Принципы деятельности библиотек
В советское время главным принципом деятельности б-к был идеологический.
В законе 1995г. о библиотечном деле в РБ в статье 2, также есть основные принципы деятельности библиотек.
1. Выделение общечеловеческих ценностей в качестве человеческих.
2. Содействует возрождению и развитию национальных культур, сбережению историко-культурных ценностей страны.
3. Распространение гуманистических идей и научных знаний.
4. Свободный доступ к идеям разных направлений через библиотечные фонды.
5. Самостоятельность в выделении форм и методов деятельности библиотек.
В законодательстве 1993 г. «Концепции развития библиотечного дела в РБ» были выделены основные принципы деятельности библиотек в РБ:
1. Самостоятельность библиотек. Библиотеки управляются законами и являются самостоятельными в границах своего статуса (самост. в реализ. форм и методов своей работы), но они имеют разный уровень административной, юридической и финансовой самостоятельности, который выделяется видом и типом библиотеки (НББ – более самостоятельная, чем сельская библиотека).
2. Принцип гуманизации – бесплатность библиотечной услуги. Обеспечение библиотеками обслуживание социально незащищённых слоёв населения (пенсионеры, инвалиды…), распространение гуманистических идей.
3. Демократизм в условиях многопартийной системы, библиотека пользуется принципом общечеловеческих ценностей.
4. Динамизм. Библиотека должна усваивать всё новое, что происходит в обществе.
5. Эволюционного развития – стабильность библиотеки, недопустимость революционных переворотов.
Принципы деятельности б-к, выделенных в редакции закона «О библиотечном деле» 2002 г.
1. Определение общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных.
2. Содействие возрождению культурных традиций и сохранению ценностей белорусской национальности и других национальностей, которые живут в стране, сохранение историко-культурного наследия.
3. Распространение гуманистических идей, научных знаний и достижений мировой культуры.
4. Общедоступность информации о содержании БФ.
5. Самостоятельность в определении форм и методов работы.
6. Координация деятельности по созданию и использованию информационных ресурсов в целях удовлетворения разносторонних потребностей пользователей б-к.
Современные специалисты исходя из иерархии основных групп ценностей и необходимости соответствия деятельности б-к этим ценностям выделяют 4 уровня принципов:
1. Принцип соответствия общечеловеческим ценностям.
2. Принцип соответствия национальным ценностям.
3. Принцип соответствия ценностям социальных групп.
4. Принцип соответствия ценностям индивида.
Социальные ф-ции библиотек.
Б-ка всегда рассматривалась как учреждение. Библиотечные учреждения возникли в древние времена. Термин библиотека возник в Греции и имеет значение – «собрание книг». В законе РБ «О библиотечном деле в РБ» в статье 3 записано: «Библиотека является социально-культурным и информационным центром, который осуществляет сбор, хранение и передачу информации для удовлетворения потребностей общества, чем оказывает духовному формированию личности в республике.
Можно выделить 4 группы социальных функций библиотек:
1. Главные (сущностные), определяют сущность библиотеки, как особого социального института (характерны для каждой библиотеки): А) Кумулятивная (сбор всех документов в библиотечном фонде), Б) Мемориальная (сохранение собранных документов), В) Коммуникативно-информационная (предоставление собранных документов потребителям или абонентам).
2. Производные.
а) Социализирующая функция – как сущность, содействует адаптации читателя к окружающему миру через информирование населения разными формами и методами работы библиотек. Обучение гармонично развитой личности, которая совмещает моральную и физическую чистоту.
б) Обучающая(просветительская) (в 20-30гг. помощь библиотек в ликвидации неграмотности. Сейчас библиотеки помогают решать образовательные задачи (повышение культурного уровня, развитие познавательного интереса).
в) Идеологическая (библиотека способствует формированию полному мировоззрению, раньше – главная, сейчас – в демократическом обществе с многопартийной системой библиотеки должны по запросам абонентов предоставлять им документы, которые отражают разные партийные мировоззрения, позиции и только партийные библиотеки пропагандируют идеологию той партии, которая создала эти библиотеки.
г) Воспитательная, состоит из эстетического обучения, профессионального, политического, экологического и т.д., и смысл ее в комплексном воздействии на читателя
д) Рекреативная (библиотека содействует отдыху и организации свободного времени): 1. Предоставление читателю художественной литературы, популярных изданий. 2. Организация в библиотеке массовых мероприятий. 3. б-ка предлагает различные издания (куда пойти в свободное время).
е) Информационная (все библиотеки). Содействует развитию промышленности, внедрению новых открытий в науке отечественной и мировой практике.
