Комплексная система управления качеством продукции — КС УКП.

Являлась характерной описательной моделью. В документах в текстовой, словесной форме даны описания сис­тем качества, сформулированы их цели и задачи, изложены функции и обязанности подразделений предприятий, должностных лиц, приведены требования, которым должна соответствовать система.

Описательная форма моделей систем качества распространена наибо­лее широко. Объясняется это чрез­вычайной сложностью систем, множественностью участвующих субъек­тов, разнообразием функций и большим количеством техничес­кой, организационной и экономической информации. Она внедрилась на предприятиях нашей страны в 70-х—80-х годах.

Цель КСУКП— совершенствование организации производства для достижения постоянного улучшения качества выпускаемой продукции.

Задачи КСУКП устанавливаются в стандарте предприятии «Комплексная система управления качеством продукции. Основные положения» в конкретном количественном выражении на определенный период времени, исходя из общей цели системы и реальных возможностей предприятия. Степень достижения поставленных задач является основным критерием результативности системы и необходимости ее дальнейшего совершенствования.

В комплексной системе реализуются специальные функции управления качеством продукции путем распределения задач между органами управления и подразделениями предприятия в соответствии с их компетенцией и обязанностями, а также уточнением прав и ответственности этих органов.

Организационно-технической основой КСУКП является система планирования и стандарты предприятия.

Наиболее типичными для предприятий различных отраслей промышленности являются следующие специальные функции КСУКП:

— функция прогнозирования потребностей и качества про­дукции, которая направлена на установление перспективного уровня качества продукции с учетом потребностей потребителей; результаты прогнозирования являются исходными данными для планирования повышения качества;

— функция планирования повышения качества продукции, направленная на установление показателей деятельности предпри­ятия в области повышения качества, а также на разработку пла­нов, обеспечивающих достижение этих показателей;

— функция нормирования требований качества продукции, направленная на установление в нормативной документации тре­бований к показателям качества продукции и ее составных частей, соблюдение которых обязательно при проектировании, изготовле­нии и эксплуатации;

— функция организации разработки и постановки новой про­дукции на производство, направленная на обеспечение постановки на производство продукции высокого уровня качества;

— функция организации технологической подготовки произ­водства, направленная на обеспечение готовности производства, служб и подразделений предприятия к изготовлению продукции запланированного уровня качества в заданных масштабах производства;

— функция организации метрологического обеспечения, на­правленная на обеспечение единства, точности и достоверности измерения качества продукции и качества предметов и средств производства;

— функция организации материально-технологического обес­печения предприятия сырьем, материалами и полуфабрикатами, технологическим оборудованием и другими материальными фон­дами, номенклатура, объем и показатели качества которых соот­ветствуют требованиям нормативных документов;

— функция специальной подготовки и обучения кадров, на­правленная на обеспечение предприятия необходимыми кадрами, повышение их квалификации, воспитание в духе сознательного творческого отношения к труду и задачам предприятия в области повышения качества продукции;

— функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировании, сбыте и потреблении (эксплу­атации), направленная на создание документации и опытных об­разцов продукции высокого качества, освоение этой продукции в производстве, сохранение и поддержание ритмичности производ­ства, соблюдение заданных технологических режимов и трудовых процессов, создание условий для максимально возможного сохра­нения и восстановления уровня качества продукции;

— функция стимулирования повышения качества продукции, направленная на моральное и материальное стимулирование ра­ботников предприятий с целью создания продукции высокого ка­чества;

— функция правового обеспечения качества продукции, на­правленная на организацию функционирования всех элементов КСУКП в строгом соответствии с законодательством;

— функция информационного обеспечения КСУКП, направ­ленная на организацию сбора, хранения, обработки, анализа и пе­редачи всей необходимой информации по управлению качеством.

Структура КСУКП включает в себя все подразделения и службы предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции.

Она характеризуется:

— составом этих служб и подразделений;

— составом и распределением между ними задач и функций управления качеством продукции и необходимых для их выполнения средств (комплекса нормативной и технической документации, средств сбора, обработки и передачи информации, средств оргтехники и др.).

Разработка и внедрение КСУКП состоит из трех этапов:

— подготовка к разработке системы;

— разработка проекта системы;

— внедрение системы.

