Этапы принятия рационального решения
Подходы к принятию решений
В зависимости от характеристик решаемой проблемы и своих индивидуальных способностей руководители при решении проблем могут придерживаться следующих подходов к выработке решений:
· подход на основе интуиции (интуитивные решения),
· подход на основе опыта и здравого смысла (ситуационный подход),
· рациональное решение проблем (системный подход).
Подход на основе интуиции.
Характеризуется тем, что руководитель осуществляет решение проблемы только на основе ощущения им того, что какое-либо решение в данном случае является верным.
ЛПР при этом не занимается сознательным взвешиванием "за" и "против" каждого альтернативного варианта решения проблемы, и не нуждается даже в понимании ситуации.
В силу слабой обоснованности решений, принимаемых на основе данного подхода, его использование при решении проблем достаточно ограничено и может применяться в тех случаях, когда другие подходы не дают результатов.
С другой стороны, специалист в области управления Питер Шодербек отмечает, что " в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений специалистам среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходиться опираться на интуитивные суждения [1].
Более того, ЭВМ позволяют руководителям уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау.
Подход на основе опыта (ситуационный подход).
Базируется на зафиксированных в памяти руководителя знаниях о способах разрешения тех или иных проблемных ситуаций, с которыми ему приходилось сталкиваться в прошлом.
ЛПР использует сведения о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации.
Подход на основе опыта во многих случаях может выступать в качестве хорошей основы для решения проблем, которые имеют тенденцию к частому повторению.
Для эффективного решения проблем на основе данного подхода ЛПР необходимо располагать возможностями для получения опыта, а также способностями по анализу, обобщению и накоплению фактической информации.
Ситуационный подход обладает такими очевидными достоинствами, как
· быстрота;
· отсутствие необходимости привлечения помощи экспертов, если подобная проблема имела место на предприятии;
· отсутствие необходимости переработки дополнительной информации о проблеме.
Недостатки:
· Применение данного подхода ограничено в тех случаях, когда проблемная ситуация сложна, трудно формализуема или уникальна.
· Сложность формализации, что обуславливается трудностями, связанными с извлечением знаний, касающихся решения проблем, у опытных специалистов и их представлением в виде, пригодном для использования другими людьми.
Чрезмерная ориентация на опыт смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за этого руководитель может упустить новую альтернативу, которая могла бы быть более эффективной.
Рациональное решение проблем (системный подход).
Наибольший удельный вес среди проблемных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в настоящий момент руководителям предприятий, составляют такие, которые можно отнести к классу слабоструктурированных, характеризующихся непредсказуемостью, сложностью, отсутствием строгих алгоритмов решений и требующих при своем решении активного участия человека.
Для решения задач данного класса лицо, принимающее решение (ЛПР), использует методы и подходы, отличные от тех, которые применяются при решении хорошо структурированных задач.
Для решения проблем, характеризующихся сложностью и уникальностью, наибольшее распространение получил в силу своей универсальностисистемный подход или процедура рационального решения проблем.
Именно методам реализации данной процедуры посвящено большинство исследований, касающихся методологии принятия управленческих решений.
Главное различие между решением рациональным и основанным на опыте заключается в том, что рациональное решение не зависит от прошлого опыта.
Рациональное решение описывается с помощью объективного аналитического процесса, этапы которого более подробно будут рассмотрены в следующем разделе.
Укрупнено, в соответствии с данным подходом, руководитель, решая проблему, проходит, по мнению большинства авторов, в общем случае через следующие пять стадий:
1. Выявление проблемы
1. Структурирование и диагностика проблемы
3. Проектирование решений
4. Выбор решения
5. Реализация решения
5.2. Основные этапы разработки управленческих решений
Процесс принятия решений при кажущейся простоте - очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся.
Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.
На рис. 5.1. представлен универсальный алгоритм, являющийся обобщением многочисленных схем принятия решения в рамках подхода, основанного на процедуре рационального решения проблем [5].
В приведенной укрупненной блок-схеме представлены основные этапы принятия решения и их технологическая последовательность.
