Вопрос № 32. Миссия и основные цели организации. Их характеристики.
Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации. Первостепенной целью организации является осуществление ее миссии, т. е. смысла ее существования. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации.
ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ.
Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения. Выбор слишком узкой цели может сузить возможности руководства находить альтернативы при принятии решений. Выбор слишком обширной миссии может повредить успеху организации.
Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени. долгосрочными или краткосрочными,достижимымии перекрестно поддерживающимися.
Важное значение имеет связь между ценностями, которых придерживается высшее руководство, и общефирменными целями. Ценности руководства проявляются в целях организации.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:
· КОНКРЕТНЫЕ И ИЗМЕРИМЫЕ ЦЕЛИ - выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.
· ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ВО ВРЕМЕНИ- конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат.
Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки:
- долгосрочная цель – имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше — для передовых в техническом отношении фирм
- краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года
- среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет
· ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ - цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.
Цели организации могут быть направлены на: прибыльность, рынки, производительность (эффективность), продукция, финансовые ресурсы, исследования и внедрение новшеств, человеческие ресурсы, организация (изменения в структуре или деятельности), социальная ответственность (например: финансовые взносы).
Существуют 2 группы целей: рыночные, финансовые (размер чистой прибыли).
Вопрос № 33. Планирование, причины необходимости в нем. Три уровня планирования, временные интервалы уровней планирования.
Стратегическое планирование – это процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Стратегические планы должны разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальных позиций.
Ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования.
Назначение планирования, как функции управления: стремление заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность, достижения конкретных целей с учётом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурами подразделений фирмы.
3 уровня планирования в организации:
1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ(от 5 лет и более)
· Выбор общего направления деятельности
· определение ресурсов
· сбор полной информации о рынке
· формулирование основных идей, расчет возможных долгосрочных последствий.
· разрабатываются новые возможности фирмы (приобретение оборудования)
2. ТАКТИЧЕСКИЙ(текущий)
· Определяет ближайшие перспективы развития
· Постановка конкретных задач для крупных подразделений
· Распределение ресурсов
· Расчет ближайших последствий
3. ОПЕРАТИВНЫЙ
· Определяет конкретные действия, необходимые для выполнения поставленных задач
· Использование ресурсов
· Создание механизмов контроля и координации действий
[1] Ограничения – отсутствие какого-либо ресурса, необходимого для решения проблемы.