Работы Р. Коха и его школы. Их значение для мед. микробиологии. Сущность для бактериологического метода диагностики.

Раздел 1 Общая микробиология и вирусология.

1. Микробиология как фундаментальная наука, объекты изучения. Задачи мед. микробиологии и её значение в практической деятельности врача.

Микробиология – наука о невидимых невооруженным глазом одноклеточных организмах- микроорганизмах. К ним относятся :

1. простейшие

2. грибы

3. бактерии

4. актиномицеты

5. спирохеты

6. микоплазмы

7. риккетсии

8. хламидии

9. вирусы

мед . микробиология изучает возбудителей инфекционных заболеваний человека и микроорганизмы заселяющие тело человека в норме.

Задачи мед. микробиологии:

1. лабораторная диагностика.

2. этиотропная терапия

3. специфическая профилактика

методы микробиологии – изучение морфологии

бактериологический – изучение физиологических свойств

биологический – изучение патогенности на животных

серологический и аллергический – изучение специфических изменений в организме

под действием микроорганизмов

Исторические этапы развития микробиологии. Морфологический период (А. Левенгук, Д.Самойлович, Э. Дженнер).

Наука микробиология в своём развитии прошла 4 этапа:

1. этап описательный или морфологический (с середины 17 века до начала 19 века)

2. этап физиологический (с начала 19 века до конца 19 века)

3. этап иммунологический (с конца 19 века до середины 20 века)

4. этап современный (с середины 20 века до середины 21 века)

Описательный или морфологический период характеризуется изучением морфологии микроорганизмов. Начало науки связано с открытием А. Левенгука - микромира при помощи созданного им же микроскопа. А. Левенгук был суконщиком, когда ему было 60 лет он наблюдал под линзами дождевую каплю, взятую из бочки, и увидел в ней маленькие живые существа, он назвал их анимульки (зверушки). Только через 20 лет его наблюдения стали известны научному миру. В этот же период стало известно имя Э. Дженнера. Э. Дженнер – англ. сельский врач, который впервые применил вакцинацию(Vacca – корова). От коров больных коровьей оспой брал содержимое везикул и втирал в кожу людям, которые после этого не болели натуральной оспой. Вакцинация была эмпирическая, т. е. Э. Дженнер не мог научно объяснить этого, но оспопрививание стало возможным благодаря его наблюдениям. Он заметил, что доярки доившие коров больных оспой не болели натуральной оспой во время эпидемии. Д.Самойлович – поставил опыт по самозаражению чумой, чтобы доказать заразный характер бактерии чумы. Предлагал для уменьшения эпидемии проводить дезинфекцию – сжигать одежду, перевязочный материал, хоронить трупы, чтобы прекратить распространение эпидемии.

Работы Л. Пастера и его школы. Их значение в развитии общей и мед. микробиологии, прикладной иммунологии. Вакцины Пастера.

Второй этап развития микробиологии – физиологический. С начала 19в. до конца 19 в. связан с именем фр. учёного Л. Пастера. Л. Пастер – биохимик по профессии, изучал болезни вина и пива. Однажды к нему обратились виноделы и пивовары с просьбой предотвратить порчу вина и пива, которое не сохранялось до ярмарки. Он обнаружил, что процесс брожения не что иное как процесс дыхания анаэробов. Л. Пастер предложил способ борьбы с болезнями вина и пива пастеризацией (нагревание жидкостей до 50-70*С) при которой погибали микроорганизмы. Основная заслуга Л. Пастера научное обоснование и разработка вакцин. Л. Пастер установил, что если последовательно переносить возбудителя из одного невосприимчивого организма в другой, то его вирулентность уменьшается, таким образом мы можем получить патогенный вид с ослабленными свойствами т. е. вакцинный штамм. Л. Пастер создал вакцину против бешенства. Л. Пастер основал в Париже институт микробиологии.

В физиологический период микробиологии работал нем. химик Р. Кох, он предложил:

1. для окраски препаратов использовать анилиновые красители.

2. микрофотографирование.

3. плотные питательные среды.

4. бактериологический метод диагностики

5. изучил возбудителей холеры, сибирской язвы и туберкулёза (BC).