого человека. Философия исследует мир внешний по отношению к человеку, и мир внутренний, духовную жизнь человека, его сознание, в их взаимосвязи друг с другом. Основной вопрос философии имеет две стороны – что является первичным, материя или сознание, и познаваем ли мир.

В зависимости от решения основного вопроса философии философы разделились на два направления – материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично.

Идеалисты же считают, что первично сознание, – либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).

В отношении познаваемости мира сознанием человека также существуют различные точки зрения – от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеалистами.

Проблемы философии

На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

1. Проблема объекта и предмета философии.

Наши рекомендации