Предмет и круг проблем философии техники

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Предмет и круг проблем философии техники 4

2. Сущность, виды и функции техники 8

3. Техническая и инженерная деятельность, их специфика и функции 13

4. Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма 29

5. Гуманизация науки, техники и инженерии. Этика ученого и инженера 35

Заключение 44

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 45

Литература 46

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель данного коллоквиума – приобщить студентов к размышлениям над сложными философскими, мировоззренческими, методологическими и антропологическими проблемами техники и инженерной деятельности.

Преподаватели нашей кафедры исходят из концепции гуманитаризации и гуманизации высшей технической школы и инженерного образования как веление времени, из того, что ныне гуманитарная подготовка специалиста приобретает большой профессиональный смысл. Гуманитарная, в том числе и философская культура специалистов является сегодня важнейшим показателем (критерием) их профессионализма и компетентности.

В этой связи следует понять, что профессиональная культура инженера, характеризующая способ и меру овладения им инженерным делом, представляет собой своеобразный «сплав», синтез естественнонаучного, технического и социальногуманитарного знания.

Словом, самостоятельное изучение студентами философских проблем техники и инженерной деятельности повышает уровень их культуры и самосознания, приобретает не только теоретико-методологическую и мировоззренческую, но и профессиональную значимость.

Для понимания и обсуждения темы коллоквиума можно выделить следующие основные вопросы:

1. Предмет и круг проблем философии техники.

2. Сущность, виды и функции техники.

3. Техническая и инженерная деятельности, их специфика и функции.

4. Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма.

5. Гуманизауия науки, техники и инженерии. Этика ученого и инженера.

Философские проблемы техники и инженерной деятельности:

ПЛАН КОЛЛОКВИУМА

1. Предмет и круг проблем философии техники.

2. Сущность, виды и функции техники.

3. Техническая и инженерная деятельности, их специфика и функции.

4. Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма.

5. Гуманизауия науки, техники и инженерии. Этика ученого и инженера.

Предмет и круг проблем философии техники

Техника как общественный феномен стала в должной мере изучаться лишь последние 100 лет. Сам термин "философия техники" ввел в научный оборот Э.Капп в книге "Основания философии техники" (1877 г.)

Историки считают, что философия техники как относительного самостоятельная область исследования зародилась в Германии и России в конце ХIХ-начале XХ вв.

Уже в 1903 г. русский инженер и философ техники П.К.Энгельмейер сделал попытку создать библиографию философии техники. В ней он выделяет работы "философствующих инженеров" (Э.Гартик, Фр.Рело и А.Ридлер) и публикации философов (Э.Капп, А. Эстинас, Ф.Бон). Были, конечно и другие исследователи, но эти, по мнению самого Энгельмейера, главные.

В 60-80-х годах нашего столетия философия техники получила широкое распространение в странах Западной Европы, Северной Америки, а также в Японии.

В ХХ веке философскими проблемами техники активно занимались Ф.Дессуэр, Л.Мэмфорд, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, Ж.Эллюль, К.Ясперс и многие другие западные философы. Из отечественных можно назвать В.И.Белозерцева, Г.Н.Волкова, В.Г.Горохова, В.В.Чешева, Г.И.Шеменева и др.

Однако до сих пор существуют различные трактовки философии техники и её проблем.

"Философия техники - направление философских исследований, в центре которого - всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации, тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли". Очевидно, что это самое общее определение философии техники. К сожалению, в данной статье не названа её основная проблематика.

Понятно, что технику изучает не только философия. Поэтому надо показать специфику именно философского анализа техники. Некоторые авторы полагают, что философия техники, "во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только её имманетное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу". Другие исследователи особо подчеркивают философско-методологический, мировоззренческий и аксиологический характер философии техники.

Порой указывается на то, что философия техники решает две центральные задачи: осмысление природы и сущности техники, а также поиски путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией.

Заслуживает особого внимания позиция В.И.Белозерцева и Я.В.Сазонова, согласно которой при изучении философских проблем техники и технических наук следует выделять такие аспекты, как социальный, онтологический, гносеологический и методологический.

В "Программе кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей" (М., 1997) выделяются следующие разделы: онтология и гносеология техники, социология и культурология техники, антропология техники, философские проблемы технического знания и инженерной деятельности, техника в системе культуры. Иными словами, в ней содержание философии техники как области современной философии представлено в относительно полном виде, определены основные её проблемы и аспекты.

Хочется специально подчеркнуть, что современный философский анализ техники должен носить рефлексивный, критический и гуманистический характер. Технику следует изучать как социокультурное явление. Философия техники осмысливает прежде всего самые общие, фундаментальные, наиболее принципиальные проблемы техники, исследует этот феномен в целом, как социокультурное образование, выясняет сущность, место и роль в мире, в общественном развитии.

Однако анализ литературы свидетельствует о том, что фактически философия техники охватывает также вопросы технологии, технического знания, технической и инженерной деятельности.

Думается, что ныне наиболее актуальными являются онтологические, социокультурные и антропологические проблемы техники. Имеет смысл здесь их назвать.

Онтологические вопросы философии техники.

Мир естественный и мир искусственный. Техносфера как особая форма бытия. Феномен виртуальной реальности и её философская интерпретация.

Природа, сущность и виды техники. Понятие технологии.

Генезис и развитие техники. Технические и технологические революции в истории человечества.

Современная компьютерная революция. Новые информационные технологии.

Особенности технической и инженерной деятельности. Техника как "овеществленное знание". Значение технических наук для развития данного феномена.

Техника, социальное пространство и социальное время. Техника и космос. Пределы расширения техносферы.

Социокультурные вопросы философии техники.

Техника как социокультурный феномен. Место и роль техники в обществе и культуре. Социокультурные функции техники.

Социокультурные доминанты развития техники, технологии и инженерии.

Техника как фактор цивилизации. Технологический детерминизм и технократия. Техницизм и антитехницизм.

Связь техники с другими феноменами культуры (наукой, искусством, моралью, религией и др.).

Научно-техническая революция и её социокультурные последствия. Новые проблемы в культуре ХХ - рубежа ХХI века, порожденное современной техникой.

Кризис техногенной цивилизации. Взаимоотношения естественного и искусственного миров как глобальная проблема современности.

Техника и будущее человечества. Технические утопии и антиутопии. Место и роль научно-технической интеллигенции в современном мире. Техническая и инженерная культура личности.

Социокультурные основания технической и инженерной деятельности. Социотехническое проектирование.

Оценочные критерии новой техники и технологии. Необходимость их гуманистической экспертизы.

Современная техника и проблема социально-исторической ответственности научно-технической интеллигенции. Вопросы инженерной деятельности.

Проблема гуманизации техники, технологии, высшей технической школы и инженерного образования.

Антропологические вопросы философии техники.

Биоантропологические основы происхождения техники. Философский смысл проблемы "человек-техника".

Формы и границы воздействия техники на человеческое бытие.

Техника, этика и эстетика. Дизайн, техническая эстетика, инженерная психология и эргономика, их антропологический смысл. Техническое и инженерное творчество как способ и мера реализации сущностных сил человека, его самореализации, самоутверждения. Пути и средства развития творческого потенциала студентов технического вуза.

Некоторые названные здесь вопросы будут специально рассмотрены ниже.

Наши рекомендации