Ниже мы обсудим каждый из этапов разработки и реализации управленческого решения, включенных в блок-схему, сгруппировав их в группы этапов – стадии, в соответствии с той ролью, которую они играют в процессе управления организацией.
Первая стадия разработки управленческого решения включает следующие этапы:
· Интерпретация текущей ситуации.
· Уточнение целей, стоящих перед ЛПР.
· Выявление факта возникновения или существования проблемы. Определение степени критичности проблемы.
Цель стадии - установление факта возникновения или существования проблемы, степени ее критичности, формализация постановки решаемой проблемы и приведение ее, если это возможно, к некоторому виду, удобному для понимания и проведения дальнейшего анализа.
Этапы принятия рационального решения
Процесс принятия решений очень непрост. Научный подход рассматривает принятие управленческого решения как целостный процесс, который позволяет всесторонне изучить возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эффективный из них. Научный подход обеспечивает принятие рациональных решений.Рациональное решение базируется на объективном и глубоком анализе проблемы и учитывает определенные формально-логические требования. В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Они определяются характером и спецификой деятельности организации, ее структурой, внутренней культурой и т.д. Тем не менее, есть общая для любого процесса принятия решений технология. Она используется в любой организации и сводится к трем стадиям:
1) подготовка решения;
2) принятие решения;
3) реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро - и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведении его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
Способы представления процесса принятия решений различны. В их основе - различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д. В определенном смысле универсальным является ситуационный подход. Он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, а подготовка, принятие и реализация решения осуществляются на основе всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.
Процесс принятия рационального решения может быть представлен следующей схемой.
1. Диагностика проблемы
2. Формулирование ограничений
и критериев для принятия решения
3. Оценка альтернатив
4. Реализация принятого решения
5. Окончательный выбор
Рассмотрим эту схему.
Основным элементом каждого процесса принятия решения является проблема. Проблема всегда связана с совокупностью условий или факторов, которые создают определенную ситуацию, оказывающую влияние на деятельность организации.
1. Диагностика проблемы. Определение проблемы решения предусматривает оценку ситуации - сопоставление фактического состояния объекта управления с требуемым. Если обнаруживаются расхождения, то, значит, появляется угроза возникновения проблемы, которая требует управленческого решения. Оценка ситуации должна не только выяснить наличие или отсутствие отклонений в деятельности предприятия, но и определить степень их опасности для его функционирования. В зависимости от этой степени определяется тот иерархический уровень, на котором проблема будет решаться. Оценка ситуации важная стадия в процессе принятия решения. Поэтому необходимо проанализировать ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы: какие это факторы, являются ли они внутренними или внешними по отношению к данной организации.
Внешние факторы практически неуправляемы со стороны менеджеров. Они многочисленны и разнообразны. Важнейшая задача - учесть эти факторы и предвидеть возможные изменения в их взаимовлиянии.
Например, инфляционные процессы в экономике приведут к снижению покупательной способности и спроса на продукцию, производимую предприятием. Повышение цен на продукцию поставщиков приведет к увеличению затрат на производство продукции и вызовет рост цен на нее, что, в свою очередь, повлияет на «отток» потребителей. Потребители при инфляции меняют состав и структуру потребления, что также может оказать воздействие на спрос. Научно-технический прогресс вносит существенные изменения в используемые технологии, что ведет в конце концов к изменению состава и структуры персонала, меняет конкурентоспособность продукции.
Анализ факторов, вызвавших проблемную ситуацию, дает возможность определить ресурсы, с затратами которых будет связано решение проблемы.
Формулирование проблемы для управленческого решения содержит характеристику ситуации, указание причин проблемы и определение уровня решения.
Таким образом, этап диагностики проблемы решения предполагает сбор информации, всесторонний анализ и оценку ситуации, и формулирование проблемы.
