Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России

Биография Андрей Петров

Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны вместе с семьей был эвакуирован в Сибирь. После возвращения в родной город он начал заниматься музыкой, через год поступил в музыкальное училище имени Н.А.Римского-Корсакова. А в 1954 году Андрей Петров окончил Ленинградскую консерваторию, был учеником О.А.Евлахова. Еще во время учебы в консерватории он писал как "серьезную" музыку, так и музыкальные номера к капустникам и песни. В 1958 году Петров написал балет "Берег надежды", поставленный в Кировском театре Игорем Бельским, впоследствии он шел на сценах Москвы, Кишинева, Таллина, Одессы. В последующие годы им созданы такие яркие музыкальные произведения, как опера "Петр I" (1974), вокально-хореографическая симфония "Пушкин" (1979), опера-феерия "Маяковский начинается" (1983), а также балеты "Сотворение мира" (1968), "Мастер и Маргарита" (поставлен в 1987 году). Произведения Андрея Петрова исполняли выдающиеся дирижеры - Юрий Темирканов, Евгений Светланов, Евгений Колобов.

В 1960-е годы начинается плодотворное сотрудничество композитора с кинематографом. В 1961 году на экраны страны вышел фильм "Человек-амфибия", сразу покоривший зрителей, - музыка к нему стала дебютом Андрея Петрова в кино. Затем композитор принимал участие в создании фильмов "Путь к причалу" и "Я шагаю по Москве", песни из которых - "Голубые города", "Песня о друге", "Я шагаю по Москве" - обрели собственную жизнь. Его песни на эстраде исполняли Эдита Пьеха, Нани Брегвадзе, Людмила Сенчина, Эдуард Хиль, в кино их пели Андрей Миронов, Олег Даль, Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Никита Михалков. В кинематографе Андрей Петров с успехом работал с такими режиссерами, как Надежда Кошеверова, Игорь Гостев, Ролан Быков, Станислав Ростоцкий, Георгий Данелия. Огромную любовь снискали песни и музыка, написанные композитором практически для всех фильмов Эльдара Рязанова – "Берегись автомобиля" (1966), "Служебный роман" (1977), "Осенний марафон" (1979), "Гараж" (1979), "О бедном гусаре замолвите слово" (1980), "Жестокий романс" (1985).

В числе последних работ Андрея Петрова можно назвать телесериал "Петербургские тайны", драму Алексея Германа "Хрусталев, машину!", комедию Эльдара Рязанова "Старые клячи".

В творчестве тяготеет к музыкальному театру (триптих: опера «Петр I», 1974; вокально-хореографическая симфония «Пушкин», 1979; опера-феерия «Маяковский начинается», 1983) и к песне (Я шагаю по Москве, Голубые города, обе 1962 и др.). Балеты «Берег надежды» (1958), «Сотворение мира» (1968), «Мастер и Маргарита» (постановка 1987). В кино работал в творческом содружестве с режиссером Эльдаром Рязановым. Написал музыку к фильмам (свыше 40)

В своем творчестве А.Петров развивает традиции русской классической музыки, а также своего выдающегося современника Д.Шостаковича, который писал: "Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах. А.Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью". Его музыка отличается мелодизмом и эмоциональностью. В то же время композитор тактично использует приемы современного композиторского письма. Это больше всего проявляется в его оркестровом мастерстве. Критики не раз отмечали яркую фантазию и богатство красок его симфонических партитур.

В мире музыки, культуры за Андреем Петровым прочно закрепилась слава современного классика. Он - автор опер и балетов, симфонических произведений и инструментальных концертов, музыки к фильмам и театральным спектаклям, песен и легкой музыки. Среди его крупных произведений - оперы "Петр Первый" и "Маяковский начинается", балеты "Берег Надежды", "Сотворение мира", "Пушкин", симфонические сочинения: Поэма "Радда и Лойко", Поэма для органа и струнных, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, Увертюра "Vivat Olimpus", "Русь колокольная", вариации для оркестров и др.

Всемирную известность получил балет А.Петрова "Сотворение мира", в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников и который был показан во многих странах Европы и Америки. Симфонические произведения композитора постоянно,присутствуют в репертуаре известных творческих коллективов, их исполняют самые авторитетные оркестры - под управлением Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Александра Дмитриева, Гюнтера Шулера (США), Козухиры Монзуми (Япония).

