Организация работы в библиотеке, её сущность и значение.
Управление библиотечными технологиями базируется на теории, методике и практике научной организации труда (НОТ). Под НОТ понимается комплекс организационных, технико-экономических, гигиенических и социально-психологических мероприятий, обеспечивающих рациональное выполнение библиотечных технологических процессов и операций.
При научной организации труда практическому внедрению конкретных технологических решений предшествует тщательный научный анализ библиотечных процессов и условий их выполнения, а практические рекомендации базируются на достижениях современной науки и инновационной техники. НОТ позволяет наилучшим образом использовать библиотечные ресурсы в целях совершенствования деятельности библиотеки; повышения производительности и качества библиотечного труда; сохранения здоровья сотрудников и укрепления престижа библиотечной профессии. Базируясь на общих принципах научной организации труда, НОТ в библиотечном деле имеет свои особенности, связанные с его спецификой. Поэтому один из основных принципов НОТ — добиваться максимальных результатов при минимальных затратах труда и средств — имеет библиотечном деле особое значение. Здесь задача НОТ заключается в том, чтобы, рационально организуя выполнение технологических процессов и операций, добиваясь экономии рабочего времени, использовать его для творческой работы, для улучшения обслуживания читателей.
НОТ в библиотеках — это рациональная организация труда не только библиотекаря, но и читателей, на заботу о которых и должны быть направлены, прежде всего, все усовершенствования в библиотечной технологии. В частности, недопустимо, когда библиотекари в целях экономии рабочего времени и облегчения своего труда перекладывают часть своих производственных обязанностей на плечи читателей.
Как уже неоднократно отмечалось выше, специфичной чертой библиотечной работы является ее многофункциональность и многоплановость, что особенно характерно для небольших библиотек. Эта особенность затрудняет управление библиотечными процессами и требует четкой организации труда на каждом рабочем месте библиотекаря. При всей многоплановости библиотечной работы в ней присутствует много повторяющихся процессов и операций (обслуживание читателей, обработка литературы, статистический учет и т. п.), что позволяет автоматизировать и механизировать выполнение таких процессов.
Основными направлениями НОТ в библиотечном деле и управлении библиотечными технологиями являются:
• разделение и кооперация библиотечного труда;
• внедрение передовой технологии и прогрессивных методов труда;
• совершенствование организации рабочих мест и улучшение условий труда;
• нормирование и планирование библиотечного труда.
В структуру управления библиотечными технологиями входит также инновационная деятельность библиотеки, направленная на поиск наиболее рациональных и эффективных путей и способов выполнения библиотечных работ, а также забота о повышении профессионального уровня библиотекарей. Эти направления входят в структуру методической работы библиотеки и рассмотрены в разделе «Методическое обеспечение библиотечной деятельности».
4..Организационное развитие системы управления библиотекой.
Структура управления б-кой – под ней понимают совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых взаимоотношениях и обеспечивают их функционирование как единого целого.
Элементы:
1. Отдельные руководители;
2. Службы;
3. отдельные части аппарата управления.
Отношения поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям; линейным и функциональным.
Горизонтальные связи – носят хар-р соглашения и располагаются на одном уровне.
Вертикальные связи – связи подчинения.
Структура управления в б-ке поострена в соответствии с принципами управления.
В начале 20 века создавались формальные структуры управления или бюрократические. В них главное внимание уделялось разделению труда на ф-ции. Основные характеристики:
1. очень точное разделение труда;
2. иерархичность управления;
3. характерно наличие формальных правил и норм.
1. Горизонтальные связи.
2. Вертикальные связи.
Линейная связь – движение управленческих решений между линейными руководителями.
Функциональные связи – действуют по линии движения управленческих решений и информации. В зависимости от различных ф-ций управления.
ЛИНЕЙНАЯ структура.
Встречается в небольших б-ках, б-ках-филиалах. Она основана на взаимодействии руководителя и подчинённых (нет приказа – не функционирует, есть – работаем). Руководитель единолично отвечает за работу подчинённых звеньев.
ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ.
В б-ках подразделения собирают, анализируют информацию и подают на верх, где и принимают управленческие решения. Здесь руководители подразделений не принимают решений, а только могут подготовить его (решения принимают линейные руководители). Она более эффективна. Б-ка более крупная.
ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ.
Она характеризуется созданием особых координационных звеньев, которые имеют право воздействовать на все подразделения б-ки, например, Совет при директоре.
ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ.
Централизация координации с децентрализованным управлением, в современных условиях сюда можно отнести управление ЦБС.
АДАПТИВНАЯ.
Индивидуальная ответственность каждого за общий итог, результат:
-- Отрицание формальных отношений;
-- Сокращение качества иерархических отношений;
-- и т.д.