е) гедонистическая (культурно-просветительская). Ликвидация культурной необразованности, приобщение к литературе, театру, кино, обеспечение эстетических потребностей и потребности в творческом удовлетворении людей.
3. Типообразующие: Читательские проблемы, которые возникли в процессе деятельности человека (учёбы, организации свободного времени) в соответствии с ч.п. Выделяют следующие виды библиотек: А) массово-публичные (помощь в самообразовании, организации свободного времени) Б) универсально-научные (помощь в организации обучении) учебные библиотеки. В) Специальные (помощь в профессионально-производственной, научной работе)
4. Дополнительные (некоторые библиотеки).
а) Методические функции (методические центры НББ, РМБ)
б) Исследовательские (крупные специальные и универсальные научные библиотеки, которые имеют научно-исследовательские отделы (ЦНБ АН РБ).
Библиотека как система
В конце ХIХ в. специалисты начали рассматривать библиотеку, как системное образование. Системный подход: изучение библиотеки и библиотечного дела, как совокупность взаимосвязанных элементов:
1. Люди.
2. Структура организации.
3. Задачи.
4. Технология.
В редакции 2002 года, следующие определение Б-ка – это структурное образование, у Мотульского б-ка – это социальный институт.
В конце 19 – начале 20 вв. б-ку рассматривали как одноэлементное понятие (как фонд, либо как контингент абонентов, либо как помещение), но с 20 гг. 20 в. Рубакин, Хавкина, Покровские пришли к выводу что б-ку создает взаимодействие нескольких элементов. В 48 г. предложили двухэлементную концепцию, которою в 60-е поддержал Чубарьян, который выделил общее и частное библиотековедение. (здесь элементы : читатель и книга). В 70-х Черняк, Карташов, Фрумина обосновывают концепцию, в которой б-ка состоит из 3 элементов:
1. книга,
2. читатель,
3. б-ка.
Столяров (70-80-е гг.) считает, что библиотека как система состоит из 4 подсистем:
1. Библиотечный фонд (БФ) – основа функционирования всей системы библиотеки.
2. Контингент абонентов (КА), наличие контингента абонентов придает смысл и цели существования библиотеки как системы
3. Библиотечный персонал (БП) управляет всей деятельностью библиотеки как системы
4. Материально-техническая база (МТБ), выполняет функцию места действия, обеспечения материальных возможностей, в которой происходит деятельность библиотеки.
Между подсистемами существуют прямые и обратные связи
Библиотечный фонд – прямые связи
1. Библиотечный фонд и контингент абонентов
Количество и содержание документов в библиотечном фонде влияют на характеристику контингента абонентов их количество, состав и потребности. Смена профиля влияет на контингент абонентов.
2. Библиотечный фонд – библиотечный персонал
Читатель не может самостоятельно усвоить информацию сконцентрированную в библиотечном фонде. Возникает потребность в библиотекаре, который осуществляет связь между читателем и фондом.
3. Библиотечный фонд и материально-техническая база
Библиотечному фонду требуется помещение, специальное оборудование, документ требует относительной материальной, биологической, физико-химической обработки.
Библиотечный фонд, как подсистема влияет на библиотеку как систему в целом.
1. Фонд составляет основу деятельности библиотеки.
2. Через фонд библиотека реализует все социальные функции.
3. Библиотечный фонд создает круг абонентов, которые пользуются библиотекой.
4. Характеристика библиотечного фонда определяет тип и вид библиотеки.
Существуют и обратные связи библиотечного фонда с другими подсистемами.
Как 3 подсистемы влияют на библиотечный фонд.
1. Потребности контингента абонентов влияют на состав и величину фонда
2. Библиотечный персонал – библиотекарь собирает, комплектует, дорабатывает документы фонда, справочно-информационный аппарат, обслуживает читателя материалами фонда.
3. Материально-техническая база – средства автоматизации выделяют характеристики фонда. Величина библиотечного фонда влияет на технологию и возможности комплектов, обработки, размещения и хранения фонда.
Внутренние связи внутри системы и внешние связи подсистем с внешним миром (политика, экономика, право и т.п.)
Затем некоторые исследователи добавили еще 5-ый элемент (СБА0, но наиболее обоснованной остается концепция Столярова.
Публичные библиотеки
По признаку социального назначения или читательским нуждам, все библиотеки делятся на две группы: публичные и специальные. Их отличие: 1 по составу БФ, 2 по категории читателей, 3 по принципу размещения библиотек. Типологические отличия публичных б-к: 1 универсальный х-р фондов (худ. и спец. л-ра как науч., так и науч. - популярная), 2 читатели, все желающие, 3 сеть б-к по месту жительства или по адм. - тер. принципу.
В редакции закона 2002 г. Публичная б-ка – это б-ка, которая представляет возможность пользования ее фондом всем гражданам независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, профессии, происхождения и т.д.