Разнообразны работы А.П.Петрова, написанные в последние годы. Это и балет "Мастер и Маргарита" для балетной труппы Бориса Эйфмана, и фортепианный концерт для американского пианиста Дерека Хана, и вариации для оркестра на тему Мусоргского. Недавно композитор написал две симфонии и струнный квартет на темы протестантских гимнов. Премьеры этих произведений состоялись в Южной Корее. В 1990 году А.Петров создал симфоническую партитуру, использовав малоизвестную мелодию Глинки.

А.П.Петров также постоянно работает в кино, сотрудничая с крупными русскими и зарубежными режиссерами. Песни, написанные им для кино, - настоящие народные хиты. Среди его работ - музыка к популярным кинолентам "Человек-амфибия", "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля", "Укрощение огня", "Синяя птица" (СССР-США, гл.роль - Элизабет Тейлор), "Служебный роман", "Старая, старая сказка", "Осенний марафон", "Жестокий романс", сериал "Петербургские тайны" (совместно с О.Петровой) и многие другие. За музыку к фильму "Небеса обетованные" А.П.Петров удостоен премии "Ника". В 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия "Золотой Овен", а в 1999 году - премия "Золотой Остап".

В 1972 году композитор был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1976 году ему присвоено звание Народного артиста РСФСР, а в 1980 году - Народного артиста СССР. В 1967 году за песни "Я шагаю по Москве", "Голубые города", "Песня о моем отце" и "Песня о друге" А.П.Петров удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году за оперу "Петр Первый" ему присуждена вторая Государственная премия СССР, а в 1995 году за симфонию-фантазию "Мастер и Маргарита" и за концерт для фортепиано с оркестром - Государственная премия РФ.

С 1955 года А.П.Петров является членом Союза композиторов. Долгие годы он был председателем правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (1964-1991). С 1991 года - председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга, с 1992 года - президент Санкт-Петербургского филармонического общества, Почетный доктор Петербургского гуманитарного университета.

Литература, чтение по-прежнему, как и в детстве, - остались его увлечением. Его любимые книги - "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова, "Темные аллеи" И.А.Бунина, "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова, поэзия А.С.Пушкина. В кино отдает предпочтение творчеству Ф.Феллини, в музыке Моцарту, Чайковскому, Прокофьеву, Гершвину.

Скончался 15 февраля 2006 года в Санкт-Петербурге.

С 1955 года А.П. Петров являлся членом Союза композиторов. Долгие годы он был председателем правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (1964–1991). С 1991 года – председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга, с 1992 года – президен

Родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Отец – Петров Павел Платонович (1903 г. рожд.). Мать – Ваулина Ольга Петровна (1902 г. рожд.). жена – Петрова Наталия Ефимовна (1931 г. рожд.), журналист. Дочь – Петрова Ольга Андреевна (1956 г. рожд.), композитор, соавтор некоторых произведений А. Петрова.
А.П. Петров был настоящим питерским интеллигентом, как минимум в третьем поколении. Его мама была художницей, отец – военным хирургом, а дедушка, обще художник-керамист, Петр Ваулин, работал гурьбой с Васнецовым. По его эскизам оформлены мозаичные части многих известных зданий, например, мечети в Санкт-Петербурге, Третьяковской галереи и отеля «Метрополь» в Москве.
До 14 лет Андрей Петров усердный музыкой не занимался. Увлекался литературой, сочинял рассказы, повести. В 1945 году увидел фильм «Большой вальс»: вид Иоганна Штрауса его вдохновил настолько, что он решил начинать композитором. А.П. Петров окончил музыкальное школа имени Н.А. Римского-Корсакова (1945–1949) и Ленинградскую государственную консерваторию (1949–1954).
В своем творчестве А. Петров развивал традиции русской классической музыки, а также своего выдающегося современника Д. Шостаковича, что писал: «Меня восхищает его плодотворная упражнение в разнообразных жанрах. А. Петров обладал яркой композиторской индивидуальностью». Его искусство отличалается мелодизмом и эмоциональностью. В то же пора сочинитель тактично использовал приемы современного композиторского письма. Это больше только проявлялось в его оркестровом мастерстве. Критики не раз отмечали яркую фантазию и роскошь красок его симфонических партитур.
В мире музыки, культуры за Андреем Петровым прочно закрепилась хвала современного классика. Он – композитор опер и балетов, симфонических произведений и инструментальных концертов, музыки к фильмам и театральным спектаклям, песен и легкой музыки. между его крупных произведений – оперы «Петр Первый» и «Маяковский начинается», балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Пушкин», симфонические сочинения: книга «Радда и Лойко», книга для органа и струнных, пение для скрипки с оркестром, пение для фортепиано с оркестром, начало «Vivat Olimpus», «Русь колокольная», вариации для оркестров и др.
Всемирную славный получил балет А. Петрова «Сотворение мира», в котором танцевал пресловутый Михаил Барышников и кто был показан во многих странах Европы и Америки.
Симфонические произведения композитора неусыпно присутствуют в репертуаре известных творческих коллективов, их исполняют самые авторитетные оркестры – под управлением Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Александра Дмитриева, Гюнтера Шулера (США), Козухиры Монзуми (Япония).
Разнообразны работы А.П. Петрова, написанные в последние годы. Это и балет «Мастер и Маргарита» для балетной труппы Бориса Эйфмана, и фортепианный согласие для американского пианиста Дерека Хана, и вариации для оркестра на тему Мусоргского. сочинитель написал две симфонии и струнный общество на темы протестантских гимнов. Премьеры этих произведений состоялись в Южной Корее. В 1990 году А. Петров создал симфоническую партитуру, использовав малоизвестную мелодию Глинки. Эта игра до недавнего времени являлась Государственным гимном России.
А.П. Петров также безостановочно работал в кино, сотрудничая с крупными русскими и зарубежными режиссерами. Песни, написанные им для кинематографа, – настоящие народные хиты. между его работ – искусство к популярным кинолентам «Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Укрощение огня», «Синяя птица» (СССР–США, главную роль исполнила Элизабет Тейлор), «Служебный роман», «Старая, старая сказка», «Осенний марафон», «Жестокий романс», сериал «Петербургские тайны» (совместно с О. Петровой) и некоторый другие. За музыку к фильму «Небеса обетованные» А.П. Петров удостоен премии «Ника». В 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия «Золотой Овен», а в 1999 году – премия «Золотой Остап».
В 1972 году сочинитель был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1976 году ему присвоено сословие народного артиста РСФСР, а в 1980 году – народного артиста СССР. В 1967 году за песни «Я шагаю по Москве», «Голубые города», «Песня о моем отце» и «Песня о друге» А.П. Петров удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году за оперу «Петр Первый» ему присуждена вторая Государственная премия СССР, а в 1995 году за симфонию-фантазию «Мастер и Маргарита» и за пение для фортепиано с оркестром – Государственная премия РФ. В 2005 году награжден орденом «За заслуги накануне Отечеством» III степени.
С 1955 года А.П. Петров являлся членом Союза композиторов. Долгие годы он был председателем правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (1964–1991). С 1991 года – глава Союза композиторов Санкт-Петербурга, с 1992 года – правитель Санкт-Петербургского филармонического общества, почетный ученый Петербургского гуманитарного университета. Был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России и Российской академии кинематогарфических искусств «НИКА».
Литература, чтение по-прежнему, как и в детстве, оставались его увлечением. Его любимыми книгами были «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Темные аллеи» И.А. Бунина, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, искусство А.С. Пушкина. В кино он отдавал важность творчеству Ф. Феллини, в музыке – Моцарту, Чайковскому, Прокофьеву, Гершвину.
Скончался 15 февраля 2006 года в Санкт-Петербурге.

Если мысленно сделать срез Вологды, вологодского края, он ушел бы в небо, начавшись с красот самой земли, с особой голубизны фресок Дионисия в Ферапонтове, с монастырских чистых «воздухов» до ароматов прозы Василия Белова, до щемящей душу музыки Валерия Гаврилина. В вершинном его творении — хоровой симфонии «Перезвоны» — есть все для русского ума и сердца, только умей слушать… » (Владимир Федосеев).

