Международные трубопроводные инвестиционные проекты: перспективы реализации и цена инвестиций

В транспорте энергоносителей (нефти, газа, электроэнергии) есть очень важный аспект: такой транспорт требует капиталоёмких вложений. По причинам географического, технического и коммерческого характера пределы транспортировки и транзита на большие расстояния для каждого из этих видов энергоносителей значительно различаются.

Единый мировой рынок природного газа ещё не сформировался. Основные препятствия: большие расстояния для поставок газа и высокий удельный вес транспортной инфраструктуры в экономических показателях природного газа. При транспорте газа из Норвегии в ЕС, 70% всех затрат – это транспорт.

Основная проблема:

На долю трёх регионов (бывший СССР, Северная Африка и ближний Восток) приходится почти 80% доказанных запасов газа, а самая высокая доля потребления 60% приходится на страны за пределами этих регионов ( ЕС, АТР)

Физические свойства энергоносителей тоже влияют на выбор способа транспортировки. Из-за теплосодержания транспортировать газ или СПГ по трубопроводам дороже чем нефть танкерами.

С учётом перспектив увеличения ресурсного потенциала предусматривается создание новых и развитие существующих направлений :Каспийско-Черноморско-Средиземноморское,Центрально-европейское и Северобалтийское, Восточносибирское.

Каспийско-Черноморско-Средиземноморское направление:Основная цель развития данного направления-обеспечение транзита нефти из Азербайджана, Туркмении, Казахстана через территорию России и увеличение экспорта российской нефти через нефтяные терминалы в Новороссийске-Шесхарис и Южную Озарейку.

Проекты данного направления:

-КТК (Россия,Казахстан,Оман+ 8 нефтедобывающих компаний), стоимость первой очереди проекта- 2,4 млрд. долл. Предполагалось расширение пропускной способности трубопровода к 2008 году, однако в феврале — марте 2008 российские акционеры КТК отвергли предложение Chevron о начале финансирования проекта расширения КТК.

-Расширение нефтепровода Баку-Новороссийск.1999 год.,дальнейшее развитие будет зависеть от развития КТК

-Строительство нефтепровода Суходольная-Родионовская(В обход украины), 2001 год- ввод в эксплуатацию, стоимость-180 млн. Долл. США.

-Голубой Поток ,газ(Россия –турция) 1999-2002, общая стоимость 3,2 млрд. долл.

Конкуренты:Баку-Тбилиси-Джейхан 2003-2005 -2,95 млрд. долл, Баку-Супса 1999, Одесса-Броды 2001

Проекты в обход турецких проливов: Бургас-алексондруполис, требуемые инвестиции 700 млн $, Бургас-Влёра , планируется завершить в 2009 году, 1,2 млрд. долл, Кыйикей –Ибрикхаба, около 900 млн. $

Центрально-европейское и Северобалтийское; Нефтепровод дружба: Проект интеграции нефтепровода “Дружба”-“Адрия” 300-320 млн $, Расширение БТС 1,3-1.4 МДРД $, БТС-2120−130 млрд рублей, Расширение нефтепровода Атырау-Самара, Газопровод “Ямал-Европа”, вторая нитка достроится к 2010 году, Североевропейский газопровод.Стоимость проекта 7 ,4 млрд евро. Пробный пуск газа по Nord Stream перенесён с 2010 на 2011 год.Прогнозируемое увеличение объёмов торговли и транзита энергоносителей требует формирования соответствующей транспортной инфраструктуры , связанной со значительными инвестициями. Существующие оценки показывают, что инвестиции, необходимые для строительства газопровода большой протяженности и большого диаметра достигают 1,5 млрд. долл/1000 км., в период 2010-2015 годы необходимо построить 60000 км трубопроводов во всем мире, для чего понадобится 70 млрд $/. Строительство новых транзитных нефтепроводов также требует значительных инвестиций, например, любой вариант транспортировки нефти из центральной Азии, не имеющий выхода к морю потребует инвестиций более 1 млрд. долл.

северный поток (7,4 млрд евро)
южный поток (20 млрд евро)
ВСТО (12,5 млрд дол)
Ямал-Европа (14 млн дол)

Билет №16

1. Управление стоимостью нефтегазовой компании

1. Управление стоимостью (VBM)- концепция управления компанией , в соответствии с которой главной целью предприятия выступает рост ценности для собственников (акционеров). Максимизация акционерной стоимости опред. стратегию компании, ее структуру и бизнес-процессы.

Этапы внедрения VBM

1. Создание концепций : анализ стоимости компаний и подразделений, анализ факторов разрушения стоимости, определение плана внедрения управления стоимостью

2. Стратегическое планирование: анализ возможности роста стоимости, разработка целевых долгосрочных заданий, программ инвестиций

3. Изменение в оперативном управлении: разработка новых оперативных показателей, внедрение этих показателей в бизнес планирование и бюджетирования

4. Институциональные изменения: адаптация корпоративной культуры, изменение в мотивации персонала, адаптация структуры, внедрение новых систем отчетности.

Если компанией применяется концепция управления стоимостью то все ее действия должны базироваться на стоимостном мышлении, кот обуславливается наличием двух компонентов: система измерения стоимости, стоимостная идеология.

Метрики VBM:

Международные трубопроводные инвестиционные проекты: перспективы реализации и цена инвестиций - student2.ru

Международные трубопроводные инвестиционные проекты: перспективы реализации и цена инвестиций - student2.ru

Ступени лестницы финансовых целей и показателей резутьтатов деятельности:

Ступень 1: выживание- валовая прибыль, операционная прибыль, операционный ДП, рентабельность продаж (ROS)

Ступень 2: самоокупаемость- рост операционной прибыли, ДП, рост рентабельности продаж

Ступень 3: самофинансирование- чистая прибыль, чисты ДП, рентабельность активов (ROA), рентабельность капитала (ROE)

Ступень 5: создание стоимости- экон. Прибыль, добавленная эк.стоимость, добавленная ден.стоимость, добавленная акционерная стоимость, денежная рентабельность инвестиций.

Ступень 6: устойчивость создания стоимости- долгосрочное приращение богатства акционеров, рост показателей создания стоимости, прирост ценности капитала

1-3: область традиционных показателей, 5-6 : область VBM показателей.

Наши рекомендации