Классификация методов обучения М.А. Данилова и Б.П. Есипова
Группы методов | Конкретные используемые методы |
Методы усвоения знаний | Устное изложение, беседа, работа с книгой, лабораторная работа, и др. |
Методы совершенствования знаний | Упражнение, повторение. |
Методы развития навыков | закрепление и применение |
Методы творческой деятельности | |
Методы проверки знаний, умений, навыков |
Классификация А.Н. Алексюк и И.Д. Зверева:
· по логике изложения: дедуктивные и индуктивные;
· по источникам знаний и уровню самостоятельности.
Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия «методы», их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них.
Ю.К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.
Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и содержанием образования.
Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.
Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим».
Методы обучения, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания процесса обучения.
Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.Будучи очень гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности.
Понятие активных методов обучения
Что представляют собой методы активного обучения? В чем их суть?Представим здесь мнения разных авторов по этому вопросу.
«Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при котором невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи» (Г.М. Коджаспирова).
«Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе…» (С.Д. Смирнов).
Активными методами обучения и воспитания можно назвать те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» (Г.П. Щедровицкий).
«Под активными методами обучения понимаются те методы, которые позволяют организовать учение, как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально полноценного продукта в условиях как совместной, так и индивидуальной учебной деятельности» (В.Я. Ляудис).
А.А. Вербицкий считает, что активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М.М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
1) принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
2) достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
3) самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.
Таким образом, активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний. Их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности (В.С. Кукушин).
Таким образом, основной смысл, заложенный в понятие активных методов обучение – есть побуждение к самостоятельной практической и мыслительной деятельности. Соответственно, можно сделать вывод: вся суть активных методов обучения - в активности.
Если провести исследование и составить сводную характеристику активных методов обучения, то мы можем отметить, что в них решается ряд проблем, актуальных для процесса обучения современного студенчества, а именно:
1) реализуется методология сотрудничества,
2) синхронно решаются проблемы обучения и воспитания,
3) в итоге получаем специалиста, имеющего профессиональную подготовку и хорошо развитые способности к самообразованию. Попробуем сопоставить традиционный и активные методы обучения (см. таблицу 5).
Таблица 5
Сопоставление традиционных и активных методов обучения
Традиционные методы обучения. | Активные методы обучения. |
Функция студента - потребитель информации и знаний | Функция студента - «добытчик», и «переработчик» информации. Студент - УЧИТЬСЯ. |
Получение учащимся «готовых» знаний | В разной степени самостоятельное добывание информации и знаний |
Учебная деятельность сводиться к запоминанию знаний | Учебная деятельность ориентирована на творчество |
Это приводит к: · максимальной активизации памяти; · торможению процессов мышления; · торможению самостоятельности. | Это приводит к: · естественному запоминанию самостоятельно добытых знаний; · максимальной активизации процессов мышления. |
Различные науки, в восприятии учащегося, плохо связаны друг с другом и с будущей профессией. | Процесс обучения будущей профессии естественным образом вбирает в себя процесс получения знаний в различных науках. |
Достаточно сложный процесс формирования мотивации к самообразованию | Создание мотивации к самостоятельному «добыванию» знаний и информации является сутью этих методов |
Функция преподавателя - передача знаний, т.е. преподаватель - УЧИТ | Функция преподавателя - организация активной учебной деятельности студента |
Преподаватель выступает в роли «судьи», он главный и «всегда прав» | Создается система взаимодействия преподаватель - студент. |
Снижено желание самостоятельно добывать знания и информацию | Необходимость и желание самостоятельно добывать знания становятся естественными |
Итог обучения - ЗНАНИЯ | Итог обучения - ЛИЧНОСТЬ |