Правила обслуживания котла во время его работы
5.3.1Поддерживать нормальный уровень воды в барабане котла и обеспечивать равномерное питание его водой. При этом не допускать, чтобы уровень воды опускался ниже допустимого низшего уровня или поднимался выше допустимого высшего уровня +90мм от среднего (на 180 мм ниже геометрической оси).
5.3.2Следить за исправным состоянием водоуказательных приборов. Продувать водоуказательные приборы не реже одного раза за смену в соответствии с указаниями п.4.10 настоящей инструкции с записью в оперативном журнале.
5.3.3Следить за исправным состоянием предохранительных клапанов и отсутствием парения. Давление (избыточное) начала открытия клапанов по давлению за пароперегревателем и в барабане составляет 10,45 МПа (106,5 кгс/см2) и 11,88 МПа (121,0 кгс/см2) соответственно.
Проверку исправности предохранительных клапанов производить по графику, утвержденному главным инженером, с записью в оперативном журнале.
Работа котла с неисправными или не отрегулированными предохранительными клапанами запрещается.
Запрещается заклинивать предохранительные клапаны или дополнительно нагружать.
5.3.4Следить за процессом горения в топке, своевременно производить регулировку тяги и дутья.
5.3.5При повышенной влажности твердого топлива и ограничении паропроизводительности котла включать в работу горелки. Минимальное рабочее давление газа перед горелками составляет 10 кПа, а максимальное – 25 кПа.
5.3.6Операции по увеличению нагрузки котла при ручном управлении производить в следующей последовательности:
1)при работе на твердом топливе (режим«Твердое топливо и газ»):
- увеличить обороты привода питателя топлива;
- воздействием на привод ВГД отрегулировать температуру кипящего слоя (не допускать повышения более 900оС);
- при давлении воздуха на напоре ВГД менее 9,0 кПа и уровне песка в кипящем слое менее 55 см подать песок в предтопок для достижения заданного уровня
(55-65 см);
- отрегулировать расход воздуха на вторичное дутье по показаниям кислородомера в уходящих дымовых газах;
- по возможности уменьшать нагрузку горелок №3 и №4 в топке с последующим их отключением;
- при достижении средней температуры дымовых газов в предтопке более 650°С отключить одну горелку №1(№2);
- при достижении средней температуры дымовых газов в предтопке более 750°С отключить вторую горелку №2(№1) предтопка;
- при снижении средней температуры в предтопке до 600°С необходимо осуществить включение одной или двух горелок №1 или №2 предтопка;
- отрегулировать разрежение в топке.
2)при работе на природном газе (режим«Газ»):
- увеличить подачу газа;
- увеличить подачу воздуха в горелку;
- отрегулировать разрежение в топке.
5.3.7Операции по уменьшению нагрузки котла при ручном управлении производить в следующей последовательности:
1)при работе на твердом топливе (режим«Твердое топливо и газ»):
- по возможности уменьшать нагрузку горелок №3 и №4 в топке с последующим их отключением;
- для последующего снижения нагрузки уменьшить обороты привода питателя топлива;
- воздействием на привод ВГД отрегулировать температуру кипящего слоя (не допускать повышения более 900оС);
- при давлении воздуха на напоре ВГД менее 9,0 кПа и уровне песка в кипящем слое менее 55 см подать песок в предтопок для достижения заданного уровня
(55-65 см);
- отрегулировать расход воздуха на вторичное дутье по показаниям кислородомера в уходящих дымовых газах;
- при достижении средней температуры дымовых газов в предтопке более 650°С отключить одну горелку №1(№2);
- при достижении средней температуры дымовых газов в предтопке более 750°С отключить вторую горелку №2(№1) предтопка;
- при снижении средней температуры в предтопке до 600°С необходимо осуществить включение одной или двух горелок №1 или №2 предтопка;
- отрегулировать разрежение в топке.
2)при работе на природном газе (режим«Газ»):
- уменьшить подачу воздуха в горелку;
- уменьшить подачу газа;
- отрегулировать разрежение в топке.
5.3.8Во время смены вести систематические наблюдения за:
1) режимом горения твердого топлива и работой горелок;
2) работой системы подачи топлива в котел;
3) отсутствием свищей в трубах поверхностей нагрева, коллекторах, перепускных трубах, периодически прослушивая и осматривая их;
4) работоспособностью систем контроля, дистанционного управления и авторегулирования, защит, блокировок и сигнализации;
5) плотностью газовоздушного тракта;
6) состоянием арматуры пароводяного тракта, шиберов газовоздушного тракта котла;
7) состоянием изоляции и обмуровки;
8) работой вспомогательного оборудования;
9) исправностью основного и аварийного освещения;
10)исправностью систем связи.
5.3.9Каждую смену производить осмотр котла и вспомогательного оборудования, обнаруженные дефекты фиксировать в специальном журнале учета дефектов.
5.3.10Один раз в смену осматривать все газопроводы в пределах котла, утечки газа определять по звуку, на ощупь, по запаху или нанесением мыльного раствора на места возможных утечек газа.
При выявлении утечки газа немедленно сообщить об этом начальнику смены станции; принять меры к устранению утечек и организовать вентиляцию помещения.
5.3.11Поддерживать номинальную температуру перегретого пара 510°С на выходе из котла, не допуская ее отклонение выше +5оС и ниже -10оС. Регулирование температуры перегретого пара осуществлять впрысками №1 и №2. При этом в первую очередь нагружается впрыск №1, обеспечивая общее снижение температур пара и металла по тракту (в том числе обеспечивая защиту радиационного пароперегревателя), а впрыск №2 находится в минимальном регулировочном диапазоне, обеспечивающем оперативное выдерживание выходной температуры перегретого пара.
