Место и время проведения научно-исследовательской практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

Механико-математический факультет

Кафедра теории упругости и пластичности

УТВЕРЖДАЮ

Декан мех.-мат факультета

"_____"__________________2011 г.

ПРОГРАММА

Научно-исследовательской практики

НАПРАВЛЕНИЕ «МЕХАНИКА И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Степень магистр Механики

Нижний Новгород 2011

Цели научно-исследовательской практики

Целями научно-исследовательской практики являются:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении естественно – научных и профессиональных дисциплин;

- приобретение опыта практической научно-исследовательской работы, в том числе в коллективе исследователей;

- приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной научно-исследовательской деятельности.

Задачи научно-исследовательской практики

Задачами научно-исследовательской практики являются:

· Освоение методологии организации и проведения научно-исследовательской работы в научно-исследовательских лабораториях вузов, организаций и предприятий.

· Освоение современных методов исследования, в том числе экспериментальных.

· Поиск, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи

· Сбор и анализ материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

Место научно-исследовательской практики в структуре ООП магистратуры

Научно-исследовательская практика базируется на естественно-научных и профессиональных дисциплинах основной образовательной программы магистратуры по направлению «Механика и математическое моделирование».

Для успешного прохождения научно-производственной практики студент должен:

знать:

- технические и программные средства реализации информационных технологий, основы работы в локальных и глобальных сетях

- основные закономерности протекания механических процессов и характеристики деформируемых сред, методы описания поведения механических тел и сред, механические свойства различных материалов,

- основные этапы качественного и количественного анализа поведения тел и сред; теоретические основы и принципы численного моделирования механических и физико-химических процессов;

- принципы и методы экспериментальных исследований;

уметь:

- работать в качестве пользователя профессиональных программных средств;

- использовать основные химические законы, термодинамические справочные данные и количественные соотношения химии для решения профессиональных задач;

- провести качественный и количественный анализ конструкций и их элементов;

- применять методы вычислительной математики и механики для решения конкретных задач расчета, проектирования, моделирования, идентификации и оптимизации исследуемых процессов;

владеть:

- методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении эксперимента;

- теоретическими методами описания свойств простых и сложных сред, экспериментальными методами определения механических свойств материалов;

- математическими методами для обработки результатов экспериментов, пакетами прикладных программ;

Научно-исследовательская практика проводится в течение периода обучения и предшествует выполнению квалификационной работы магистра.

4. Формы проведения научно-исследовательской практики – лабораторная.

Место и время проведения научно-исследовательской практики

Базами для проведения научно-исследовательской практики для данной магистерской программы являются кафедры факультета, НИИМеханики, Нф ИМАШ РАН, ОАО ОКБМ Африкантов и др. предприятия и организации.

Время проведения практики –3 недели в 2 семестре и 4 недели в 4 семестре обучения.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
научно-исследовательской практики

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения:

· постановки задач научных исследований на основе результатов поиска, обработки и анализа научно-технической информации;

· разработки новых технических решений на основе результатов научных исследований;

· создания теоретических моделей поведения конструкций и сред, позволяющих прогнозировать параметры, характеристики объектов и свойства материалов и изделий;

· разработки программ и выполнение научных исследований, обработки и анализа их результатов, формулирование выводов и рекомендаций;

· подготовки научно-технических отчетов, аналитических обзоров и справок;

универсальные и профессиональные компетенции:

способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии, гуманитарных, социальных и экономических наук;

к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения;

на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом;

самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

к использованию методов математического моделирования материалов и механических процессов, к теоретическому анализу и экспериментальной проверке теоретических гипотез;

способностью и готовностью организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок, разрабатывать задания для исполнителей;

к поиску обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи;

использовать современные приборы и методики, организовывать проведение экспериментов и испытаний, проводить их обработку и анализировать их результаты;

Структура и содержание научно-исследовательской практики

Общая трудоемкость научно-исследовательской практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Научно-исследовательская практика включает следующие разделы:

- изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

- выбор темы исследований с учетом рекомендации кафедры, на которой планируется проведение НИР, анализ ее актуальности;

- сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме работы, составление обзора литературы, постановка задачи;

- участие в создании экспериментальных установок, отработке методики измерений и проведении научных исследований по теме работы;

- участие в проведение расчетов на прочность, ресурс конструкций и их элементов;

- участие в составлении отчета (разделы отчета) по теме или ее разделу, подготовка доклада и тезисов доклада на конференции, подготовка материалов к публикации.

8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые
на научно-исследовательской практике

Перед началом научно-исследовательской практики в лаборатории или на предприятии студентам необходимо ознакомиться с правилами безопасной работы и пройти инструктаж по технике безопасности. Практику, которая проводится вне вуза, где обучается студент, целесообразно начать с экскурсии по институту или предприятию, посещения музея организации и т.д. В соответствии с заданием на практику совместно с руководителем студент составляет план прохождения практики, включая детальное ознакомление с проводимыми в лаборатории научными исследованиями, методами организации НИР, изучение методов исследования, выполнение конкретной научно-исследовательской работы, сбор материалов для отчета по практике и для квалификационной работы магистра.. Выполнение этих работ проводится студентом при систематических консультациях с руководителем практики.

Наши рекомендации