Этапы рационального управленческого решения

§ Диагноз проблемы. Проблема — не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной — относящейся к делу, уместной.

§ Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений. Ограничения — наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были реалистичными. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии — это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Критерии могут быть количественными и качественными. Пример — выбор (покупка) автомобиля.

§ Определение альтернатив. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.

§ Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки — стоимость (прибыль) альтернативных проектов. Балльный метод. Учет рисков.

§ Выбор альтернативы. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение.

§ Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.

3.Приведите пример влияния социокультурных факторов на организацию.

Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации. Для того, чтобы определить наиболее значимые возможности и угрозы со стороны социальных и культурных факторов, организациям необходимо учитывать новые тенденции на начало 2000-хгг. (например, такие факты, как более образованный потребитель, возросшее количество работающих женщин, стареющее население). Так, например, стареющее население с большим процентом людей старше 55—60 лет означает благоприятные возможности (в смысле увеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в тех областях, которые вызывают наибольший интерес у пожилых людей, — социальная защита пенсионеров и малоимущих, благотворительность, патронаж, здравоохранение и т.д. Можно перечислить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чаще всего: рождаемость; смертность; коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; коэффициент средней продолжительности жизни; располагаемый доход; стиль жизни; образовательные стандарты; покупательские привычки; отношение к труду; отношение к отдыху; отношение к качеству товаров и услуг; требование контроля за загрязнением окружающей среды; экономия энергии; отношение к правительству; проблемы межэтнических отношений; социальная ответственность; социальное благосостояние. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия

4.Объясните, почему различаются проявления социальной ответственности со стороны трех организаций: завода, больницы и университета.

Социальная ответственность (в бизнес-компании, в больнице или в университете) может возникнуть в двух областях. Она может быть следствием социальных воздействий организации и может также возникнуть как проблемы общества. Современная организация существует ради предоставления обществу конкретных услуг.Цель больницы заключается не в том, чтобы обеспечить работой медсестер и поваров. Главное в ее работе — это лечение пациентов и забота о них. Но для достижения этой цели присутствие медсестер и поваров обязательно. И они очень быстро формируют трудовое сообщество со своими задачами и проблемами. Цель ферросплавного завода состоит не в том, чтобы шуметь или выпускать в атмосферу ядовитые пары. Его предназначение — производство высококачественных металлов, необходимых потребителю. Но для того чтобы делать это, завод действительно производит шум, испускает тепло и пары. Социальные проблемы, например упадок системы образования, напротив, являются больше результатом нарушения нормальных процессов в обществе, чем воздействия организации и последствий ее деятельности. В сталелитейной компании, описанной в предыдущей главе, действительно была расовая дискриминация. Но причиной ее, конечно, была не деятельность организации, дискриминация не была результатом ее воздействия. В бизнесе межрасовые проблемы старого Юга США давно считаются главным препятствием на пути индустриализации и экономического развития. И этому внешнему условию вынужден соответствовать любой институт, функционирующий в обществе южан. Исходя из того, что институт может существовать только в конкретной социальной среде, являясь на самом деле органом общества, социальные проблемы не могут не оказывать на него воздействия. Процветающий бизнес, процветающий университет, процветающая больница не могут функционировать в нездоровом обществе. Менеджмент заинтересован в благополучном обществе.

Альтернатива

Металлургический завод благоприятен для долгосрочного бизнеса. Даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием будут высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль. Тип отношений социальной ответственности - конкуренция.
· У больницы достаточно ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Так как его бизнес располагает людскими ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды. Тип отношений социальной ответственности - социальное партнерство.
· Моральное обязательство вести себя социально ответственно относится к университету, который должен действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Если студентов удовлетворяют полученные знания, они продолжают учиться, в противном случае переходят к конкурентам, т.е. в другой университет. Тип отношений социальной ответственности - репутация.

Наши рекомендации