Организация ремонтного хозяйства. Сущность понятия «ремонт», его виды и значение

Ремонт (фр. remonter – поправить, пополнить, снова собрать) – совокупность технико-экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием и частичным или полным восстановление потребительской стоимости основных фондов (средств производства) или предметов личного пользования.

Согласно действующим стандартам ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности либо работоспособности изделий или их составных частей.

В процессе ремонта устраняются дефекты и отклонения, которые препятствуют нормальной работе оборудования. Детали и узлы, которые износились, заменяются новыми или восстанавливаются к первоначальному состоянию.

Весь комплекс работ, связанных с надлежащим и своевременным обслуживанием, надзором и осуществлением ремонтов оборудования, обеспечивает ремонтное хозяйство металлургического предприятия. Систематическое осуществление профилактических мероприятий ремонтного характера и проведение различных видов ремонта оборудования имеют целью поддержание его в работоспособном состоянии, отвечающем установленному уровню его производительности в заданном режиме работы. Отсюда главой комплексной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение эффективной и безаварийной работы производственного оборудования при наименьших затрат времени, труда и средств на выполнение операций ремонта и обслуживания. Выполнение этой задачи должно базироваться на высоком техническом уровне материальной базы ремонтного хозяйства и рациональных формах и методах организации его функционирования.

Объектами ремонтного обслуживания являются здания, сооружения, металлургические агрегаты, нагревательные устройства и термические печи, подъемно-транспортное, механическое и энергетическое оборудование все виды коммуникаций и др. Ремонтное обслуживание указанных объектов требует наличие достаточно мощной ремонтной базы. Поэтому в условиях современного металлургического предприятия ремонтное хозяйство включает ряд крупных ремонтных цехов и служб, осуществляющих как собственно ремонты, так и изготовление сменного оборудования, специальных металлоконструкций, запасных частей и так названного нестандартного оборудования.

В процессе ремонта устраняются дефекты и отклонения, которые препятствуют нормальной работе оборудования. Поэтому различают следующие виды ремонта:

1. Текущий ремонт осуществляется для гарантированного обеспечении я нормального функционирования оборудования и других средств работы. Это есть минимальный по объему работ ремонт, в походке которого заменяют, быстроизнашиваемые детали, узлы, проводят техническое обслуживание и регулирование механизмов.

2. Средний ремонт состоит в частичной разработке механизмов, замене изношенных деталей, узлов, складывания, регулирования и испытания под нагрузкой.

3. Капитальный ремонт это наиболее сложный за объемами и затратами ремонт. Он предусматривает полную замену всех изношенных частей деталей узловую сборку механизмов; складывание механизмов, их регулирование и испытание в отдельности и в целом единиц оборудования. Капитальный ремонт имеет за цель восстановить все первоначальные показатели оборудования в максимально возможной степени.

Для осуществления среднего и капитального ремонтов используются такие их виды:

¾ узловой ремонт, он состоит в том, что предварительно (к остановке оборудования) в ремонтных подразделах готовятся узлы, которые в походке ремонта монтируются вместо изношенных или плохо работающих. Снятые узлы в ремонтных подразделах квалифицированно ремонтируют и используют в очередном ремонте. Узловой ремонт есть эффективным на предприятиях с большим числом однотипных станков или приборов;

¾ последовательно – узловой ремонт – узлы и важные элементы последовательно, по графику заменяются независимо от того, работают они или нет. Это дает возможность значительно повысить надежность оборудования;

¾ текущий – узловой используется для ремонта на поточной линии массовых однотипных деталей и узлов. Это значительно сокращает затраты на ремонт;

¾ стендовый ремонт предусматривает перемещение всей машины или приборов в специальное помещение, где на специальных стендах ремонтируют, налаживают и подвергнут испытанию отдельные узлы и составные элементы. Такой ремонт наиболее распространен при ремонте сложной техники приборов;

¾ фирменный ремонт выполняется специализированными предприятиями (фирмами), которые изготавливают данный вид продукции или выполняют сервисный ремонт на основе прямых контрактов с предприятиями – производителями от их имени;

¾ секционный ремонт предусматривает ремонт оборудования – агрегатов по отдельным секциям, который дает возможность сократить время.

Значение ремонта основных производственных фондов, повышение эффективности его организации обуславливаются следующими важнейшими факторами:

¾ капитальный ремонт является одним из способов воспроизводства основных фондов;

¾ на ремонт основных фондов ежегодно затрачиваются огромные средства; в себестоимости эти затраты достигают 6–20%;

¾ простои техники при ремонте негативно влияют на конечные результаты деятельности предприятий;

¾ в сфере ремонта заняты значительные ресурсы (например, затраты на поддержание грузового автомобильного транспорта в рабочем состоянии около 10 лет назад превышали затраты на его обновление более чем 12 раз, а рабочих, занятых на ремонтных работах было в 7 раз больше, чем производственных рабочих, станков на ремонтных работах было в 7,2 раза больше, чем по изготовлению такой техники);

¾ доля ручного труда в ремонтных работах достигает 75–90% против 20–30% на изготовление нового оборудования;

¾ ресурс отремонтированной техники не превышает ресурс нового оборудования, а составляет 40–50%. [4]

Литература 1 осн. [142-143], 2 осн. [114-115], 1доп. [33-43]

Контрольные вопросы

1. Какие специфические условия эксплуатации предъявляются к производст­ву, техническому обслуживанию и ремонту металлургических машин?