Замечательный русский композитор Валерий Гаврилин (1939–1999) занимает достойное место в ряду самых прославленных сыновей земли Вологодской — К. Батюшкова и В. Верещагина, В. Гиляровского и Н. Клюева, В. Шаламова и Н. Рубцова. В Вологде, где он родился 17 августа 1939 года, начался его трудный, но яркий и самобытный путь в искусстве. Гаврилин писал: «Вологда для меня … это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех ее проявлениях… Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае».

А детство это было нелегким — отец погиб на фронте, и после ареста матери Валерий воспитывался в детском доме с. Ковырино под Вологдой. Его первым учителем музыки была Т.Д. Томашевская. Благодаря ее настоятельным просьбам в 1953 было получено разрешение матери Валерия на его обучение в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, а затем, с 1958, и в самой консерватории. В 1964 В. Гаврилин закончил ее как музыковед и композитор, а через год был принят в Союз композиторов СССР.

Уже на ранних этапах творческого пути сложились основные особенности композиторского мышления Гаврилина — направленность на демократическую аудиторию, театральность, программность, склонность к жанровым, образным и стилистическим смешениям — сочетанию высокого и низкого, озорной шутки и гротеска, банального и трагического, архаического и остросовременного. Свежесть музыки композитора во многом связана с опорой на фольклорные, в том числе «низкие» жанры (частушку, «страдания», жестокий и мещанский романс). В. Гаврилин, наряду с Г. Свиридовым и Р. Щедриным, был одним из представителей так называемой «новой фольклорной волны»; этика и эстетика его музыки близка прозе В. Распутина и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова.

Музыка Гаврилина быстро завоевала признание. Ему были присуждены Государственная премия РСФСР им. М.И. Глинки (1967) за вокальный цикл «Русская тетрадь», I премия Всесоюзного песенного конкурса (1977) за песню «Два брата», премия Ленинского комсомола (1980) за вокально-симфоническую поэму «Военные письма», вокально-инструментальный цикл «Земля» и песню «Два брата». За ними последовали: звания заслуженного деятеля искусств (1979), народного артиста РСФСР, Государственная премия СССР за хоровую симфонию-действо «Перезвоны» (1985) и премия мэра Санкт-Петербурга за вклад в музыкальную культуру города (1995). Балет «Анюта» на музыку Гаврилина в 1983 был удостоен «Золотого приза» X Всесоюзного телевизионного фестиваля, а через 3 года поставлен в Неаполе на сцене театра Сан-Карло и назван лучшим спектаклем года в Италии. Широкую известность и любовь слушателей, помимо уже названных сочинений, получили песни «Простите меня», «Шутка», «Черемуха», вокальные циклы «Вечерок» и две «Немецкие тетради», фортепианные пьесы.

Большую часть жизни В. Гаврилин прожил в северной столице, но его связи с Вологдой никогда не прерывались — он писал музыку для спектаклей Вологодского драмтеатра, участвовал в I областной фольклорной конференции (1968), Международном Сергиевском конгрессе (1992), возглавлял жюри Областного конкурса композиторов-любителей (1981). В Вологде неоднократно проходили авторские концерты Гаврилина, последний — в Воскресенском соборе Кремля в апреле 1997.

Сразу после смерти композитора (28 января 1999, Санкт-Петербург) постановлением Губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева была создана Комиссия по наследию В.А. Гаврилина, а Вологодской филармонии присвоено его имя. В рамках областной программы «Наследие Гаврилина» проводится целый комплекс мероприятий.

Самым масштабным музыкальным проектом региона стал Международный музыкальный Гаврилинский фестиваль (1999, 2001, 2004, 2006). В Вологде проводится Губернаторский международный юношеский конкурс им. В. Гаврилина (2001, 2004, 2007). На базе ДШИ г. Сокола и в ДМШ им. В.А. Гаврилина г. Кадникова Вологодской области организован областной конкурс юных пианистов «Перезвоны судьбы».