В межгосударственном стандарте по биб. Делу дается следующее определение Публичная б-ка – это общедоступная б-ка, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения.
Виды публичных б-к:
1. универсальные научные б-ки (УНБ): национальные универсальные б-ки (НББ), областные б-ки (6).
2. публично-массовые библиотеки.
Характерные отличия универсальных научных б-к:
1. комплектация научной литературой,
2. читатели специалисты народного хозяйства,
3. сеть размещена по адм. тер. делению.
Характерные отличия публичных массовых б-к:
1. универсальные фонды на 50 % состоят из художественной литературы, остальное научно-популярные издания,
2. читатели – все желающие, которые проживают в зоне обслуживания, кроме общеобразовательных потребностей они удовлетворяют профессиональные потребности работников торговли, сферы услуг, рабочих массовых специальностей.
3. размещение сети б-к по месту жительства.
Виды массовых б-к:
1. Библиотеки государственной сети – массовые б-ки, которые подчиняются Министерству культуры РБ (городские, центральные, районные, сельские, детские).
2. Б-ки общественных организаций: профсоюзные, политических партий, культурных научных товариществ, религиозных, частные, коммерческие, кооперативные и др.
3. публичные б-ки др. ведомств: армии, для осужденных, для больных.
Сейчас наблюдается специализация массовых, публичных библиотек, создаются новые виды:
1. Семейного чтения (объеденения взрослой и детской б-к), особенность – тестные контакты со школой, семьей, наличие в б-ках психологов, педагогов.
2. Библиотеки-культурные комплексы; социально-досуговые центры.
3. Б-ки-клубы.
4. Б-ки-музеи.
5. Культурные молодежные центры.
6. бизнес-б-ки, особенности услуг: информационный и библиографический поиск информации, издание со специально созданных бизнес-фондов, б-ки организуют обучение (иностранным языкам, компьютерной техникой), оказывают консультации (юристов, маркетологов), сервисные услуги (организация встреч с партнерами).
Централизация сети публичных б-к началась в 1974 году. ЦБС предусматривает объединение ранее самостоятельных б-к в единую систему с общим фондом, обработкой документов, с ед. штатом сотрудников и управлением. Структура ЦБС: ЦБ, опорные б-ки-филиалы, б-ки филиалы, нестанционарные формы. Варианты централизации: городская ЦБС, сельская ЦБС, Смешенная ЦБС (ЦБ – районная б-ка, филиалы – сельская, городская, детская б-ки). ЦБС детских б-к, порайонная централизация (в каждом р-не города).
Организацию и размещение системы б-к определяет «Положение об организации совокупной сети б-к РБ». Это положение определяет основные типы и виды б-к, принципы организации библиотечного дела в РБ, цели и задачи организации сети б-к, нормативы организации сети и размещения б-ки упорядочение библиотечной сети.
Система государственных публичных библиотек Министерства культуры:
1. НББ,
2. Областные библиотеки (6),
3. городские и районные библиотеки,
4. сельские библиотеки.
Существует еще сети публичных Бк общественных организаций, и других ведомств.
Национальные библиотеки.
Национальная библиотека Беларуси
История развития и возникновения крупнейших национальных библиотек мира:
Франция: Публичная библиотека – как тип библиотек возник в XVI-XVΠ вв. Считают, что 1 Национальная библиотека возникла во Франции в 1795 г., в Париже.
Россия: Первая Императопрская Публичная б-ка в России была открыта в 1814 г., позже она стала национальной (РНБ). С 1810 г. она получила право на бесплатный обяз. экз.
США: В кон. 18 – нач. 19 вв. создается б-ка Конгресса (справочное учреждение для конгрессменов), 3 т. Томов, затем расширяется, Нац. мед. б-ка, нац. с/х б-ка и другие.
Великобритания: Особенность национальных б-к в Великобритании, в том что их несколько: Б-ка Британского музея, Нац. справочная б-ка по ест. наукам и изобретательству (1885 г.), Нац. Центральная б-ка (1916 г.), Нац. Б-ка Уэльса (1907 г.), Нац. Б-ка Шотландии в Эдинбурге (до 1925 г. – б-ка юридического факультета), Нац. Б-ка в Вестмисере с отделением для слепых (1882 г.).
