Ситуация к началу 70-х годов 20 века
Внеш.условия, оказывающие определяющее влияние на энергетич.рынок:
1. Значит рост потребления нефти по ряду причин: наблюд-ся экон.рост во всем мире (особенно в США, Зап.Европе, Японии), сокращение использ-я угля в пользу нефти, рост количества автотранспорта, соотвествующей инфрастурктуры и развитие пригородных районов больших городов
2. Низкие цены на нефть, вызванные след.причинами: масштабн.выход на миров.рынок нефти из Венесуэлы и стран
3. Ближн.Востока (вызван-й открытием разр-кой нов.крупн.мест-й), оптимистич.оценки буд.экон.роста, рост добычи нефти (в связи с желанием стран, на тер-и кот-х нах-ся нефт мест-я, увеличить доходы).
Основ.формой взаимодейст-я гос-в и нефт.комп-й явл.коцессии. Несмотря на выс.спрос на нефть, низк.цены на энергонос-ли и выход больш.объемов нефти на рынок привели к перепроиз-ву нефти.
Ключев.моментами стратегии МНК являлись:
1. Борьба за потребителя (особ.в Зап.Европе)
2. Наличин мн-ва небольш.независим.нефт.комп-й с относит-но полной собств.проиводств.цепочкой
3. Борьба за АЗС как важнейш.канал сбыта продукции
4. Масштабн.появл-е новых сервисов на АЗС как непосдественно автомобильных
5. Попытки придать бензину уникальные свойства, в основном, за счет введения разн.добавок
6. Первые попытки создания дружествен.и яркого бренда продукта
Так.обр., неф.комп-и выбирают стратегию дифференциации. Осн.стратег.цель- борьба за клиента и его удержание
Е годы 20 века
Внеш.условия, оказывающие определяющее влияние на энергетич.рынок:
1. Увеличение зав-ти осн.потребителей нефти от поставок ближневосточной и североафриканск.нефти (из-за снижения почти до нуля излишков добываем.нефти в США, роста миров.потреб-я нефти, почти полного отказа от использ-я угля)
2. Рост влияния национ-х правительств стран-экспортеров нефти (отказ нац.прав-в стран-экспортеров от исп-я мехнанизма концессии при разр-ке мест-й, национ-я объектов нефтедобычи, формиров-е ОПЕК)
3. Многократн.взлет цен на нефть за десятилетие (вызванный энергет.кризисами 1973 и 1979 гг., обострением обстановки на Ближ.Востоке)
4. Окончат.политизация нефт.бизнеса
5. Многократ.рост доходов развивающихся стран-экспортеров нефти
6. Главн.напрвл-м стратегии праивит-в развитых стран становится снижение/избавление зав-ти от нефти (для этого выбир-ся 3 осн.направ-я: поиск альтернат.ист-в энергии, энергосбережение, поиск других источ-в энергии)
7. Недовольство потребителей энергорес-в в зап.странах вызывают независ.нефт.комп-и, а не првит-ва стран-экспортеров нефти
Ключев.моментами стратегии МНК являлись:
1. приход политики в неф.бизнес
2. укрепление и созд-е положит.соц.имиджа в глазах осн.потребит-й
3. существен.рост интенсив-ти разведки новых мест-й, начало разведки в труднодоступ.местах, взрвын.рост инвестиций в разведку
4. Разв-е внутрикорпоратив.аналитики
5. появ-е влият.национ.неф.комп-й
6. рост доли торговли нефтью на спотовыз рынках
Основным направл-м стратегии нефт.комп-й становится сниженеи рисков, связанных с отсут-м доступа к местор-м
Е годы 20 века
Внеш.условия, оказывающие определяющее влияние на энергетич.рынок:
1. Рост цен на все товары и услуги, связанные с нефт.прм-тью
2. Снижение экон.активности и экон.роста
3. Спад спроса на нефть, уменьшение доли нефти в общем энергопотреб-и
4. Наращив-е добычи нефти за пределами ОПЕК