2. На этапе формулирование ограничений и критериев для принятия решения необходимо определить критерии оценки различных вариантов решения и ограничения реализации решений. Применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них - наиболее предпочтительные для решения целей организации. Чаще всего критерии оценки альтернатив решений формулируются в виде параметров экономической эффективности. Наиболее разработаны критерии оценки решений для хорошо структурированных проблем. С помощью экономико-математических методов определяются лучшие решения по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов и прибыли, минимизация издержек и т.п.
Ограничения формулируются по всем внешним и внутренним факторам решения возникшей проблемы. К внутренним факторам решения относятся внутрифирменные ограничения: по целям и принятой стратегии, ресурсам, организационной структуре предприятия и пр. Внешние факторы отражают рыночные условия деятельности предприятия. Следует различать постоянные, не зависящие от предприятия, факторы внешней среды, такие как система налогов, таможенная и кредитная политика государства и пр., и переменные факторы, на которые предприятие может оказывать влияние, например, партнеры по кооперации, поставщики, кредитные организации.
3. Оценка альтернатив. Генерирование альтернативных вариантов решений может осуществляться как непосредственно, так и с помощью специальных экспертных процедур.
Использование разнообразных методов формирования управленческих решений направлено на формирование возможно большего количества допустимых вариантов решения проблемы. Под допустимым понимается любой вариант решения проблемы, удовлетворяющий принятым ограничениям и обеспечивающий достижение поставленной цели.
При оценке вариантов используется коллективная экспертная оценка, которая обеспечивает большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. Помимо того, что разрабатываемое решение в этом случае получает разностороннюю оценку и аргументированность, интересна также возможность сопоставить различные точки зрения специалистов на сравнительную эффективность выработанных альтернативных вариантов решений.
Присравнительной оценке альтернативных вариантов могут использоваться специально разработанные оценочные системы.
Результаты экспертиз по сравнительной оценке альтернативных вариантов решений поступают к лицу, которое будет принимать решение.
Наряду с результатами экспертизы, при принятии решения руководитель (лицо, принимающее решение) учитывает дополнительную информацию об объекте принятия решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю. Руководитель отдает предпочтение тому, а не иному альтернативному варианту решения. Выбор - это волевое действие.
Руководитель обладает правом окончательного выбора и несет ответственность за принятое решение (за свой выбор).
5. Реализация принятого решения. Когда решение принято, не менее важной задачей становится его успешная реализация. Для этого нужно выработать план действий: выбрать состав действий и определить последовательность их осуществления, наметить сроки и ресурсы, обеспечивающие осуществление действий, исполнителей, которые будут эти действия осуществлять. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия. Важная задача руководителя на этом этапе - создать условия для реализации решения. При этом используются как методы прямого воздействия на подчиненных (приказ, распоряжение, административное давление и т.д.), так и меры материального стимулирования работников, воздействия путем авторитета, убеждения и т.д. Все они направлены на то, чтобы активизировать деятельность людей и в конечном свете - решить проблему, стоящую перед организацией. Заключительный этап принятия решения предусматривает организацию контроля исполнения решения. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться, наметившиеся изменения условий или отклонения при выполнении плана должны анализироваться. План, если это целесообразно, должен корректироваться.
Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение, дают возможность одновременно отслеживать ход реализации значительного числа мероприятий в области маркетинга, производства, поставок и т.д. Непрерывный мониторинг позволяет своевременно фиксировать наметившиеся отклонения в ходе реализации плана.
Эта схема процесса принятия решений отражает логику управленческой деятельности, но не ее сложность. На практике этот процесс более сложен и допускает не только последовательность, но и параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.
Подходы к принятию решений
В зависимости от характеристик решаемой проблемы и своих индивидуальных способностей руководители при решении проблем могут придерживаться следующих подходов к выработке решений:
· подход на основе интуиции (интуитивные решения),
· подход на основе опыта и здравого смысла (ситуационный подход),
· рациональное решение проблем (системный подход).
Подход на основе интуиции.
Характеризуется тем, что руководитель осуществляет решение проблемы только на основе ощущения им того, что какое-либо решение в данном случае является верным.
ЛПР при этом не занимается сознательным взвешиванием "за" и "против" каждого альтернативного варианта решения проблемы, и не нуждается даже в понимании ситуации.