ВИДЫ:
-- Программно-целевые;
-- Проектные;
-- Матричные;
-- Бригадные.
5.Финансово-экономическая деятельность библиотек.
в настоящее время период ФЭ положение библиотек слабое. Причины:
1.Абсолютизация ассигнований. Бюджетные организации находятся в основном на одном источнике финансирования.
2.Принципы финансирования (остаточный, затратный, сетевой).
3.Мизерность бюджетных ассигнований выделенных на культуру.
4.Отсутствие в библиотечных учреждениях собственных денег (наличных).
5.Переход всех издающих учреждений на хозрасчёт и удорожание изданной продукции.
6.Несоответствие оплаты труда библиотечных работников, объёму выполняемой работы.
принципы финансирования.
1.Остаточный – выделение средств из бюджета на культуру после выделения средств на приоритетные области.
2.Затратный – выделение средств на основе затрат текущего года.
3.Сетевой – выделение средств в среднем на одну организацию, а затем путём умножения количества библиотек выделение на систему.
Прогрессивные принципы: 4. Нормативный принцип (в зарубежных странах).
1.Программно-целевой – выделение средств из различных источников для выполнения определённых программ.
источники финансирования.
1. Бюджет учреждений (БУ).
2. Дополнительные источники финансирования.
I.а) 1. Государственный бюджет (только НББ), в тоже время часть расходов независимо от ведомственных процессов государства, это подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров.
2. Содержание методических центров (центральные, областные)
3. Проведение централизованного книгоснабжения.
4. Местный бюджет – областные библиотеки, ЦБС, Горисполком, Райисполком.
Из чего состоит бюджет.
Подоходный налог;
1.Налог на добавленную стоимость.
2.Плата за землю.
3.За использование природных ресурсов.
4.Налоги с кооперативов.
5.За оформление документов.
6.Штрафные санкции.
б) Бюджет организаций и учреждений государственных (библиотеки учебных заведений, медицинские библиотеки). Организации решают сами сколько денег выделить .
в) Предприятия, организации не государственные. (Информационные центры, фирмы, учебные коммерческие учреждения).
II. Дополнительные источники:
-- доходы от предпринимательской деятельности;
-- спонсоры, меценаты.
Дополнительное финансирование б-к может осуществляться за счёт средств физических и юридических лиц (оказание платных услуг, добровольное пожертвование). Б-ки РБ стали притягивать внебюджетные источники, получать доходы от:
-- свышнормативной прибыли, услуг;
-- прибыль от совместной деятельности и с коммерческими структурами;
-- спонсорство.
Услуга – итог деятельности, которая направлена на удовлетворение определённых потребностей пользователей, материально не измеряется.
Группы библиотечно-информационных услуг (платных):
1. Копирование;
2. Составление библиографических списков;
3. Продажа списанной литературы;
4. Сдача в аренду помещений и т.д.
Финансовые документы.
Все б-ки ведут финансовую документацию. Финансовая деятельность ведётся бухгалтерией.
Основные финансовые документы:
1.Договоры и контракты с партнёрами;
2.Положения, которые регламентируют финансовую деятельность б-ки;
3.Планы экологического и социального развития.
Базовыми документами, которые регламентируют финансово-экономическую деятельность б-ки, являются:
1. Статут или Положение б-ки;
2. Положения и инструкции, которые регламентируют разные аспекты деятельности б-ки.
Основным финансовым документом независимо от работы является смета.
Смета состоит из 3-х частей:
1. Производственные показатели
2. Расход средств за текущий год и распределение по статьям и поквартально
3. Планирование средств на следующий год по статьям и поквартально
Библиотечные учреждения используют следующие статьи сметы:
Ст 1. Заработная плата (зависит от группы библиотек по оплате труда, от категории работника, доплата за стаж и знание иностранного языка)
Ст 2. Начисления на заработную плату. Данная ст. рассчитывается 36% от первой статьи и используется на оплату по социальному страхованию, а также на проведение оздоровительных мероприятий для членов семьи.
Ст 3. Канцелярские и хозяйственные расходы, текущий ремонт, оплата за телефон, отопление, освещение и оплата льгот с этой статьи.
Ст. 4. Командировочные и служебные расходы. Поездки на семинары… (проживание, проезд)
Ст. 5. Приобретение литературы и др. документов
Ст. 12. Приобретение оборудования и инвентаря
Ст. 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений
Ст. 18. Прочие расходы
В связи с переходом на самофинансирование учредители финансовых средств имеют возможность определять расходы по статьям кроме ст 1 и ст 2 и объединять статьи 3, 4, 5, 12 и 18 как прочие расходы минус – в банке деньги стоят по общей статье.