Рыночная оценка: капитализация и ликвидность

  Капитализация – цена, которую рынок готов заплатить за акции данной компании на текущий момент времени, основанная на текущих биржевых котировках; зависит от широты обращения акций на вторичном рынке и их текущих котировок, от оценки активов (многократно занижена для российских компаний). Основные подходы к оценки нефтяного бизнеса: 1.Сравнительный подход: - правило золотого сечения; - сравнение продаж и экспорта; - коэффициент цена акции/доход компании (Р/Е). 2. Подход с точки зрения денежных потоков: - капитализация чистого дохода; - капитализация дивидендов; - избыточный доход; - дисконтированные денежные потоки. 3. Подход с точки зрения активов: - чистая балансовая стоимость; - чистая рыночная стоимость материальных активов; - стоимость замещения; - ликвидационная стоимость; - стоимость воссоздания. Часто в проектном финансировании используют метод анализа cash-flow. Ликвидность – возвратность и средняя доходность инвестиций (способность активов превращ. Стоимость запасов нефти является одним из важнейших элементов оценки активов нефтяного бизнеса. При приобретении акции или при принятии решения об участии в долгосрочных проектах потенциальные инвесторы ориентируются, прежде всего, на показатель рыночной капитализации компании (т.е. на ту цену, которую рынок готов заплатить за акции данной компании на текущий момент времени), основанный на текущих биржевых котировках. Этот показатель зависит от широты обращения акций компании на вторичном рынке и их текущих котировок, а также от оценки ее активов, которая, будучи непосредственно связана с ценой акции, как известно, является многократно заниженной практически для всех российских предприятий. В настоящее время при оценке стоимости акций добывающих компаний предлагается использовать несколько различных методов. Существует 3 основных подхода к оценке нефтяного бизнеса: 1. Сравнительный подход, использующий правило золотого сечения, сравнение продаж и экспорта, коэффициент цена акции/доход компании (P/E ratio) 2. Подход с т.зр. денежных потоков: -капитализация чистого дохода, капитализация дивидендов, избыточный доход, дисконтированные денежные потоки 3. Подход с т.зр. активов: -чистая балансовая стоимость, чистая рыночная стоимость материальных активов,стоимость замещения, ликвидационная стоимость,стоимость воссоздания Хотя эти подходы и не исключают друг друга и между ними прослеживаются определенные связи, тем не менее ни один из них не может в полной степени служить надежной базой определения величины капитализации компании на рынке. При невысокой прозрачности и неполной финансовой информации о состоянии текущих активов российских предприятий, что, безусловно, отражается на показателях капитализации и интересе потенциальных инвесторов, в качестве одной из веских причин недооцененности российских активов выдвигается правовая незащищенность иностранных инвесторов и нестабильность российской экономики. риски инвестиций в Россию, включая их политическую составляющую, продолжают оставаться высокими. Классическое понимание ликвидности, включающее возвратность и среднюю доходность инвестиций, подразумевает, что на рынке ценных бумаг нет проблем с приобретением активов, хотя могут быть сложности с продажей акций по привлекательным ценам. Следует отметить, что на российском рынке в настоящее время приобретение активов может быть затруднено. Поскольку балансовые показатели дают представление о финансовом положении компании на определенный период времени (конец года), то наиболее информативной для рынка является группа показателей, раскрывающих процесс распределения джохода и начисления амортизации как параметров эффективности управления активами, а также взвешенный показатель доходности на 1 акцию. Такие коэффициенты рыночной оценки позволяют оценить инвестиционную привлекательность компании сточки зрения рынка в динамике за предшествующий период P/E – Price/earning ratio – коэффициент текущей рыночной цены акции к доходу по ней P/CF – Price/Current Flow operation – отношение текущей цены акции к операционному денежному потоку, приходящемуся на нее EV – Enterprise value – экономическая стоимость (капитализация плюс чистый долг) EBITDA –Earnings befor interest, taxation, depreciation and amortization – доход до выплаты процентов, налогов и начисления амортизации EV/EBITDA – отношение стоимости предприятия к EBITDA  




Билет №19

1. Экономическая сущность и правовые вопросы регулирования международного транзита энергоносителей

♦ Барселонская конвенция о свободе транзита и статут по транзиту 1921 г.


