Комплексная система управления качеством продукции — КС УКП.
Являлась характерной описательной моделью. В документах в текстовой, словесной форме даны описания систем качества, сформулированы их цели и задачи, изложены функции и обязанности подразделений предприятий, должностных лиц, приведены требования, которым должна соответствовать система.
Описательная форма моделей систем качества распространена наиболее широко. Объясняется это чрезвычайной сложностью систем, множественностью участвующих субъектов, разнообразием функций и большим количеством технической, организационной и экономической информации. Она внедрилась на предприятиях нашей страны в 70-х—80-х годах.
Цель КСУКП— совершенствование организации производства для достижения постоянного улучшения качества выпускаемой продукции.
Задачи КСУКП устанавливаются в стандарте предприятии «Комплексная система управления качеством продукции. Основные положения» в конкретном количественном выражении на определенный период времени, исходя из общей цели системы и реальных возможностей предприятия. Степень достижения поставленных задач является основным критерием результативности системы и необходимости ее дальнейшего совершенствования.
В комплексной системе реализуются специальные функции управления качеством продукции путем распределения задач между органами управления и подразделениями предприятия в соответствии с их компетенцией и обязанностями, а также уточнением прав и ответственности этих органов.
Организационно-технической основой КСУКП является система планирования и стандарты предприятия.
Наиболее типичными для предприятий различных отраслей промышленности являются следующие специальные функции КСУКП:
— функция прогнозирования потребностей и качества продукции, которая направлена на установление перспективного уровня качества продукции с учетом потребностей потребителей; результаты прогнозирования являются исходными данными для планирования повышения качества;
— функция планирования повышения качества продукции, направленная на установление показателей деятельности предприятия в области повышения качества, а также на разработку планов, обеспечивающих достижение этих показателей;
— функция нормирования требований качества продукции, направленная на установление в нормативной документации требований к показателям качества продукции и ее составных частей, соблюдение которых обязательно при проектировании, изготовлении и эксплуатации;
— функция организации разработки и постановки новой продукции на производство, направленная на обеспечение постановки на производство продукции высокого уровня качества;
— функция организации технологической подготовки производства, направленная на обеспечение готовности производства, служб и подразделений предприятия к изготовлению продукции запланированного уровня качества в заданных масштабах производства;
— функция организации метрологического обеспечения, направленная на обеспечение единства, точности и достоверности измерения качества продукции и качества предметов и средств производства;
— функция организации материально-технологического обеспечения предприятия сырьем, материалами и полуфабрикатами, технологическим оборудованием и другими материальными фондами, номенклатура, объем и показатели качества которых соответствуют требованиям нормативных документов;
— функция специальной подготовки и обучения кадров, направленная на обеспечение предприятия необходимыми кадрами, повышение их квалификации, воспитание в духе сознательного творческого отношения к труду и задачам предприятия в области повышения качества продукции;
— функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировании, сбыте и потреблении (эксплуатации), направленная на создание документации и опытных образцов продукции высокого качества, освоение этой продукции в производстве, сохранение и поддержание ритмичности производства, соблюдение заданных технологических режимов и трудовых процессов, создание условий для максимально возможного сохранения и восстановления уровня качества продукции;
— функция стимулирования повышения качества продукции, направленная на моральное и материальное стимулирование работников предприятий с целью создания продукции высокого качества;
— функция правового обеспечения качества продукции, направленная на организацию функционирования всех элементов КСУКП в строгом соответствии с законодательством;
— функция информационного обеспечения КСУКП, направленная на организацию сбора, хранения, обработки, анализа и передачи всей необходимой информации по управлению качеством.
Структура КСУКП включает в себя все подразделения и службы предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции.
Она характеризуется:
— составом этих служб и подразделений;
— составом и распределением между ними задач и функций управления качеством продукции и необходимых для их выполнения средств (комплекса нормативной и технической документации, средств сбора, обработки и передачи информации, средств оргтехники и др.).
Разработка и внедрение КСУКП состоит из трех этапов:
— подготовка к разработке системы;
— разработка проекта системы;
— внедрение системы.