Издательство «Композитор—Санкт-Петербург» осуществляет публикацию Полного собрания сочинений В. Гаврилина (в 20 томах). 7 из них уже вышли в свет, том I («Перезвоны») — при поддержке Департамента культуры Вологодской области. Изданы книги «О музыке и не только…» (2001), «Этот удивительный Гаврилин…» (2002), «Слушая сердцем…» (2005); сочинения композитора записываются на CD.
Ежегодно в конце января в Вологде проходят Дни памяти Гаврилина. Экспозиции, посвященные композитору, открыты в филиале Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Литература. Искусство. Век XX», в Вологодском районном краеведческом музее с. Кубенское, в краеведческом музее г. Кадникова. Имя Гаврилина носит школа-интернат № 1 для детей-сирот Вологды, в 2000 по решению Комитета Международного астрономического союза его имя было присвоено малой планете № 7369.

Мероприятия по увековечению памяти и пропаганде музыки В. Гаврилина проводятся и в Санкт-Петербурге. На средства Вологодской области в 2000 году открыт надгробный памятник композитору на Литераторских мостках Волкова кладбища, в 2001 году установлена мемориальная доска на доме Гаврилина по ул. Пестеля, 12. Имя композитора присвоено ДШИ № 8 Приморского района и Международному детскому конкурсу «Я — композитор». Учреждена именная стипендия для студентов теоретико-композиторского факультета Санкт-Петербургской консерватории. Практически синхронно с фестивалями в Вологде в городе на Неве проходили Гаврилинские фестивали (1999, 2001, 2004, 2006).