В силу слабой обоснованности решений, принимаемых на основе данного подхода, его использование при решении проблем достаточно ограничено и может применяться в тех случаях, когда другие подходы не дают результатов.
С другой стороны, специалист в области управления Питер Шодербек отмечает, что " в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений специалистам среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходиться опираться на интуитивные суждения [1].
Более того, ЭВМ позволяют руководителям уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау.
Подход на основе опыта (ситуационный подход).
Базируется на зафиксированных в памяти руководителя знаниях о способах разрешения тех или иных проблемных ситуаций, с которыми ему приходилось сталкиваться в прошлом.
ЛПР использует сведения о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации.
Подход на основе опыта во многих случаях может выступать в качестве хорошей основы для решения проблем, которые имеют тенденцию к частому повторению.
Для эффективного решения проблем на основе данного подхода ЛПР необходимо располагать возможностями для получения опыта, а также способностями по анализу, обобщению и накоплению фактической информации.
Ситуационный подход обладает такими очевидными достоинствами, как
· быстрота;
· отсутствие необходимости привлечения помощи экспертов, если подобная проблема имела место на предприятии;
· отсутствие необходимости переработки дополнительной информации о проблеме.
Недостатки:
· Применение данного подхода ограничено в тех случаях, когда проблемная ситуация сложна, трудно формализуема или уникальна.
· Сложность формализации, что обуславливается трудностями, связанными с извлечением знаний, касающихся решения проблем, у опытных специалистов и их представлением в виде, пригодном для использования другими людьми.
Чрезмерная ориентация на опыт смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за этого руководитель может упустить новую альтернативу, которая могла бы быть более эффективной.
Рациональное решение проблем (системный подход).
Наибольший удельный вес среди проблемных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в настоящий момент руководителям предприятий, составляют такие, которые можно отнести к классу слабоструктурированных, характеризующихся непредсказуемостью, сложностью, отсутствием строгих алгоритмов решений и требующих при своем решении активного участия человека.
Для решения задач данного класса лицо, принимающее решение (ЛПР), использует методы и подходы, отличные от тех, которые применяются при решении хорошо структурированных задач.
Для решения проблем, характеризующихся сложностью и уникальностью, наибольшее распространение получил в силу своей универсальностисистемный подход или процедура рационального решения проблем.
Именно методам реализации данной процедуры посвящено большинство исследований, касающихся методологии принятия управленческих решений.
Главное различие между решением рациональным и основанным на опыте заключается в том, что рациональное решение не зависит от прошлого опыта.
Рациональное решение описывается с помощью объективного аналитического процесса, этапы которого более подробно будут рассмотрены в следующем разделе.
Укрупнено, в соответствии с данным подходом, руководитель, решая проблему, проходит, по мнению большинства авторов, в общем случае через следующие пять стадий:
1. Выявление проблемы
1. Структурирование и диагностика проблемы
3. Проектирование решений
4. Выбор решения
5. Реализация решения
5.2. Основные этапы разработки управленческих решений
Процесс принятия решений при кажущейся простоте - очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся.
Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.
На рис. 5.1. представлен универсальный алгоритм, являющийся обобщением многочисленных схем принятия решения в рамках подхода, основанного на процедуре рационального решения проблем [5].
В приведенной укрупненной блок-схеме представлены основные этапы принятия решения и их технологическая последовательность.
Ниже мы обсудим каждый из этапов разработки и реализации управленческого решения, включенных в блок-схему, сгруппировав их в группы этапов – стадии, в соответствии с той ролью, которую они играют в процессе управления организацией.
Первая стадия разработки управленческого решения включает следующие этапы:
· Интерпретация текущей ситуации.
· Уточнение целей, стоящих перед ЛПР.
· Выявление факта возникновения или существования проблемы. Определение степени критичности проблемы.
Цель стадии - установление факта возникновения или существования проблемы, степени ее критичности, формализация постановки решаемой проблемы и приведение ее, если это возможно, к некоторому виду, удобному для понимания и проведения дальнейшего анализа.