На этапе подготовки к разработке системы:
— издается приказ по предприятию об организации работ по разработке системы и создании координационно-рабочей группы но главе с главным инженером;
— организуется техническая учеба руководителей и ведущих специалистов подразделений, которые будут участвовать в разработке документации по системе, а также изучение опыта управления качеством всем коллективом;
— разрабатывается программа анализа состояния дел по качеству продукции. В программе предусматривается анализ показателей деятельности предприятий в области качества продукции, а также организации работ по каждой функции, их методическому и материальному обеспечению;
— проводится анализ состояния дел по качеству продукции. Результаты анализа являются основанием для разработки технического задания на КСУКП, включающего план мероприятий но повышению организационно-технического уровня предприятия.
На этапе разработки проекта комплексной системы управления осуществляется:
— разработка технического задания на КСУКП;
— разработка технического проекта КСУКП;
— разработка рабочего проекта КСУКП. На этапе внедрения системы:
— издаются приказы о введении в действие утвержденных стандартов предприятия (СТП) и выполнение мероприятий по их внедрению;
- выполняются мероприятия по внедрению СТП (обучение руководящего состава и исполнителей, подготовка всех служб к внедрению СТП, оснащение средствами обеспечения системы и др.);
- организуется контроль за внедрением и соблюдением СТП.
В конце 70-х — начале 80-х годов, когда в СССР осуществлялось широкое внедрение КС УКП на промышленных предприятиях, регистрация разработанных систем осуществлялась территориальными органами Госстандарта СССР на основе представляемого комплекта СТП и не очень строгой инспекции. Через 1,5 года после начала работы было зарегистрировано почти 29 тыс. предприятий, якобы создавших комплексные системы управления качеством. Проведенный же во ВНИИС анализ показал, что из этих 29 тыс. реально и эффективно начали функционировать системы качества примерно на 11 тыс. предприятий. Как правило, это были предприятия машиностроения, приборостроения, электротехники, электронной и радиопромышленности, предприятия военно-промышленного комплекса с высоким организационно-техническим уровнем.
Около 10 тыс. предприятий, создав модели своих систем, описали их в комплекте стандартов предприятия, зарегистрировали систему и отчитались перед вышестоящими организациями. Фактически же они лишь только приступили к налаживанию дела, к освоению практики комплексного управления качеством.
На остальных предприятиях, их было тысяч семь-восемь, были лишь написаны стандарты предприятий. Руководители этих предприятий были не очень обеспокоены внедрением систем качества, считая дело сделанным ("От других не отстали, и ладно!"). При этом обнаружилось, что у этих предприятий, как правило, в системах было очень много СТП. Не хочется называть конкретных "рекордсменов" — дело прошлое, — но прошу поверить, что 120—150 стандартов предъявлялось на систему качества предприятия с численностью работающих 800—1500 человек. Было от чего надолго сохранять чувство тревоги за бумаготворчество при отсутствии нужных изменений в производстве, в улучшении качества.
Ради справедливости надо отметить, что пристрастием к размножению документов отличаются не только наши предприятия. За рубежом, при внедрении стандартов ИСО серии 9000 наблюдались аналогичные процессы.
Сейчас при разработке систем качества бумаготворчества в нашей стране поубавилось, да и разработка систем качества не ведется в прежних масштабах. Тем не менее явление не исчезло.
Искусство состоит в том, чтобы при помощи небольшого числа документов получить совершенную и эффективную систему качества. Характерный пример — система качества такого гиганта, как АвтоВАЗ. Она описана всего в 80 СТП! Так что дело не в числе стандартов на систему качества, а в благоразумной и профессиональной разработке модели системы. Документы должны помогать решению задач, а не храниться на полках для предъявления проверяющим.
Помимо избыточного документирования, в использовании моделей систем качества имеет место еще одна существенная и часто встречающаяся ошибка, которую допускают как руководители предприятий, так и консультанты — стремление сразу браться за самую совершенную модель системы качества (по стандартам ИСО серии 9000 версии 2000 года и др.). На этом сосредоточены усилия большинства консалтинговых организаций, части профессиональной печати. Делается все это без учета реального положения дел на предприятиях.