Биография

17.08.1939 Родился в г. Вологде в семье учителей; отец - Александр Павлович Белов, мать - Клавдия Михайловна Гаврилина
1939-1941 Семья жила в г. Кадникове Вологодской области
1941 Отец ушел добровольцем на фронт и погиб под Ленинградом
1941-1950 Семья жила в д. Перхурьево (Вологодской обл.). К. М. Гаврилина работала в с. Воздвиженье директором детского дома
1950 Арест матери, помещение в детский дом в с. Ковырино под Вологдой
1951 Начало занятий музыкой у педагога Т. Д. Томашевской в детской музыкальной школе № 1 г. Вологды
1952-1953 Первые опыты музицирования
1953-1958 Сочинение пьесы для фортепиано, струнного квартета #1
1953 Приезд в Вологду доцента Ленинградской консерватории И. М. Белоземцева и прослушивание.
Принят в 7 класс специальной музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории по классу кларнета, педагог Д. А. Юшкевич.
Параллельные занятия композицией в классе С. Я. Вольфензона и фортепиано в классе Е.С. Гугель
1958 Окончил школу и поступил в консерваторию на отделение композиции в класс доцента О. А. Евлахова
1959-1982 Сочинил музыку к 38 спектаклям: "После казни прошу..." (Лен. ТЮЗ), "С любимыми не расставайтесь" (Театр им. Ленинского Косомола), "Три мешка сорной пшеницы" (БДТ), "Живи и помни" (МДТ) и др.
Написал более 50 песен и романсов: "Любовь останется", "Скачут ночью кони", "Мама", "Шутка" (на ст. А. Шульгиной), "Черемуха" (на ст. О. Фокиной), "Два брата" (на ст. В. Максимова), "Прости меня" (на ст. А. Володина) и др.
1962 Перешел на музыковедческое отделение, специальность "Народное творчество - фольклор", руководитель Ф. А. Рубцов
Первая фольклорная экспедиция по псковщине.
1964-1993 Создано 57 фортепианных пьес для исполнения в две и четыре руки
1963 Создание вокального цикла "Немецкая тетрадь 1" ст. Г. Гейне.
1964 Закончил консерваторию по отделению "Музыковедение" и экстерном - по отделению "Композиция", поступил в аспирантуру (позднее по состоянию здоровья вынужден был уйти).
1965-1974 Работал педагогом в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, вел класс композиции.
1965 Создание вокального цикла "Русская тетрадь", сл. народные
Принят в члены Союза композиторов СССР
1966-1993 Написал музыку к 11 кинофильмам
1966 Работал лаборантом в фольклорном кабинете Ленинградской консерватории (расшифровка фольклорного материала)
1967 Присуждение Государственной премии РСФСР им. Глинки за вокальный цикл "Русская тетрадь".
Создание оратории-действа для мужского хора, солиста и симфонического оркестра "Скоморохи", ст. В. Коростылева, народные (первое исполнение состоялось в 1974 г. в Ленинграде, премьера в 1987 году в Москве)
Приезд в Вологду, экскурсия на теплоходе в Кирилло-Белозерский монастырь
1968 Приезд в Вологду, участие в I областной фольклорной конференции
1970 Создание вокального цикла "Времена года", сл. народные, С. Есенина, А. Твардовского
Приезд в Вологду, творческий вечер в Вологодском музыкальном училище
1971-1993 Создание вокального цикла "Песи Офелии" (сл. В. Шекспира, пер. В. Пастернака)
1972 Создание вокально-симфонической поэмы для солистов, детских и смешанных хоров и симфонического оркестра "Военные письма", ст. А. Шульгиной (премьера состоялась в 1975 г.) Создание вокального цикла Немецкая тетрадь № 2", ст. Г. Гейне
1973 Создание музыки к спектаклю Вологодского драматического театра "Над светлой водой" по пьесе В. И. Белова
1974 Создание вокально-симфонического цикла для хора, солиста и симфонического оркестра "Земля", ст. А. Шульгиной
1973-1975 Создание вокального цикла "Вечерок", ч. 1 "Альбомчик", ст. А. Шульгиной.
1975 Создание музыки к спектаклю Вологодского областного драматического театра "Черемуха" по повести В. Астафьева
1976 Первый авторский концерт в Ленинграде
1977 Лауреат I премии Всесоюзного конкурса за песню "Два брата" (сл. В. Максимова)
Первая статья о Г.В. Свиридове
1978 Приезд в Вологду, авторский концерт в филармонии
1979 Присвоение звания "Заслуженный деятель искусств РСФСР"
1980 Присуждение Премии Ленинского комсомола за вокально-симфоническую поэму "Военные письма", вокально-инструментальный цикл "Земля" и песню "Два брата"
1981 Создание музыки к спектаклю Вологодского областного драматического театра "Мой гений" по пьесе В. Аринина
Создание хоровой симфонии-действа для солиста, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца "Перезвоны", ст. В. Гаврилина, народные и А. Шульгиной
Телефильм "Композитор Валерий Гаврилин"
1982 Создание музыки для телевизионного балета "Анюта", либретто А. Белинского по рассказу А. Чехова
Приезд в Вологду, поездка в д. Перхурьево и г. Кадников
1959-1983 Написано более 50 песен и романсов, в том числе "Скачут кони", "Город спит", "Шутка" ст. А. Шульгиной, "Я не знаю" и "Черемуха" ст. 0. Фокиной, "Два брата" ст. В. Максимова, "Я очи знал" ст. Ф. Тютчева, "Мой гений" ст. К. Батюшкова, "Простите меня" ст. А. Володина
Создана музыка к 38 спектаклям
1983 Приезд в Вологду, участие в фестивале "Вологодская музыкальная осень", творческий вечер в филармонии
1984 Создание музыки для телевизионного фильма "Дом у дороги", либретто А. Белинского по поэме А. Твардовского. Приезд в Вологду
1985 Присвоение звания "Народный артист РСФСР" и присуждение Государственной премии СССР за симфоническое действо "Перезвоны" (по прочтении В. Шукшина). Премьера спектакля Тетра современного балета Эйфмана (Ленинград) "Подпоручик Ромашов" по повести А. Куприна, музыка-композиция из произведений В. Гаврилина.
1986 Премьера балета "Анюта" в Неаполе (Театр "Сан-Карло"), постановка в Большом театре
1988 Телефильм "Пишу свою музыку" (ЦТ), "Жила была мечта" (Ленфильм)
1989 Создание музыки для телевизионного балета "Женитьба Бальзаминова", либретто А. Белинского по пьесе А. Островского
1992 Приезд в Вологду, участие в работе Международного Сергиевского конгресса
Приезд в Вологду. Авторский концерт в Вологодском музыкальном училище
1994 Телефильм "С Днем рождения" (СПб ТВ)
1995 Лауреат премии мера за вклад в музыкальную культуру города
1997 Приезд в Вологду. Творческий вечер в областной картинной галерее
Присуждение премии "Россия Вечная" Народно-патриотического союза России
1998 Последний прижизненный концерт в Капелле
28.01.1999 Скончался
1999 Фестиваль музыки композитора Валерия Гаврилина, посвященный 60-летию со дня рождения (Санкт-Петербург)
Музыкальный фестиваль памяти композитора Валерия Гаврилина в Вологодской области
2000 Установка пямятника композитора на Литераторских мостках в Санкт Петербурге
2001 Дни памяти композитора (Вологда - Санкт-Петербург)
Первый губернаторский международный юношеский конкурс им. Валерия Гаврилина (Вологда)
Гастрольный показ балета "Анюта" в Вологодском драматическом театре
Музыкальный Гаврилинский фестиваль (Санкт-Петербург)
Фестиваль им. Валерия Гаврилина (Вологда)