Типологические особенности национальных б-к, их место и роль в системе обслуживания: Национальная библиотека – это главная библиотека государства, которое обеспечивает эффективное пользование отечественных и всемирных библиотечных ресурсов в интересах государства. Термин Национальная библиотека как типологическое понятие появился в 30-ые годы ХХ века, когда сотрудник библиотеки Британского музея издал книгу «Национальная библиотека Мира». Выделяют 2 вида Национальных библиотек:
1 Универсальная национальная библиотека
2 Многоотраслевая национальная библиотека
Национальная библиотека Беларуси
В 1922 г. – совнарком БССР принял постановление о создании Белорусской государственной библиотеки, согласно этому документу была создана Государственная учебная библиотека (выполняющая функции учебной и научной). В 1926 г. библиотека реорганизована в Белорусскую государственную библиотеку и начала развиваться как государственная. Деятельность Национальной библиотеки отличается от деятельности других библиотек тем, что она выполняет ряд типологических функции: | |
1. Национальная библиотека Беларуси – является общедоступной или публичной библиотекой Беларуси. Ежегодно обслуживает около 40 000 читателей. 2. Национальная библиотека – универсальный депозитарий Республики 3. Национальная библиотека – центр научно-информационной работы 4. Национальная библиотека – орган государственного библиографического учета и статистики печати. 5. Национальная библиотека – центр научной информации по проблемам культуры т искусства в государственной системе научно-технической информации. 6. Национальная библиотека – республиканского банка данных национального документа Беларуси и библиографической деятельности на его основании. 7. Национальная библиотека – универсальный республиканский центр МБА 8. Национальная библиотека – главный научно-методический центр библиотек Беларуси. 9. Национальная библиотека – научно-исследовательский центр (проводит исследования по прикладным системам) 10. Национальная библиотека – центр координации деятельности научных библиотек Беларуси 11. Национальная библиотека – центр международного сотрудничества с библиотеками и библиотечными ассоциациями иностранных государств. |
Организационная структура НББ как национального книгохранилища, координационного центра, научно-методической и научно-исследовательской организации, отраслевого центра по вопросам культуры и искусства.
Сведения о фонде:
Объем фонда на 01.01.2002: 7 293 354 названий.
Источники комплектования:
Обязательный бесплатный экземпляр, Обязательный платный экземпляр, Областной библиотечный коллектор, Книжные магазины, Подписка, Внутриреспубликанский обмен, Международный книжный обмен, Международные организации, Валюта, Внутренние резервы, Подарки, Внутренние перемещения, Другие источники.
Ø Виды и типы документов:
§ Произведения печати: периодика, книги, брошюры и т.п.
§ Неопубликованные документы: рукописи, машинописи, а т. ж. отпечатанные типографским способом издания, существующие на правах рукописи (например: авторефераты).
§ Кинофотофонодокументы: пластинки, аудиокассеты, фильмы и т.п.
§ Изодокументы,
§ Документы на электронных носителях: CD-диски, дискеты и т.п.
§ Документы на микроносителях: микрофильмы и микрофиши.
Основные группы читателей, которые обращаются в библиотеку:
Ø Основная группа студенты (53%), которые обращаются в библиотеку с учебной целью и для проведения досуга.
Ø ИТР (20%).
Ø Пед - и культработники (7%), обращаются с научными и профессиональными целями.
Ø Научные сотрудники (6%), обращаются в основном с научными целями.
Ø Медработники (1,7%), обращаются с научными и
Ø Профессиональными целями.
Ø Работники структур власти (1,9%).
Ø Творческие работники (3%).
Ø Недипломированные служащие (1,8%).
Ø Рабочие (5%).
Ø Пенсионеры, безработные, инвалиды (0,26%), обращаются для проведения досуга и с целью повышения квалификации.
Ø Прочие (0,2%).
В НББ составляются только внутрибиблиотечные планы по формированию фонда. В каждом отделе составляется на комплектование подсобного фонда литературой, эти планы передаются в комплектование, где на основе этих планов, а так же на основе плана составленного комплектованием по формированию основного фонда библиотеки (исходя из профиля фонда и потребностей абонентов) составляют
табличные планы:
Ø По источникам получения документов,
Ø По видам документов,
Ø По направлению в соответствующие фонды документов.
Текстовые планы (комментарии к табличным планам).
Планы по трудозатратам, которые составляются на основе индивидуальных планов трудозатрат на определенные виды процессов, которые выполняет данный сотрудник.
Эти планы обсуждаются на совете библиотеки и согласуются с администрацией, затем утверждаются.
В НББ не ведется карточного каталога источников комплектования, а только электронная база данных. Финансирует комплектование библиотеки Министерство культуры РБ, так на 2002 год комплектование представило бюджет на приобретение литературы на 2 млрд. рублей, но было выделено 902 млн. рублей, из которых 75% идет на российскую подписку, остальное на российские документы, зарубежную литературу и незначительное количество на белорусские издания. Это составляет 45% комплектуемых документов, а 65% -- это бесплатный экземпляр, подарки, МКО, внутриреспубликанский обмен и т.д.