Б3.Б6.1. Основы технологии социальной работы

(февраль-июнь, курс направления подготовки "Социальная работа "

итоговая аттестация – зачет. Количество кредитов – 3 зет)

МАТЕРИАЛЫ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СТРАНИЦЕ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ И НА САЙТЕ УНИВЕРИСТЕТА: www.tsput.ru

Лекции читает

Матвеева Ольга Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 Тульский госпедуниверситет, корпус 4, каб.517
эл. адрес: [email protected] служебный телефон: 35-20-90 консультации: понедельник с 12-00 по 14-00 или по договоренности

Семинары ведет

Матвеева Ольга Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 Тульский госпедуниверситет, корпус 4, каб.517
эл. адрес: [email protected] служебный телефон: 35-20-90 консультации: понедельник с 12-00 по 14-00 или по договоренности

Описание дисциплины

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модуль «Основы технологии социальной работы» является составляющим дисциплины «Технологии социальной работы», которая относится к дисциплинам профессионального цикла базовой части направления. Изучение дисциплины базируется на межпредметных связях с дисциплинами базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Введение в профессию «Социальная работа», профессионального цикла (базовой части) «Основы социальной медицины», «Теория социальной работы».

К началу изучения дисциплины студенты должны знать теоретические основы социально-правовой защиты населения, владеть способностью по организации делового общения с клиентами и коллегами, приносящего максимальную пользу социальной защите населения, принятия ответственности за результат своих действий, обеспечения высокой культуры социальной работы.

Освоение данной дисциплины необходимо для освоения теоретических дисциплин, а также при прохождении практик.

Целями освоения дисциплины «Технология социальной работы» является формирование у студентов теоретических знаний и практических умений в области реализации и применения современных технологий социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, учитывая особенности сочетания глобального, национального и регионального социокультурного развития общества.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: методы, способы и средства выявления, формулирования и разрешения проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы; методы, формы и средства социальной профилактики, реабилитации, адаптации, терапии и этапы их осуществления; методику посреднической и консультативной деятельности; технологии, формы и методы социальной работы с различными категориями граждан; содержание, и основные аспекты технологий прогнозировании и моделирования в социальной работе; осуществлять экспертизу социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной, комплексно-ориентированной социальной работы.

Уметь: осуществлять социально-профилактическую, консультационную и социально-терапевтическую деятельность в работе с различными категориями граждан; применять меры по профилактике стресса и развития стрессоустойчивости; планировать, организовывать и осуществлять собственную деятельность и социальную работу с различными категориями граждан.

Владеть: современными технологиями и методиками социальной работы с различными группами населения.

Требования к изучению дисциплины.

1. Посещение лекций и семинаров обязательно. Отсутствие более чем на двух занятиях будет вести к снижению общей оценки работы студента. (Особые обстоятельства: болезнь и т.п. будут приниматься к сведению). Проверка присутствия студентов на занятиях будет проводиться преподавателем и фиксироваться.

2. Студенты читают обязательную и рекомендованную литературу до семинарского (практического) занятия готовятся по вопросам его плана. Подготовку Заданий для самостоятельной работы необходимо выполнять заранее, так как на семинарском (практическом) занятии предусмотрена их презентация и обсуждение в группе.

3. Активность на семинарских (практических) занятиях учитывается при итоговой оценке работы.

Изучение студентами дисциплины в 4 семестре «Технология социальной работы» (модуля: Основы технологии социальной работы) заканчивается зачётом.

Студент допускается к зачёту, если набрал 41 балл (выполнение заданий для самостоятельной работы на занятиях и вне аудитории, а также при условии удовлетворительной оценки по контрольной работе (тестированию). За пропуски по уважительным причинам студент может отчитаться за пропущенные занятия (самостоятельные задания) до зачёта.

Студент, набравший 81 балл, получает зачёт автоматически. Остальные студенты сдают зачёт в форме беседы по вопросам.

Шкала оценок по дисциплине

Названия тем Максимальная оценка (в баллах)
1. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
2. Сущность, характеристика и принципы социальной диагностики. Технология социальной диагностики в социальной работе.  
3. Сущность, характеристика и принципы социальной адаптации.  
4. Сущность, характеристика и принципы социальной терапии.  
5. Технология социальной экспертизы и социального прогнозирования.  
6. Особенности реализации социальной реабилитации.  
7. Особенности реализации социальной профилактики  
Итого за пройденные темы:
Посещаемость занятий
Рубежный контроль (2 раза в семестре)
Выполнение творческих заданий: участие в НИР, написание рефератов (по темам преподавателя) и др.
Зачет
Итоговая балльная оценка

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№№ п.п.   Распределение учебного времени (в часах)
  Название темы   в том числе:
    Всего ЛК СЗ /ПЗ СР
Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
Сущность, характеристика и принципы социальной диагностики. Технология социальной диагностики в социальной работе.        
Сущность, характеристика и принципы социальной адаптации.        
Сущность, характеристика и принципы социальной терапии.        
Технология социальной экспертизы и социального прогнозирования.        
Особенности реализации социальной реабилитации.        
Особенности реализации социальной профилактики        
Контрольная работа (тестирование)      
ИТОГО: 108 / 3 зач.ед.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(заочное обучение)

№№ п.п.   Распределение учебного времени (в часах)
  Название темы   в том числе:
    Всего ЛК СЗ /ПЗ СР
  Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
Сущность, характеристика и принципы социальной диагностики. Технология социальной диагностики в социальной работе.
  Сущность, характеристика и принципы социальной адаптации и социальной терапии. -
Технология социальной экспертизы и социального прогнозирования. - -
Особенности реализации социальной реабилитации и профилактики - -
  ИТОГО: 36/1 зач.ед
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Учебно-тематический план дисциплины предусматривает ее изучение студентами на лекциях, семинарских (практических) занятиях и в ходе самостоятельной работы. Посещение аудиторных занятий обязательно. Построение курса синтезирует работу на лекционных, семинарских (практических) занятиях. На лекциях студенты осваивают материал, с использованием традиционных и инновационных методов (составление конспекта, анализ проблемных ситуаций, работа с электронными учебными пособиями, раздаточным материалом и др.). Каждая лекция и семинар (практическое занятие) имеют свою цель учебной работы, которая предполагает раскрытие и освоение студентами основных положений по данной дисциплине. На семинарах (практических занятиях) предполагается обсуждение студентами определенных вопросов плана, раскрывающих тему семинара, выполнение практико-ориентированных заданий. В процессе подготовки к семинару студенты: 1) знакомятся с планом и методическими указания­ми к семинару; 2) изучают конспект лекции по данной теме; 3) са­мостоятельно изучают литературу по вопросам плана; 4) вы­полняют задания для самостоятельной работы с целью выявления реальных фактов, иллюстрирующих те или иные положения задания. Активность студентов на семинарких (практических) занятиях является обязательным требованием к его проведению. На семинарах студенты выступают с сообщениями по вынесенным на рассмотрение вопросам, докладывают о результатах самостоятельного выполнения заданий, участвуют в дискуссии. Также студенты могут подготовить презентации (устные и электронные в PowerPoint). Семинары могут проходить и в форме деловой или ролевой игры, пресс-конференции, круглого стола, встречи с экспертом. Форма каждого занятия определяется преподавателем, который доводит форму последующего семинара и задания до сведения студентов на предыдущем семинаре (практическом занятии).

Наши рекомендации