5. ОПЕК начинает регулировать объемы добычи нефти и превращ-ся в полноцен.картель
6. Перенасыщение рынка нефт.запасами
7. Энергетика уходит из политич.повестки дня развитых стран, они ослабляют гос.рег-е экономики и осущ-т «переход к рынку»
8. Обвал цен на нефть в серед.80-х
Ключев.моментами стратегии нефт.комп-й являлись:
1. экон.эф-ть незав.неф.компаний, в результате- «дезинтеграция компаний»- полн.или частичн.вывод отд.структур из состава компании, сокращ-е персонала
2. сворачивание инвестиц.программ в целом, особенно в обл.разведки, осн.инвестиции- в нов.технологиии добычи нефти
3. повыш-е внимания компаний к трейдингу сырой нефти, кот-й становится отд.видом бизнеса и существ.источ-м дохода компаний
4. активн.укрупнение компаний за счет слияний и поглощений
5. ННК впервые сталвиваются с необх-тью конкурировать на мир.рынке и активно учатся конкурентоспособ-ти
Незав.нефт.комп-и выбир-т жестк.стратегию минимизации издержек и повыш-я собв.эффек-ти.Страт-я ННК опред-ся гос.пол-кой, нац.неф.комп-и осваивают специфику рынка, активно учатся быть успешными на нем
Е годы 20 века
Внеш.условия, оказывающие определяющее влияние на энергетич.рынок:
1. Увелич-е доли запасов стран ОПЕК до 70% от общемировых
2. Рост спроса на нефть
3. Взлет цен на нефть
4. Нефть вновь становится главной темой миров.политики
5. Ужесточение экологич.требований, рост исп-я газа в конце десятилетия
6. Сниж-е внимания к разработкам альтернат.ист-в энергии
7. Массовое исп-е информацион.технологий
8. Усиление существен.взаимосвязанности и взаимозавис-ти мир.фин.рынков
Ключев.моментами стратегии нефт.комп-й являлись:
1. Независ.НК увелич-т внимание к имиджу компании, идет актив.созд-е соц.фондов
2. Расшир-ся возм-ти для информацион.методов веденя конкуренции
3. Уменьш-ся инвестиции в разр-ку альтернат.ист-в энергии, рост инв-й в разр-ку экологически чистых технологий
4. Актив.налажив-е стабильн.связей между импортерами, эксп-ми, продавцами и потреб-ми, эта сист.связей была нарушена кризисом серед.80-х гг. и кофл.на Ближ.Востоке
5. Дальнейш.укрупнение комп-й путем слияний и поглощений
Главн.напр-м стратегии НК становится формиров-е прочн.внешн.связей разн.уровня. Для ННК- это преим-но индивид.связи с крупн.покуп-ми, для независ.компаний это преим-но мн-во мелких распыленных связей с инвесторами и конеч.потреб-ми
Ситуация в 2000-х годах
Внеш.условия, оказывающие определяющее влияние на энергетич.рынок:
1. Дальнейш.рост потребления нефти
2. Нефть остается главенствующ.объектом миров.политики
3. Очередное обострение ситуации на Ближ.Востоке
4. Взрывн.рост цен на нефть
5. Увеличение внимания политиков и обществ-ти к альтернат.ист-м энергии
6. Возврат к использ-ю угля и атомн.энергетики в ряде европ.стран
7. Существен.сокращ-е доказ.миров.запасов у/в
Ключев.моментами стратегии нефт.комп-й являлись:
1. Увелич-е доказ.запасов незав.НК, раз-ка сложн.мест-й
2. Рост инвестиций в разр-ку нетрадиц.источ-в нефти и энергии
3. Диверсификация бизнеса МНК, в осн.региональная- поиск активов в нов.регионах- Зап.Африка, Касп.регион, Лат.Америка
4. Укреп-е и усложн-е системы стратег.партнерств
5. Значит.усиление участия НК в соц.жизни об-ва
6. Вложение средств в нефтепер-ку, преим-но нац.нефт.комп-ми
Стратегии ННК и МНК сильно расходятся. Для МНК ключев.напр-ми стратегии стан-ся доступ к запасам, для ННК- повыш-е собств.эф-ти и полноцен.выход к конечн.потр-м