♦ Женевская Конвенция о транзитной передаче электрической энергии 1923 г.


♦ ВТО (цель – либерализация и регулирование международной торговли посредством тарифных методов, при сокращении уровня импортных пошлин).


♦ Договор к Энергетической хартии 1994 г. (обеспечение свободы и оказания содействия транзиту, включая сооружение новых транзитных мощностей). – предназначено для правительств.


♦ Протокол по транзиту к Энергетической хартии.

Международный транзит энергоносителей представляет собой важнейший элемент системы универсальной и региональной энергетической безопасности. Связанные с ним проблемы широко обсуждаются на самом высоком уровне, и их актуальность не ослабевает на протяжении уже многих лет.

Термин «Транзит» можно определять как охватывающий перемещение товаров из какой-либо страны через территорию по меньшей мере одной страны в третью страну. В случае транзита энергии – например, потоков нефти, природного газа или электроэнергии через государственные границы по трубопроводам или сетям – существует два набора правил, которые могут применяться:

• Во-первых, правила, содержащиеся в международных соглашениях государств-участников и в международном обычном праве.

• И, во-вторых, те, которые содержатся в частных коммерческих контрактах между участниками рынка, включая правительства и государственные компании.

До вступления в силу ДЭХ (Договор к энергетической хартии) в 1998 году международными правилами, применявшимися к транзиту, были правила, содержащиеся в Статье V ГАТТ, которая закрепляет принцип недискриминации в отношении товаров в процессе транзита.

Более детальные правила были разработаны благодаря ДЭХ, целью данных положений, является обеспечение баланса между суверенными интересами государств и потребностью в надежном и стабильном транзите.

Транзитные положения Договора подтверждают принцип недискриминации в отношении доступа к энергетическим ресурсам и рынкам. Важными элементами договора являются:

· детальный охват транспортировки энергоносителей по сетям и возможность принудительного осуществления его положений

· договор определяет «сооружения для транспортировки», по которым осуществляется транзит, следующим образом:

• магистральные газопроводы высокого давления;

• высоковольтные системы и линии электропередачи;

• магистральные нефтепроводы;

• угольные пульпопроводы;

• нефтепродуктопроводы; и

•другие специальные стационарные объекты для перемещения энергоносителей, в частности, портовые сооружения.

· ДС обязуются принимать все необходимые меры для облегчения транзита энергоносителей (без дискриминационных тарифов, чрезмерных задержек, ограничений или сборов)

· обязуются поощрять модернизацию, разработку и эксплуатацию межрегиональных сооружений для транспортировки энергоносителей, разработку внутренних и трансграничных межсистемных сооружений.

· смягчение последствия перебоев в энергоснабжении.

· ДС не должны препятствовать созданию новых мощностей, если невозможно осуществлять транзит с помощью существующих мощностей на коммерческих условиях, если только новые мощности не могут поставить под угрозу надежность или эффективность их энергетических систем.

· страны, через территорию которых осуществляется транзит, не должны прерывать или сокращать существующие транзитные потоки даже в случае наличия споров в отношении этого транзита с любой другой страной.

Транзитные правила ДЭХ необходимо рассматривать в сочетании с его положениями по защите инвестиций и распространении им торговых правил ВТО на связанную с энергетикой торговлю между ДС. В совокупности, этот «пакет» правил и обязательств обеспечивает значительно улучшенные условия для увеличившихся объемов потоков энергии через национальные границы.

Экономическая сущность:

• Появление новых зон производства энергии, например, в Каспийском регионе и в Средней Азии, привело к соответствующему повышению значения транзита энергоносителей как вида хозяйственной деятельности для многих государств.

• Энергетические проекты, касающиеся транзита, являются чрезвычайно капиталоемкими. Правительства могут внести важный вклад в укрепление доверия инвесторов посредством создания более четкого набора международных правил по транзитным потокам энергии.

• Для обеспечения и диверсификации своего импорта энергоносителей потребительские рынки, особенно в западных странах, зависят от надежных маршрутов транзита. В то же время, транзит энергоносителей является чрезвычайно важным источником дохода для транзитных стран. Таким образом, транзит является таким видом деятельности, который служит интересам всех участвующих в нем стран.

• Общий транзитный режим может способствовать региональной стабильности и безопасности.

Наши рекомендации