На этапе подготовки к разработке системы:

— издается приказ по предприятию об организации работ по разработке системы и создании координационно-рабочей группы но главе с главным инженером;

— организуется техническая учеба руководителей и ведущих специалистов подразделений, которые будут участвовать в разра­ботке документации по системе, а также изучение опыта управле­ния качеством всем коллективом;

— разрабатывается программа анализа состояния дел по каче­ству продукции. В программе предусматривается анализ показате­лей деятельности предприятий в области качества продукции, а также организации работ по каждой функции, их методическому и материальному обеспечению;

— проводится анализ состояния дел по качеству продукции. Результаты анализа являются основанием для разработки тех­нического задания на КСУКП, включающего план мероприятий но повышению организационно-технического уровня предприятия.

На этапе разработки проекта комплексной системы управле­ния осуществляется:

— разработка технического задания на КСУКП;

— разработка технического проекта КСУКП;

— разработка рабочего проекта КСУКП. На этапе внедрения системы:

— издаются приказы о введении в действие утвержденных стандартов предприятия (СТП) и выполнение мероприятий по их внедрению;

- выполняются мероприятия по внедрению СТП (обучение руководящего состава и исполнителей, подготовка всех служб к внедрению СТП, оснащение средствами обеспечения системы и др.);

- организуется контроль за внедрением и соблюдением СТП.

В конце 70-х — начале 80-х годов, когда в СССР осуществлялось широкое внедрение КС УКП на промышленных пред­приятиях, регистрация разработанных систем осуществлялась террито­риальными органами Госстандарта СССР на основе представляемого ком­плекта СТП и не очень строгой инспекции. Через 1,5 года после начала работы было зарегистрировано почти 29 тыс. предприятий, якобы со­здавших комплексные системы управления качеством. Проведенный же во ВНИИС анализ показал, что из этих 29 тыс. ре­ально и эффективно начали функционировать системы качества пример­но на 11 тыс. предприятий. Как правило, это были предприятия машино­строения, приборостроения, электротехники, электронной и радиопро­мышленности, предприятия военно-промышленного комплекса с высоким организационно-техническим уровнем.

Около 10 тыс. предприятий, создав модели своих систем, описали их в комплекте стандартов предприятия, зарегистрировали систему и отчита­лись перед вышестоящими организациями. Фактически же они лишь толь­ко приступили к налаживанию дела, к освоению практики комплексного управления качеством.

На остальных предприятиях, их было тысяч семь-восемь, были лишь написаны стандарты предприятий. Руководители этих предприятий были не очень обеспокоены внедрением систем качества, считая дело сделанным ("От других не отстали, и ладно!"). При этом обнаружилось, что у этих предприятий, как правило, в системах было очень много СТП. Не хочется называть конкретных "рекордсменов" — дело прошлое, — но прошу поверить, что 120—150 стандартов предъявлялось на систему ка­чества предприятия с численностью работающих 800—1500 человек. Было от чего надолго сохранять чувство тревоги за бумаготворчество при от­сутствии нужных изменений в производстве, в улучшении качества.

Ради справедливости надо отметить, что пристрастием к размноже­нию документов отличаются не только наши предприятия. За рубежом, при внедрении стандартов ИСО серии 9000 наблюдались аналогичные процессы.

Сейчас при разработке систем качества бумаготворчества в нашей стра­не поубавилось, да и разработка систем качества не ведется в прежних масштабах. Тем не менее явление не исчезло.

Искусство состоит в том, чтобы при помощи небольшого числа доку­ментов получить совершенную и эффективную систему качества. Харак­терный пример — система качества такого гиганта, как АвтоВАЗ. Она описана всего в 80 СТП! Так что дело не в числе стандартов на систему качества, а в благоразумной и профессиональной разработке модели си­стемы. Документы должны помогать решению задач, а не храниться на полках для предъявления проверяющим.

Помимо избыточного документирования, в использовании моделей систем качества имеет место еще одна существенная и часто встречаю­щаяся ошибка, которую допускают как руководители предприятий, так и консультанты — стремление сразу браться за самую совершенную модель системы качества (по стандартам ИСО серии 9000 версии 2000 года и др.). На этом сосредоточены усилия большинства консалтинговых орга­низаций, части профессиональной печати. Делается все это без учета ре­ального положения дел на предприятиях.

Наши рекомендации