Место и время проведения научно-исследовательской практики
5.1 Научно-исследовательская практика проводится в соответствии с учебными планами и календарным графиком учебного процесса в организациях и на предприятиях - партнерах, на основе договоров, в которых оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, и предусматривается назначение двух руководителей практики: от вуза (научный руководитель магистранта) и от организации.
5.2 Научно-исследовательская практика магистрантов может осуществляться на выпускающей кафедре, в научных подразделениях вуза, а также в российских или зарубежных организациях и учреждениях, ведущих научно-исследовательскую деятельность, где возможно изучение и сбор материалов, связанных с выполнением магистерской диссертации. Это:
- ФГУП «Гос НИИ ОЧБ», Санкт-Петербург;
- ЗАО «Игристые вина» Санкт-Петербург;
- «BioMedia», Санкт-Петербург;
- НИИЭМ им. Пастера, Санкт-Петербург;
- Федеральный центр консервации библиотечных фондов РНБ, Санкт-Петербург;
- научно – производственная лаборатории ОАО "Самсон-Мед", Санкт-Петербург;
- ВНИ сельскохозяйственной микробиологии, Санкт-Петербург;
- Всероссийский институт защиты растений, Санкт-Петербург ;
- ООО «НПК «ИЛМА ЭКО», Санкт-Петербург;
- ФГБУ науки «Институт цитологии РАН»;
- ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт пищевых ароматизаторов, кислот и красителей Россельхозакадемии;
- ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П.Константинова»;
- НИИ гриппа.
6 Компетенции магистранта, формируемые в результате прохождения
научно-исследовательской практики
Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
– владеет основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации живой и неживой материи; способен понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ОК-1);
-способен к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 3);
- способен на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 5);
б) профессиональных (ПК):
- способен к профессиональной эксплуатации современного биотехнологического оборудования и научных приборов в соответствии с направлением подготовки (ПК- 1);
– способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ПК- 2);
– владеет навыками планирования, организации и проведения научно-исследовательских работ в области биотехнологии (ПК-6);
– умеет проводить детальный анализ научной и технической информации в области биотехнологии и смежных дисциплин с целью научной, патентной и маркетинговой поддержки проводимых фундаментальных исследований и технологических разработок (ПК-7);
– умеет представлять результаты выполненной работы в виде научно-технических отчетов, обзоров, научных докладов и публикаций с использованием современных возможностей информационных технологий и с учетом требований по защите интеллектуальной собственности (ПК-8).
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
- приобретение новых знаний в области техники и технологий, работа с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- готовность обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;
- способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов,
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- соблюдение правил техники безопасности, научно-исследовательской санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда;
- понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- готовность к кооперации с коллегами, работы в коллективе.
7 Структура и содержание научно-исследовательской практики
Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов (4 недели).
Структура и содержание научно-исследовательской практики приведены в таблице.
Таблица - Структура и содержание научно-исследовательской практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Всего часов | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Инструктаж | Самостоятельная работа | Систематизация материала | Анализ | ||||
Подготовительный этап (включая инструктаж по технике безопасности) | зачет по технике безопас ности | ||||||
Ознакомление со структурой научно-исследовательского подразделения, целями и задачами его деятельности, изучение принципов организации научно-исследовательской работы, экскурсия по лабораториям | собеседо вание | ||||||
Выполнение индивидуального задания: | собеседо вание | ||||||
3.1 | Изучение научной литературы, статей, патентный поиск по теме научно-исследовательской работы. Обобщение и критический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования. Составление библиографии по теме научно-исследовательской работы | ||||||
3.2 | Изучение инструкций к приборам, методик осуществления эксперимента | ||||||
3.3 | Осуществление экспериментальной научно-исследовательской работы по теме | ||||||
Заключительный этап, в том числе обработка, анализ полученной информации, их сопоставление с литературными источниками | Собеседо вание | ||||||
Подготовка отчета по практике | отчет, зачет | ||||||
ИТОГО: |
Содержание практики должно обеспечивать формирование у обучающихся научно-исследовательской компетентности через системность развития профессиональных умений и навыков на всех этапах практики, усложнение заданий по мере перехода от одного этапа к другому.
В зависимости от научных интересов студента, специфики и характера выполняемой работы программа научно-исследовательской практики для каждого студента магистратуры конкретизируется и дополняется. Содержание научно-исследовательской практики может иметь некоторые различия в связи с разной направленностью деятельности предприятий (организаций).