2. Какая система технического обслуживания применяется в период эксплуатации ММ?

3. Чьими силами выполняется ежесуточное техническое обслуживание ММ?

4. С какой целью выполняется техническая диагностика ММ?

5. В каких случаях эффективна система эксплуатации по заданному ресурсу?

6. Какие способы ведения работ предполагает система эксплуатации по состоянию?

Лекция №2. Подготовка технологического оборудования к эксплуатации

Подготовка к эксплуатации заключается в получении технологических машин от за­вода-изготовителя или регионального представителя завода (дилера) и последующем ее вво­де в эксплуатацию.

Технологические машины в зависимости от их габаритов и массы доставляются на предприятие в собранном виде или в виде отдельных узлов удобных для погрузки, перевозки и хранения. Транспортирование технологических машин может производиться грузовыми автомобилями, на автомобильных прицепах, в железнодорожных вагонах, а также в отдель­ных случаях водными и воздушными путями сообщения.

При получении машины завод-изготовитель (дилер) обязан предоставить будущему владельцу эксплуатационно-техническую документацию согласно перечню в паспорте пере­даваемой модели и совместно с получателем сверить принадлежность документов переда­ваемой машины по заводскому номеру в паспорте и на фирменной табличке, прикрепляемой снаружи; проверить осмотром совместно с получателем целостность сборочных единиц и наличие пломб, отсутствие повреждений.

В соответствии с ГОСТ 21601-68 «Эксплуатационные документы» вместе с оборудо­ванием должна поставляться следующая техническая документация:

- техническое описание конструкции и принципа работы оборудования;

- инструкция по эксплуатации оборудования;

- инструкция по межремонтному техническому обслуживанию;

- инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке на месте применения обо­рудования;

- формуляр на оборудование и паспорта на отдельные детали и узлы;

- ведомости ЗИП, которые составляются на оборудование, поставляемое вместе с ком­плектом запасных частей (3), инструмента (И), принадлежностей (П) и материалов, исполь­зуемых на месте эксплуатации оборудования;

- каталоги (например, каталоги чертежей и схем) и спецификации специального на­значения.

Использование по назначению представляет собой вид эксплуатации машины, при котором производится выбор ММ для использования на объекте применения, подготовка к еже­сменному использованию, управление машиной, установка машины у объекта применения, выполнение рабочих движений и операций, монтаж и демонтаж сменного рабочего оборудо­вания.

Под правильной организацией использования понимается: использование оборудова­ния по прямому назначению в условиях, соответствующих его области применения: закреп­ление оборудования за конкретными лицами, производящими его эксплуатацию: организа­ция правильного ухода за оборудованием: организация правильного учета работы оборудо­вания.

Большая часть технологических машин и оборудования предназначена для выполне­ния вполне определенных функций, поэтому не возникает затруднений в выборе типа маши­ны для выполнения того или иного производственного процесса. Следует только правильно подобрать типоразмер (модель) машины, чтобы в данных конкретных условиях эксплуата­ции достигнуть максимального эффекта от ее применения.

Транспортирование оборудования от места хранения к месту установки в технологи­ческих комплексах является трудоемкой и весьма ответственной операцией. Правильное транспортирование способствует предупреждению повреждения оборудования и несчастных случаев с ремонтным персоналом, уменьшает продолжительность и стоимость монтажных работ.

Транспортирование оборудования к месту его монтажа является подготовительной операцией в комплексе монтажных работ и должно осуществляться в соответствии с инст­рукциями, разрабатываемыми проектно-конструкторскими и научно-исследовательскими организациями.

Перед транспортированием крупногабаритные машины, разбирают на отдельные транспортабельные узлы. Доставку оборудования или его составных частей производят на грузовых платформах и специально изготовленных транспортных средствах. При этом необ­ходимо, чтобы транспортируемые узлы вписывались в нормальный габарит подвижного со­става и были надежно закреплены с помощью проволоки, цепей и других приспособлений.

Транспортирование узлов оборудования должно быть организовано в соответствии с последовательностью монтажа этого оборудования. Узлы, которые монтируются в начале работ, транспортируются в первую очередь, а узлы и детали, требующиеся при завершении монтажа - в последнюю. Фундаментные болты и детали крепления узлов машин и оборудо­вания укладывают в транспортные устройства так, чтобы избежать их механических повре­ждений при транспортировании.

Наши рекомендации