Творчество

Для творчества Гаврилина характерны русская напевность и лиризм. Им введены новые формы хорового музицирования, основанные на синтезе академических и бытовых жанров. Со своей «Русской тетрадью» он вошел в музыку в 60-е годы, в период так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей-"деревенщиков". В «Русской тетради» и в «Военных письмах» он воплотил образ северо-русской крестьянки, а в вокальном цикле «Вечерок» создал портрет своеобразной Гретхен русской провинции.

Как эстетика, так и стиль В.Гаврилина — наглядный пример неоромантических тенденций в современной русской музыке. Это проявляется прежде всего в тяготении к излюбленному романтиками жанру песни, в эстетизации и утонченной разработке простых песенных форм. Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» — найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдаленная связь с народными музыкальными представлениями, с традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. Так, «Свадьба» (либретто В.Гаврилина и А.Шульгиной) и «Пастух и пастушка» (по В.Астафьеву) ближе к психологической драме, а представление и песенки из старой русской жизни «Скоморохи» (слова В.Коростылева) — образец социальной сатиры. В хоровой симфонии-действе «Перезвоны» сатирический элемент переплетен с мифологическим, со сказочной фантастикой, с аллегорией, с драматической темой суда личной совести перед лицом смерти.

В инструментальной музыке В.Гаврилина большое место занимают программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и дивертисменты. Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина — культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм — душа его музыки.

Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России - student2.ru Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота ее стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины - драгоценное свойство этой музыки, ее сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встает вольная, перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это - подлинно. Это написано кровью сердца. Живая, современная музыка глубоко народного склада, и - самое главное - современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах. (Георгий Свиридов) Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России - student2.ru

Литературное наследие

Литературное наследие В. А. Гаврилина — критические статьи, эссе, вступительные слова, выступления, интервью — раскрывает еще одну важную и неповторимую гранье го яркой личности. «Он писал и говорил о высокой миссии искусства — особенно музыки — в жизни народа, о композиторах (М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, Г. В. Свиридове), исполнителях (З. А. Долухановой, Е. А. Мравинском, С. Т. Рихтере), о поэтах и писателях (Н. М. Рубцове, В. М. Шукшине, В. П. Астафьеве), об актерах, о фольклоре, о бардовской песне и современной эстраде, о музыкальном восприятии и музыкальном просвещении, о нравственности, экологии и о многом другом, писал всегда темпераментно и увлекательно, в яркой образной и доходчивой форме. Его статьи и эссе, выступления по радио и телевидению, интервью с ним отличаются глубиной мысли, четко сформулированной позицией и собственным блистательным литературным стилем»[2]

Знаток и тонкий ценитель русского литературного слова Г. В. Свиридов писал Гаврилину:

Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России - student2.ru Вы обладаете подлинным литературным даром (что я заметил уже давно!), имеете свой язык, стиль и манеру высказывания. "Исправлять" Вас это значит "портить" Вас[...] Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России - student2.ru

Гаврилин ориентировался на лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной критики — Б. В. Асафьева, Р.Роллана. «Существенно отличаются статьи от большого числа работ, которые пишутся музыковедами для музыковедов и в которых излагаются многие важные и интересные мысли — как бы схемы анализа, поднявшиеся до интересных научных обобщений, однако не обретшие той художественной и литературной формы, в какой он были бы доступны широкому кругу интересующейся музыкой публики.» [2]

