Что такое качество продукции? Перечислите основные показатели, которые используются для оценки уровня качества продукции.
Под качеством изделия понимается совокупность его свойств определяющих его служебных назначений и отличающих его от других.
К основным показателя качества изделия относятся:
- Показатели назначения (функциональные требования). Характеризуют способность продукции эффективно выполнять свою функцию. Их можно разделить на следующие группы:
- требования производительности. Включают показатели необходимой мощности, грузоподъемности, развиваемой скорости и другие, которые характеризуют выполняемую функцию;
- требования эффективности. Характеризуют степень эффективности использования изделия по назначению, например, показатели энергетические (КПД, потери), кинематические (точность перемещения), силовые (стабильность нагрузки) и т. п.;
- конструктивные требования. Характеризуют достоинства выбранной конструкции, например, масса и габариты;
- Показатели надёжности. Состоят из сочетаний следующих свойств:
· безотказности;
· долговечности;
· ремонтопригодности;
· сохраняемости;
- Показатели эргономичности. Характеризуют социальные свойства продукции как части человеко-машинной системы: сохранение здоровья людей посредством повышенного удобства эксплуатации (соответствие антропометрическим, социально-психологическим, психологическим, психолого-физиологическим и гигиеническим показателям), всестороннее развитие человеческой личности;
- Показатели безопасности. Характеризуют исключение возможных несчастных случаев при нормальной и неквалифицированной работе, при случайных действиях человека и воздействии внешней среды, в аварийных и экстремальных ситуациях, а также в процессе изготовлении изделия (на обычном и, особенно, опасном производстве). Виды безопасности: химическая, радиационная, механическая, электрическая, магнитная, электромагнитная, термическая, санитарно-гигиеническая, противопожарная;
- Показатели экологичности. Характеризуют приспособленность изделия к сосуществованию с окружающей природой и средой обитания живых организмов, к обмену с ними энергией (например, отдача в окружающее пространство тепла), веществом (например, засорение среды продуктами износа, утечками смазочных масел) и сигналами (например, издавание свиста, шума);
- Показатели эстетичности. Характеризуют проявление прекрасного во внешних образах изделия: информационная выразительность, рациональность формы, совершенство исполнения, стабильность товарного вида, целостность вида;
- Показатели утилизации. Характеризуют способы ликвидации изделия по завершении его эксплуатации во время демонтажа и собственно утилизации;
4. Перечислите основные методы определения показателей качества продукции.
Принятие управленческих решений при планировании повышения качества продукции, стандартизации и сертификации требует количественной оценки качества. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции.
При оценке качества используются следующие термины.
1. При количественной статистической оценке:
• градация качества — категория или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству;
• уровень качества — относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
2. При выполнении точных технических оценок:
• мера качества.
3. При сравнении объектов:
• относительное качество.
Теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем) изучаются наукой, называемойквалиметрией.Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:
• разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;
• разработку единых методов измерения и оценки показателей качества;
• разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.
Ответ на вопрос о качестве продукции может быть получен при сравнении значений показателей качества двух или более видов продукции. Для оценки уровня качества продукции существует три метода;
• дифференциальный;
• комплексный;
• смешанный.
Дифференциальный метод подразумевает сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца;
Комплексный метод основан на использовании обобщенного показателя качества, выражающего уровень качества одним числом — отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества базового образца:
Q = Qоц. +Qбаз.
Недостатком этого метода является сложность определения объективного обобщенного показателя качества.
Смешанный метод применяется для оценки продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, когда дифференциальный метод не дает однозначного ответа, а использование комплексного метода не позволяет учесть все значимые свойства продукции. Оценка качества смешанным методом включает три этапа.
1. Объединение единичных показателей качества в группы. Наиболее значимые показатели качества рассматривают отдельно, не включая в группы.
2. Определение групповых комплексных показателей качества.
3. Сравнение значимых единичных и вычисленных комплексных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.
Измерительный метод определения численных значений показателей качества продукции основан на информации, получаемой при использованиям технических средств измерений. Результаты измерений, в случае необходимости, соответствующими пересчетами приводятся к нормальным или стандартным условиям, например, к нормальной температуре (+20° С), к нормальному атмосферному давлению (1.013 105 Н/м2) и т.п. Измерительным методом определяют большинство показателей качества. Например масса изделия, форма и размеры, механические иэлектрические напряжения, число оборотов двигателя, скорость транспортных средств и другие единичное показатели качества.
Регистрационный метод основан на использовании информации, получаемой путем подсчета определенных событий, предметов или затрат. Этим методом определяют, например, число отказов при эксплуатации изделий, заданное время, затраты на создание и (или) эксплуатацию изделий, число различных частей сложного изделия (всего, стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами и т.п.). Регистрационным методом определяют, например, показатели долговечности, безотказности и сохраняемости, а также показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые показатели и др.