Социально-коммуникационные институты
Археокультурная общинная коммуник-ая сис-а не имела коммуникации-ых служб. Для удовл-я абсолютных и вторичных коммуникации-х потреб-й первобытных общин было достат. 2 естеств-х (невербальный и вербальный) и двух искусственных (символьные и иконические док.) ком-х каналов. Посредством этих каналов община осущ. сущн. фун-и:распростран. смыслов в соц. простр. (коммуникационно-пространственную) и мнемическую (коммуникационно-временную), а также прикладные фун-и: магическую и соц-ии молодежи. С появл. пис-ти возник. потр-ть в службах оформления и размнож. док. (писцы, переписчики, скриптории), хранения, обработки и распростран. док. (б-и, кн.торговля). Сформ-сь рукописная документная с-ма, включ. 2 контура:обобщ-ия и хранения, обработки и распростран. Становл. Мануфактуры стимул-сь ростом комм-ых потреб-ей дух.жизни и социально-кул-ой практики. Появил. нов. службы: типографии и книгоиздательские дома, книготорговые предприятия, бг службы, б-ки, включая национальные. В век Просвещения (XVIII век) магическую фун-ю книги сменила национально-символическая прикладная фун-я — нац. лит. яз., нац. б-ки, нац. БГ стали символом самосознания формирующихся европейских наций.
Соц. ин-т-нормативным подход-совокупность историч. сложившихся неформальных соц.норм (обычаев или стереотипов), концентрирующихся вокруг какой-то гл. цели, ценности или потребности. Пр: ин-т семьи, экономич. ин-т (производство и распределение товаров), ин-т морали. Норм. институтами в обл. соц. ком. явл. естеств. яз., фольклор, иску-тво, народ. традиции и народ. промыслы.
-учрежденческое поним.-формально организованная система учр-й (служб, центров) и проф.групп, обладающая опред., социально признанным назначением. Нормативные институты отличаются от учреждений тем, что они являются неформал, т. е. не учреждаются властью, не имеют проф.кадров и не нуждаются в офиц. признании их общ-го назначения.
Соц.-коммуникационный ин-т-элемент индустриал. с-мы, представл. собой формал. учрежденную, т.е. имеющую свой орган управления, совок-ть организац. и техн-ких сис-м, облада. опред-ым, соц. признанным назначением.
Четырехслойная структура индустриальной сис-ы
•норм- ком-ые ин-ты;
•учрежденческие коммуникационные ин-ы общего назначения, включ. кумулятивные и некумулятивные ин-ы;
•ком-ые службы некоммун-х соц. ин-ов и спец. коммуник-ые ин-ты (ГСНТИ);
•доинституционные коммуник-ые службы.
В совр. индустриальной различ.я след. виды ин-ов.
1.Кумулят-ые ин-ы, выпол. фун-и социально-временную (социально-мнемическую)
•архив. дело;
•биб-но-бг дело;
•музейное дело;
•система НТИ;
•телекоммуникационные сети.
2.Некумул-ые ин-ы, не выполн. соц-но-мнемическую фун-ю и не входящ. в состав соц. памяти:
• народ. образ.е;
•система масс. ком-и (радио, телевидение);
•ср-ва связи: почта, телеграф, телефон;
•газетно-журнальное дело;
•книгоиздательское дело;
•книготорговое дело;
•туристическое дело;
•культурно-досуговая система.
Все они ориент-ны удовлет-е коммуник-ых потреб-ей об-ва,=>входящие в них службы назыв. общими, или публичными, мас., общедос-ми.
Всем коммуник-ым явл.-от уст. коммун-и до индустриальной свой-ы 2 основопол. сущностные фун-и:коммуникационно-пространственная и коммуникационно-временная. На базе этих функций в док. сис-ах развиваются допол. сущн-ые фун-и: ценностно-ориентационная, формир-я док. потоков, поисковая.
Все соц.-ком-е ин-ты имеют сущностные и прикладных функций
Потребность есть источник и побуждающий фактор всякой чел. д-ти. Нет потребности-нет д-ти Потреб-ти свой-ны только живым организмам и соц. общностям, потреб-ть-атрибут жизни, отличит. св-во живого. Эо св-в явл.функциональным, т.е. выпол.пред-е фун- в ж/д живых систем.
Три рода субъектов (носителей) потреб-ей:
• биологич. организмы; человек; соц. общ-ти
Функции потреб-й-одинаковы для всех: сигнальная (отражательная) и побуждающая.
Коммуникационная потреб-ть свойственна не любым живым системам, а лишь обладающим сознанием субъектам, которые способны осуществлять коммуникац-ю д-ть
Коммуникационная д-ть есть движение смыслов в соц. пространстве, кот.способна удовлетворить коммуникационную потреб-ть, если последняя осознается субъектом как недостаток знаний, умений или других смыслов, т. е. как неполнота содержания сознания.