Сочинения

Балеты

  • Анюта, балет в 2-х действиях, либретто А.Белинского по А.Чехову (1982)
  • Дом у дороги, балет в 1-м действии, либретто А.Белинского по поэме А.Твардовского (1984)
  • Подпоручик Ромашов по А.Куприну (1985)
  • Женитьба Бальзаминова (1989)

Оперы

  • Моряк и рябина (1968)
  • Семейный альбом (1969)
  • Пещное действо (1970)

Симфонические произведения

  • Тараканище, симфоническая сюита (1963)
  • Увертюра C-dur для симфонического оркестра (1964)
  • Адажио для струнного оркестра (1964)
  • Свадебная, симфоническая сюита № 1 (1967)
  • Театральный дивертисмент, симфоническая сюита № 2 (1969)
  • Русская, симфоническая сюита № 3 (1970)
  • Французская, симфоническая сюита № 4 (1973)
  • Портреты, симфоническая сюита № 5 (1979))
  • Памяти Батюшкова, вальс для симфонического оркестра (1981)
  • Анюта, симфоническая сюита № 6 (1982)
  • Дом у дороги, симфоническая сюита № 7 (1984)

Прочее

  • Музыка к спектаклям (36): «Так женился Копачи», «Походный марш», «Бронепоезд 14-69», «После казни прошу», «Через 100 лет в Березовой роще», «Две зимы и три лета», «Преступлени и наказание», «С любимыми не расставайтесь», «Шаги командора», «Свои люди — сочтемся», «Над светлой водой», «Три мешка сорной пшеницы», «Черемуха». и др. (1959—1977)
  • Песни для голоса и ф-но, инструментального ансамбля или эстрадно-симфонического оркестра.
  • Поэма № 426 для солиста, инструментального ансамбля, ЭВМ 328-RS и магнитофона

Фильмография

  • На диком береге (1966) Реж. Анатолий Граник
  • Источник (1968) Реж. Анатолий Граник
  • В день свадьбы (1968) Реж. Вадим Михайлов
  • Василий Меркурьев (1970) телефильм, Реж. В.Бычков
  • Счастье Анны (1969) Реж. Юрий Рогов
  • Месяц август (1971) Реж. Вадим Михайлов
  • Театральные истории (1972) Реж. Александр Белинский
  • Рыцарь из Княж-города (1979) Реж. Вадим Михайлов
  • Пристань (1980) Реж. В.Сорокин
  • Деревенская история (1981) Реж. Виталий Каневский
  • Анюта (1982) Реж. Александр Белинский, Владимир Васильев
  • Обида (1986) Реж. Аркадий Сиренко
  • Байка (1987) Реж. Георгий Бурков, Герман Лавров
  • Женитьба Бальзаминова (1989) Реж. Александр Белинский
  • Провинциальный бенефис (1993) Реж. Александр Белинский


Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в России

Художественный процесс 60—70-х годов отличался интенсивнос­тью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известны­ми общественно-политическими процессами,происходившими в , стране. Не зря это время называют политической и культурной «от­тепелью».На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воз­действие оказало и бурное развитие научно-технического прогрес­са, определившее многие социально-экономические процессыэто­го периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в ху­дожественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Рас­путина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Во­лодина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в быто­вых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В 60—70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечест­венной войны в прозе и кинематографе.Художественные произве­дения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и собы­тия минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдель­но взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими вой­ну по личному опыту. Это прозаики — В; Астафьев, В. Быков, Г. Бак­ланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры — Г. Чухрай, С. Ростоцкий.

Подлинным явлением советской культуры стало рождение в.период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Ее про­явление отнюдь не говорит о том, что существовали особые худо­жественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставля­ли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общече­ловеческих.

Писатели-«деревенщики» не только зафиксировали глубо­кие изменения в сознании; морали деревенского человека, но и по­казали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших по­колений младшим. Нарушение преемственности традиций приво­дило к вымиранию старых русских деревень с их веками складыва­ющимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни — понятие «дома», в которое издревле русск<

Наши рекомендации