Следить за тем, чтобы температура металла змеевиков пароперегревателя вне зоны обогрева не превышала:
- радиационный пароперегреватель нижний – 565°С;
- радиационный пароперегреватель верхний – 500°С;
- КПП-3 – 530°С.
При этом средние температуры пара в коллекторах пароперегревателя не должны превышать следующих величин:
- за экранами ограждений - 371°С;
- за КПП-1 - 474°С;
- за 1-м впрыском - 391°С;
- за РПП - 464°С;
- за 2-м впрыском - 454°С;
- за КПП-3 - 515°С.
Возможные причины повышения температуры перегретого пара:
- неисправность системы регулирования температуры перегретого пара;
- увеличение тепловыделения в топке;
- снижение расхода пара от котла;
- повышение избытка воздуха в топке;
- загрязнение труб экранов топки;
- понижение температуры питательной воды.
Возможные причины понижения температуры перегретого пара:
- неисправность системы регулирования температуры перегретого пара;
- снижение тепловыделения в топке;
- увеличение расхода пара от котла;
- загрязнение труб пароперегревателя;
- высокий уровень воды в барабане;
- высокая щелочность и вспенивание котловой воды;
- неисправность сепарационных устройств;
- повышение температуры питательной воды.
5.3.12Следить за правильной эксплуатацией трубопроводов в пределах котла. При этом:
1) следить за исправным соединением всех соединительных частей трубопроводов, вентилей, задвижек и кранов;
2) вентили, задвижки и краны на всех трубопроводах открывать медленно и осторожно;
3) вентили, задвижки и краны закрывать плотно, причем последние обороты маховика производить быстро;
4) редко работающие вентили, задвижки и краны проверять не реже одного раза в десять дней путем их частичного открытия и закрытия.
5.3.13Следить за температурой уходящих газов и сопротивлением газового тракта. Их повышение свидетельствует о загрязнении труб пароперегревателя, экономайзера и воздухоподогревателя.
5.3.14Для поддержания чистоты пароперегревателя 1-й и 3-й ступеней и экономайзера 2-й ступени периодически производить их очистку с помощью сажеобдувочных аппаратов. Обдувка поверхностей нагрева производится паром 4,0 МПа по ходу движения дымовых газов на установившейся нагрузке котла. Периодичность обдувок и диапазон нагрузок определится при проведении наладочных работ.
5.3.15Поддерживать нормальный водно-химический режим работы котла и качества пара. Водно-химический режим должен обеспечивать работу котла без повреждений и снижения экономичности, вызванного образованием:
1) накипи и отложений на внутренних поверхностях нагрева;
2) шлама в котле;
3) коррозии внутренних поверхностей экранных труб.
Регулирование непрерывной продувки осуществлять по указанию лаборанта ХВО. Периодическую продувку также проводить по указанию лаборанта ХВО, но не реже одного раза в сутки.
5.3.16Производить удаление крупных фракций из кипящего слоя (при работе на твердом топливе) через три-четыре часа и в случаях обнаружения нарушений в работе кипящего слоя (перекосы температур и уровней песка в кипящем слое, ухудшение горения и неравномерность кипения по поверхности слоя), для этого:
- подать техническую воду для охлаждения подшипников, узлов и валов шнековых питателей шлака (открыть вентили К11-ВТ-6,7);
- включить транспортер золошлакоудаления;
- включить шнековые питатели шлака;
- по очереди открывать секторные затворы на сбросе шлака из предтопка и контролировать сброс шлака. После удаления крупных фракций закрывать секторные затворы ;
- после удаления шлака отключить шнековые питатели шлака;
- отключить транспортер золошлакоудаления;
- отключить техническую воду на охлаждение подшипников, узлов и валов шнековых питателей шлака (закрыть вентили К11-ВТ-6,7).
5.3.17Производить удаление золы из электрофильтра (при работе на твердом топливе) каждые три-четыре часа, для этого:
- включить транспортер золоудаления из электрофильтра;
- включить шлюзовые питатели электрофильтра;
- открыть затворы над шлюзовыми питателями и произвести удаление золы из бункеров электрофильтра;
- после удаления золы из электрофильтров закрыть затворы над шлюзовыми питателями;
- отключить шлюзовые питатели электрофильтра;
- отключить транспортер золоудаления из электрофильтра;
5.3.18Контролировать отсутствие загорания твердого топлива в бункере топлива при обходе оборудования 1 раз в 2 часа. При загорании топлива включить систему пожаротушения бункера и подать пар на пожаротушение течек бункера.
5.3.19При работе котла на твердом топливе газопроводы котла находятся в рабочем режиме, при этом:
1) открыта задвижка К11-Г-3 на газопроводе к котлу;
2) открыты вентили К11-ГЗ-1,3,5,7,9,11,13,15 на газопроводе к ЗЗУ;
3) закрыты вентили К11-Сч-1,2,3,5,7,9 на продувочных трубопроводах;
4) закрыты ПЗК К11-Г-5,6,8,9,11,12,14,15 на газопроводах к котлу;
5) закрыты ПЗК К11-Г-4,8,12,16 на газопроводах к ЗЗУ;
6) открыты клапаны К11-Сч-4,6,8,10 на свечах безопасности;
7) закрыт вентиль К11-ВС-2 на подводе воздуха в газопровод, перед вентилем установлена заглушка;
8) закрыты вентили на пробоотборных линиях.